Агитационный фарфор на антикварном рынке

Специально представлять агитационный фарфор нет смысла, но все же стоит вспомнить некоторые подробности его появления. На сегодняшний день нет аналогов данному виду искусства, которое зародилось еще в начале XX века. Иногда просматривается некоторая схожесть с французским фаянсом, который выпускался во времена революции 1789 года. Тогда на изделиях изображали карикатуры православных сословий, петуха сидящего на пушке и многое другое. Но когда все стали уставать от постоянно идущих войн стали появляться фарфоровые предметы с умиротворенными рисунками и лозунгом «стремлюсь сюда». Во время войны 1812 года русскими мастерами изготавливались фарфоровые и стеклянные изделия с карикатурами военных французской армии и графическими изображениями российских героев, которые с большим трудом можно присоединить к агитационному.

Но стоит обратно вернуться к начатой теме. Одним из последних упоминаний, в котором речь шла о фарфоровом заводе разместила на своих страницах газета «Свет» 1917 года выпуска от 17 февраля. Все изделия, выпускаемые с ИФЗ, обязательно клеймились меткой с изображением двуглавого орла темно-зеленого цвета, а в круге была отметка «1917». В те времена было произведено большое количество агитационного фарфора, который сегодня имеет большую ценность. В 1918 году принято постановление Коллегией отдела искусства о том, что завод переходит во владение Народного Комиссариата и становится с этого момента Государственным фарфоровым заводом, который располагается в Петрограде и используется, как испытательная лаборатория для производства изделий из керамики.

В этот же момент ГФЗ получает очень крупный заказ от государства на производство бюстов людей, которые внесли свой вклад и были активными участниками революции. Также ГФЗ предстоит изготовить предметы декора с лозунгами того периода. Этот заказ был следствием установленного В.И. Лениным плана пропаганды в монументах. Из этого последовало принятие декрета о том, что все памятники царским персонам и их слугам должны быть сняты, а их место займут памятники социалистической революции. Самыми первыми работами по этому заказу стали бюсты К.Маркса и К.Либкнехта работы Н.Кузнецова. Также был изготовлен бюст публициста восемнадцатого века Новикова Н. и рельеф «Декабристы» от скульптора Данько. Самой лучшей из вышеперечисленных работ безоговорочно стал бюст К.Маркса.

 

Несколькими годами ранее через магазин «Букинист», в котором был отдел антиквариата, была продана оригинальная работа В.Кузнецова. Именно в тот момент у музея небыло достаточно средств, чтобы приобрести этот бесценный шедевр, который был в итоге куплен коллекционером за совсем смешные деньги для такой работы около 1700 долларов. С бюстом К.Маркса был связан один интересный исторический факт. Самое первое произведение, изготовленное из фарфора, было куплено коллекционером Морозовым, у которого, как известно, на то время было собрание фарфоровых изделий. Позднее вся его коллекция была преобразована в Музей фарфора.

Из декоративных работ самым первым появилось блюдо, ставшее произведением монументальной пропаганды. На этом изделии был изображен герб РСФСР в разных цветах и с позолотой на черном фоне. Создана эта живописная работа была по изображению, принадлежащего С.Чехонину, и посвященное октябрю 1918 года. За этим блюдо последовало большое количество изделий с агитационной символикой. Вместе в Чехониным, который в то время руководил творческим отделом трудились и другие знаменитые художники и скульпторы: В.Кузнецов, Н.Данько, М.Адамивич, В.Тимарев, З.Кобылецкая и другие.

Интересным является тот факт, что производство изделий из фарфора планировалось сделать массовым и доступным для любого покупателя. Даже известного художника Д.Штеренберга, который в то время занимался делами искусства, очень волновал тот факт, что все изделия ГФЗ стекаются в руки коллекционеров, при этом, не попадая в руки обычных рабочих. Таким образом, обращал внимание Штеренберг, агитационный фарфор не выполняет возложенной на него миссии. Во время беседы Штеренберга Ленин заверил художника в том, что с течением времени, когда производство поднимется на массовый уровень, изделия из фарфора станут доступными рабочему классу. Что касается всероссийского старосты Калинина, то он наивно думал о том, что через некоторое время у рабочих и крестьян начнет развиваться вкус и стремление обустраивать свое жилище изящными произведениями искусства по его словам и фарфор доложен был стать тем изделием, которое будет в каждом доме и квартире.

Но как показывала практика, дело с фарфором обстояли совершенно по-другому. Продукция выпускается не большими партиями и предназначается в основном для представления молодого Советского государства на международных выставках. С 1920 года фарфоровые изделия ГФЗ успели побывать на европейских выставках. Одним журналистом довольно точно было подмечено, что революция нашла свое отражение в фарфоре. С этого времени советский фарфор становится известным за рубежом, и пользуется популярностью у коллекционеров.

В поддержку слов одного французского журналиста высказался советский коллекционер В.Охочинский. В журнале под названием «Среди коллекционеров» от 1921 года (№№ 8-9) он рассказывает о своих впечатлениях о выставке фарфоровых изделий в магазине, который принадлежит заводу. Также он отмечает, что только ГФЗ удалось отыскать новые виды живописи, которые в историю войдут, как произведения пролетарского стиля. В качестве косвенного подтверждения вышесказанного можно привести пример такого происшествия, которое произошло в Брюсселе, кода белоэмигранты разбили витрину с советским фарфором.

 

В самой же советской стране увидеть фарфоровые изделия ГФЗ можно только на витринах в Москве или Петрограде. Тому подтверждением стали воспоминания художника Елены Данько, которая говорила, что кто может вспомнить Петроград прошлых лет, то наверняка вспомнит пустынные мостовые, хмурые жилые дома, погрязшие во мраке, а в их окнах звезды, а также витрины магазинчиков на улице 25-го Октября. В этих витринах красовались сверкающие белые блюдца, на которых горели красные звезды, советская символика, мерцающие фарфоровым золотом, а цветы сплетались, образовывая вензелек РСФСР. Также там были меленькие красногвардейцы, матросы и шахматы, изготовленные из фарфора. На большом красивом блюде в венце красовался лозунг «Мы превратим весь мир в цветущий сад».

Но, к большому сожалению, мир так и не изменился, но сам фарфор производства ГФЗ стал предметом коллекционирования. Сейчас рассмотрим, как формировался спрос и цена на предметы из фарфора на отечественном рынке.

Еще в то время было понятно, что преимущества и привлекательность изделий с агитационной символикой значительны и очевидны. Тот же Охочинский постоянно жаловался на то, что продукция государственного фарфорового завода не продается и постоянно надеялся на аукцион, который будет проводиться для сбора средств голодающим. Кроме этого все изделия, которые предназначались для реализации на аукционе, имели отличительную особенность. На них была пометка «В пользу голодающих». Изначально эта акция была направлена на помощь голодающим, и предполагалось, что агитационный фарфор будет участвовать в аукционах заграницей.

В журнале «Эхо» от 1922 года размещается статья об успехе аукциона, который проходил в Стокгольме. Здесь была продана за значительную сумму тарелка с изображением Ленина. Во время торгов присутствующие долго торговались, желая стать владельцем этого произведения. Сейчас мы говорим об известной тарелке, где размещен портрет В.И.Ленина. Это изделие дело рук Адамовича М. было создано на основании рисунка Альтмана. Отличное подтверждение того, что агитационный фарфор становиться популярным среди иностранных коллекционеров можно найти в журнале «Среди коллекционеров» №10 от 1921 года. Здесь говорится о том, что Петровнешторгом нанимает судно для доставки в Лондон большого количества разнообразных товаров, в числе которых присутствует фарфор. Далее в журнале говорится о том, что советский фарфор стал пользоваться большим спросом в Европе, а особенно ценятся изделия ГФЗ. В основном ценятся фарфоровые изделия, которые завод выпускал под какие-то политические события с нанесенными на них лозунгами. Еще одно доказательство того, что фарфор очень ценен заграницей, говорит статья, в которой упоминается о том, что в связи с все большим количеством приезжих иностранцев стоимость фарфора и других советских художественных изделий увеличилась в два раза. Таким образом, очень повысился интерес у иностранцев, как к новым, так и старым отечественным произведениям искусства.

 

С этого времени фарфор представлен не только, как агитационная продукция, но и превращается в новую статью дохода для страны. Это можно подтвердить проходящими в то время торгами, где в 1921 году в сентябре месяце за пару тарелок просили 19800 рублей, а за такое же количество «новых» выручали 22000 рублей.

Еще одним примером высокого спроса на фарфоровые изделия становиться события, когда в 21-ом году в магазине ГФЗ в свободной продаже появились агитационные фарфоровые изделия. Быстрее всего этому поспособствовало открытие выставки в Доме Искусств. Теперь в магазине изделия, выпущенные последними реализовывались уже по цене 400 тысяч рублей, тарелки продавали от 12 тыс. до 300 тыс. рублей. Самой дорогостоящей тарелкой стала работа Адамовича под названием «Красная звезда». Это изделие имеет оригинальное украшение золотыми колосьями и имеет кобальтовый бортик.

В первую очередь спрос на рынке антиквариата повышается с наступлением новой экономической политики. Это отмечает в одной из статей источника «Среди коллекционеров» Строев. Он говорит, что просто ошибочно предполагать, что рассвет антикварного рынка приходится именно на наступление НЭПа, этот рынок был все время, начиная с революции. Все дело в том, что в революционное время он был ограниченным и все антикварные вещи вращались в узком кругу коллекционеров. Но теперь все по-другому рынок стал широким, антикварная продажа имеет право на существование, появились специалисты в этой области и новые заинтересованные клиенты, а также новые модные тенденции. Исходя из этого уследить за ценами и спросом не так просто даже опытному антикварщику. Трудно не заметить, что размышления Строева очень схожи с положением дел на антикварном рынке 90-х годов, когда произошел дефолт.

Но опять стоит вернуться во времена, когда приближается 1937 год и положение на рынке антиквариата кардинально меняется. В это же время заметно коренным образом меняется отношение ко всем личностям, которые участвовали в производстве агитационного фарфора. Теперь и Чехонин из отважного революционера, как отзывался о нем Эфрос стал идеологом оттесненных капитализмом групп и реставратором прошлых лет.

Как совсем смешной примера критики можно вспомнить обсуждение изображения, известного под названием «Новгородская стройка». В одной из публикаций, вышедшей в 1932 году в сборнике об оформлении посуды Соколова пишет о том, что мастер не смог донести идею о социалистическом строительстве, так как он бессилен видеть это, и тем более предать эту информацию в своем творчестве. И как говорит Соколова совершенно не понятно, куда зовет нас художник, когда на его изображении ветер дует одновременно в две стороны. Неосторожность художника заключалась в том, что он дым из труб фабрики направил в одну сторону, а парус проходящей мимо лодки совсем в другую.

 

Стоит напомнить, что в этой критике речь шла только об одном рисунке, который был предложен для массового оформления посуды. Но все же некоторые предметы из фарфора именно с этим изображением до сих пор хранятся в музеях. В одном из последних салонов антиквариата был выставлен чайный сервиз в отличном виде, причем за не большую цену, но таких денег в музее не нашлось.

Совсем не удивительно, что художественно-эстетические пристрастия коллекционеров в том контексте существенно менялись. Как раз в то время в силе интерьера утверждается сталинский ампир и особым спором пользуются предметы русского классицизма прошлых веков. В таком окружении собирательство фарфора на фоне царских убранств выглядело неким чудачеством и постоянно воспринималось непониманием и насмешками. Миронова Мария Владимировна, которая создала коллекцию фарфора в 1930-е года вместе с Менакером А., говорила, что ее увлечение постоянно высмеивали ее друзья, делая акцент на том, что в настоящий момент модно собирать старинные вещи, а не черепки. Но по словам Мироновой, как раз тогда собирать предметы старины было очень просто, а найти экземпляр агитационного фарфора стоило много усилий.

Но, несмотря на такое притеснение в те годы возникали новые коллекционеры, которые выделяли для себя важным приоритетом не широкий размах, а желание передать культурное наследие следующим поколениям и культурные ценности своего народа. Именно в тот период начинается коллекционирование советского фарфора. Кроме Мироновой и Менакера, о которых говорилось выше, собирать отечественные коллекции стали Бакулина С., Утёсовых Э., Вишневский Ф. и Кристи Е. Также в их коллекционерские интересы входили изделия агитационного фарфора.

В это же время и в Москве и в Ленинграде работают антикварные лавки, где можно было найти предметы раннего агитационного фарфора. В пример можно привести музей керамики, который в то время переехал из Москвы в Подмосковье и купил в свою коллекцию в магазине антиквариата скульптуру Данько «Пятилетие Красной Армии». Это событие произошло в 1939 году, а в 1949 году была куплена статуэтка Кустодиева «Гармонист».

Приблизительно в 50-60 годах коллекционирование становиться модным и престижным, получив официальный статус. Вместе с довоенными коллекциями образовываются новые, несущие в себе одно или несколько направлений одновременно. В это время отечественные коллекции раннего периода есть уже у Кагана Л., Рубинштейна Я., Гридневой Е. и других вышеупомянутых коллекционеров в Москве, и у Голод В., Рыбаковой О., Рыковой-Саяновой Е. и Эзраха И. в Ленинграде. В этот момент их имена были известны только узкому кругу лиц, так же как и фарфор, который находился в руках ограниченного количества людей. Тогда советский фарфор все еще оставался невидимой разновидностью антиквариата, как в стране, так и за ее пределами.

 

В послевоенный период агитационный фарфор впервые появился на вставке, которая была организована ГРМ и ЛФЗ. Экспозиция была размещена в Государственном российском музее с 1954 до 1957 года. В 1961 году выходит сборник с кратким описанием всех предметов выставки. Но желание сделать фарфор легализованным и познакомить с ним широкие массы стал выпуск каталога в 1962 году, где было включено 174 изделия производства с 1918 до 1923 года. В этом собрании было представлено подробное описание и комментарии к каждому экспонату, а также биографии авторов этих шедевров, заводские и авторские метки. Сегодня издание этого каталога является раритетным, а его тираж составил только 5 тысяч экземпляров.

Следующие годы изделия из фарфора постоянно представлены в музейных экспозициях, регулярно появляются на выставках, которые проходят по стране. В пример можно привести выставки, посвящённые агитационно-массовому искусству времен октябрьской революции, проходившей в 1967 году и выставка керамики и стекла, проходившая в том же году. Обе выставки сопровождались наличием каталога. Теперь стали появляться некоторые публикации на эту тему и наиболее существенной, как, на мой взгляд, стала статья Андреевой Л. На тему «Советский фарфор 20-30 годов». И только после судьбоносных выставок, которые проходили в Москве и Париже с 1979 и до 1981 годов, а также в Лондоне и Оксфорде с 1984 по 1985 года начинается стремительное вхождение светского фарфора за рубеж. С того момента фарфор попадает в поле зрения знаменитых лондонских аукционов Кристи и Сотбис и становиться предметом коллекционирования для западных и американских музеев.

В 1990 году в публикацию выходит книга Нины Лобановой-Ростовской, которая раскрывает тему «Revolutionеry ceramics soviet porcelain, 1917-1927». Автор книги это жена известного коллекционера. В ее книге были описаны самые первые собрания изделий из фарфора, производства ГФЗ, которые были собственностью Николаса Линна. В итоге она была реализована на аукционе Сотбис.

Сейчас стоит перейти к сегодняшнему времени. За несколько лет в России наладился легализованный антикварный сбыт, который постоянно видоизменялся , совершенствовался, преодолевая то бурные этапы развития, то затишья, причиной которых становилась нестабильная ситуация в государстве в 1995 году. Пик активности антикварного рынка в России приходиться на 1993-1994 года.  С приходом 1996 года стали практиковать осенне-весенние антикварные салоны, которые организовывает Экспо-Парк. Эти российские салоны стали знаковыми не только для антикваров, но и для тех, кто любит старое искусство советского периода.

 

Со временем становятся востребованными определенные категории антиквариата, и в них входит агитационных фарфор, что обусловлено вкусами и желаниями покупателей. К большому сожалению после ухода из жизни коллекционеров и их коллекции также растворяются во времени, переходя в другие собрания, таким образом, прекращая существовать. Некоторые собрания фарфоровых изделий целиком или частично попадают в музеи. К примеру, коллекция Бакулина попадает в музей керамики в Кусково, а собрания Рубинштейна и Гридневой оседают в Третьяковской галереи и Всероссийском музее. На сегодняшний день во Всероссийском музее находятся собрания Мироновой, Утесова и Менакера. Одним из лучших коллекционеров в Москве сегодня является А.Гарин, у которого имеется собрание фарфора Данилова П.

Сейчас круг коллекционеров агитационного советскогофарфора очень узок, что в свою очередь оказывает значительное влияние на его спрос. Большое количество изделий из разных коллекций попадает за рубеж, в качестве предметов для выгодного капиталовложения. В этом случае предусмотрена продажа с прибылью. Может быть, потому сейчас антикварный отечественный рынок не может похвалиться такими же ценами, как и на западе. Но ситуация начинает изменяться и сейчас появляются все большее число почитателей данного вида искусства, что позволяет сформировать компетентный круг коллекционеров. Для составления собственных коллекций новыми собирателями привлекаются к работе антикварщики-эксперты.

Подтвердить вышесказанное, можно конкретными примерами продаж антиквариата на аукционах, которые проходили в 90-х годах:

  • Альфа-арт аукцион, проходивший в Москве в апреле 1993 года.Реализована скульптура Данько «Работница, вышивающая знамя» — стоимостьтысячу долларов (прогнозируемая цена 550-750). Еще одна работа «Часовой» Давтяна, продана за 500 долларов (прогноз 100-150);
  • Антиквар, аукцион проходивший в Петербурге в мае 1993 года была реализована статуэтка Данько «Милиционер» — стоимость 120 тысяч рублей;
  • Альфа-арт, аукцион в Москве в феврале 1994 года, выставлено на продаже уникальное блюдо производства Волховского завода в конце 20-х годов, не продано, а прогнозируемая цена была установлена от 3500 до 4500 долларов. Немного позже работа нашла своего нового владельца;
  • Альфа-арт, аукцион, проходивший в июне 1994 года, представляет блюдо Вильде, на котором красуется надпись «Пролетарии всех стран объединяйтесь!». Прогнозируемая стоимость изделия от 5000 до 7000 долларов, но оно так же, как и предыдущий лот остается не купленным, но позже все-таки находит своего хозяина;
  • Альфа-арт, аукцион, проходит в Москве в октябре 1994 года, выставлена тарелка Щекотиной-Потоцкой с лозунгом на немецком языке, продана за 1200 долларов (прогнозируемая стоимость от 1200 до 1500);
  • Антиквар, аукцион в Петербурге в марте 1994 года, выставлена скульптура Данько «Работница, вышивающая знамя», ушла с аукциона по цене 150 тысяч рублей;
  • Гелос, аукцион, проходивший в декабре 1995 года, оцениваются две тарелки Чехонина и их предполагаемая стоимость от 700 до 800 долларов.

Начиная с 1996 года, торговля антикваром снова стала работать по старой и проверенной схеме, а торги проводятся в большинстве случаев дилерские. В основном проводятся они фирмой Гелос. Найти оригинальные шедевры советского фарфора в продаже очень сложно, чаще появляются предметы мелкой пластики. Очень популярны фигурки Данько и Кузнецова. В пример можно привести последнюю выставку в антикварном салоне, где не присутствовало ни одного предмета агитационного фарфора. Таким образом, официальной статистики по продажам и стоимости антиквариата нет.

 

На собственной практике могу подтвердить, что цена дилерская на тарелки агитационного фарфора может изменяться в пределах от 1000 до 3000 долларов. На стоимость антиквариата влияет имя создателя, сюжет, дата изготовления, клеймо, надписи и, конечно же, сохранность. К примеру, большое уникальное блюдо можно купить и значительно дороже. Окончательную стоимость фарфоровых изделий ГФЗ можно только предположить и она всегда значительно выше. Самым главным фактором, который оказывает свое влияние на формирование стоимости, является художественная ценность этих предметов, которые очень редко появляться на рынке антиквариата.

Для наглядного примера можно привести несколько данных о реализации фарфоровых изделий на аукционе  Сотбис:

  • Июль месяц 1996 год на продажу выставлена редкая тарелка Тимарёва «Красноармеец с факелом и красным знаменем», которое развивается над изображенными в символическом ключе государствами Востока. На этом изделии имеются надписи на нескольких иностранных языках. Она была реализована за 1600 фунтов (прогнозируемая стоимость от 800 до 1200). Еще одно изделие Адамовича с изображением красноармейца и цветочной надписью РСФСР 1918-1923 гг. Продана за 5 тыс. 800 фунтов (прогнозируемая стоимость от 8 тыс до 12 тыс.);
  • Февраль 1998 года блюдо, изготовленное по рисунку Адамовича «Пять лет красной армии» вышло на аукцион с прогнозом от 6 тыс. до 8 тыс. фунтов. Тарелка, изготовленная по изображению Альтмана «Земля трудящихся» — прогноз от 5000 до 7000 фунтов. Еще одно блюдо Вильде спометкой «Голодающему населению Поволжья» прогноз от тысячи до 1500 фунтов и тарелка Адамовича «Красна звезда» от 4000 до 6000 фунтов прогнозируемая стоимость;
  • В октябре 1998 года выставлена тарелка, изготовленная по рисунку Чехонина «Синий герб с цветами» 1918 года, продалась эта антикварная вещь всего за 700 долларов, а прогнозируемая на нее стоимость колебалась от 400 до 600. Такая стоимость могла образоваться только из-за того, что на лоте не указали имя автора. На этом же аукционе продается тарелка Н.Зандер, автор, который был малоизвестен в широких кругах. На изделии изображена советская символика, а надпись на тарелке гласит «Кто не с нами, тот против нас!». Прогнозируемая стоимость этого лота от 300 до 400. Продана за 1150 фунтов. Еще один лот, имя его автора никто не знает, блюдо с лозунгом на немецком, была продана по предъявленной цене в 700 фунтов;
  • Ноябрь месяц 1999 года на аукционе выставлена тарелка Кобылецкой «Государственное книгоиздетельство» была реализована за 2 тыс. 200 фунтов (прогноз от 800 до тысячи фунтов).Тарелка по рисунку Вильде С гравюрой «Победа трудящихся» и еще одна «Октябрь 1917» тоже были проданы за 2 тыс. 200 фунтов (прогноз от 1300 до 1500). Еще лот работа Чехонина блюдос надписью из цветов РСФСР продалась всего за 850 (прогноз от 10 тысяч до 15 тысяч);
  • Ноябрь 2001 года в пример приводятся только прогнозируемые цены. Шедевры Данько «Матрос» и Кузецова «Красноармеец» – от 2000 до 2500 фунтов. Еще одни лот фигурка работницы, вышевающей знамя, работа Данько вместе с другой статуэткой, без агитации прогнозируемая стоимость от 2000 до 2500 фунтов.

И в самом конце хотелось бы посоветовать только начинающим антикварщикам. Для опытного коллекционера эти советы не нужны. Перед тем, как приобрести любой предмет антиквариата стоит убедиться, что он является подлинным, что сделать в случае агитационного фарфора очень сложно. Это обусловлено тем, что на рынке появляется большое качество подделок, которые трудно отличить от оригиналов.

 

Стоит заметить, что подделки советского фарфора стали появляться практически одновременно с оригинальными изделиями. К примеру, в 1923 году ГФЗ пишет обращение к уполномоченному лицу СССР в Германии с просьбой разобраться с вопросом о том, что за пределами Советского союза изготавливаются копии фарфоровых изделий и продаются, как оригиналы. А это в свою очередь наносит непоправимый ущерб заводу изготовителю. Как раз в это время ГФЗ уже успел нарастить объемы производства и сам отправляет свои изделия на продажу заграницей. Как считают эксперты, самым надежными тарелками с агитационной символикой были выполнены на дореволюционном белье. Как известно в послереволюционный период для агитации применялись не расписные, но с маркировкой изделия ИФЗ. Чаще всего маркировка выглядит следующим образом: Н-II, где под короной указана дата. Очень редко встречаются экземпляры с маркировкой А-III или с маркой государства в образе темно-зеленого двуглавого орла, а рядом виднеется советская символика. Автором этого рисунка стал Карев А. На всех остальных изделиях из советского фарфора была похожая по стилю написания тисненная марка.

В это же время с этим же бельем применяются изделия отформатированные после революции. На них видна марка, которая производится подглазурно-зеленой краской. Стиль написания, цвет, метод нанесения и дата каждый год изменяются. Иногда можно встретить два или больше клейма разного начертания и времени. Также на заводских марках можно видеть спецзнаки, метки и монограммы художников. Уметь разбираться во всех этих деталях – это возможность грамотно выбрать оригинальное изделие советского агитационного фарфора. Также очень важно обратить внимание на художественно-эстетические преимущества предмета, на его краски, стиль росписи и манеру исполнения в целом. Все вышеприведённое под силу заметить только мастеру, который под рукой имеет похожую коллекцию.

Если вы собираете коллекцию агитационного фарфора, то стоит в первую очередь обратить внимание на произведения известных авторов, которые на сегодня стали классикой жанра. Такими художниками ГФЗ стали Чехонин, Адамович, Вильде и другие. Работы этих мастеров ценятся больше всего. Но если вам удалось отыскать работу малоизвестного автора не стоит проходить мимо нее. В общем, для коллекционеров со стажем редкие предметы или в первый раз появившиеся представляют особый интерес. Тем более если они не имеют аналогов ни в одной коллекции музея или частной. В этом случае их оценка раритетности может значительно повыситься на фоне их художественного оформления.

Стоит также обратить внимание на то, что агитационный фарфор – это понятие, которое относиться не только к продукции ГФЗ-ЛФЗ, выпускаемой в послереволюционный период, но и предметы, изготовленные на таких фарфоровых заводах, как Дмитровский, Волховский, Дулёвский и Конаковский. Изделия этих заводов в большинстве случаев уступают художественному оформлению ГФЗ, но все же отличаются своим колоритом. Такие изделия встречаются довольно редко и не повторяются.

Информация взята из источника «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», выпуск №1 от 2002 года.

Запись опубликована в рубрике Советский фарфор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.