Агитационный фарфор

Агитационный фарфор наряду с плакатом оказался в 20-х годах XX в. в числе самых революционных, передовых видов искусства. Было создано много интересных работ с росписью по фарфору, где революционные лозунги компоновались с рисунками, включающими новые советские эмблемы и жанровые сцены нового быта.
Советский агитационный фарфор был рожден Октябрьской революцией и явился не только свидетелем этой удивительной эпохи, но и активным проводником идей революции. Сначала он был обращен к широким массам, а не к отдельным любителям и эстетам, но ситуация изменилась позже. Агитационный фарфор стал предметом коллекционирования, приобрёл определённую популярность на западе и стал почти недосягаем для простого обывателя. Через тарелки, сервизы и чашки советские художники пытались показать западу всю ту положительность происходящего в России, показать революцию и большевизм с позитивной стороны и дать понять, что перемены – только к лучшему, и народу такие перемены нравятся. Коммунистическая посвящённость труду, стойкость, трудолюбие и смелость воспевалось на фарфоровых тарелках Революции.

Новизна тематики принесла мастерам-керамистам определенные трудности, тем более что работать приходилось лишь по портретам и фотографиям. Новая техника потребовала и новых средств выражения.

Сначала это была роспись на тарелках черным шрифтом различных агитационных лозунгов. Затем агитационный фарфор сближается с плакатом и оформлением революционных праздников.

Немалое место в оформлении художественных изделий — тарелок, чашек — приобретает советская эмблематика — изображение серпа и молота, шестеренки, различных надписей, лозунгов. Иногда текст вплетается в орнамент. Роспись становится более сочной и декоративной.

С 1921 г. художественный фарфор подчиняется задачам мирного строительства. Мастера и художники расписывают сервизы и отдельные предметы, которые должны были украшать быт советских людей, но чаще всего оказывались

в собраниях коллекционеров и музеев. К этому же времени относится и изготовление скульптуры из фарфора, изображающей людей эпохи революции (например «Красногвардеец», «Партизан в походе», «Матрос с цветком», «Матрос со знаменем», «Работница, вышивающая знамя», «Милиционерка», «Работница говорящая речь» и др.). В агитационном фарфоре были широко использованы традиции крестьянского фарфора XIX в. Именно поэтому агитационный фарфор вызывал такой интерес у советских и иностранных коллекционеров и продолжает пользоваться популярностью сегодня у историков и коллекционеров. Примерно в середине 30х годов можно говорить об угасании жанра – агитационный фарфор выполнил своё задание и уступил дорогу другим стилям. Тем не менее, агитационный фарфор остался в истории, как один из самых заметных

направлений в фарфоровом искусстве ХХ века и внёс значительный вклад в развитие авангарда в Советской России, а также в простой пропаганде идей молодой советской республики на западе.

Запись опубликована в рубрике Советский фарфор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.