Агитфарфор – в частной коллекции

Как всегда, больше всего фарфора можно найти в частных коллекциях, у коллекционеров, потому как они – сберегают существенную часть того, что могло бы быть безвозвратно утрачено. И вряд ли музей так же заботится о своём архиве, как коллекционер.

К сожалению, в Эстонии мало кто собирает фарфор. В кругу моих знакомых таких собирателей нет. Поэтому я опишу только несколько образцов агитационного фарфора, которые находятся в моём владении.

Безусловно самым значимым приобретением у Российского Союза Антикваров является скульптура Натальи Данько “Сидящая крестьянка”, предположительно росписанная Еленой Данько. Фигурка хрестоматийная, часто публикуется в изданиях, рассказывающих о фарфоре, практически всегда – по-другому расписана. Фигурка уникальная, слагаемые, таланты обоих сестёр, создают чудо – великолепная пластика и не менее великолепная роспись.

 

Следующие три фарфоровые фигурки – к большому сожалению без установленного автора, несомненным является только то, что все три изготовлены ЛФЗ, тоесть позже года 1925-го.

Завершает перечень моего агитфарфора тарелка с клеймом Дулевского фарфорового завода, которая интересна своим лозунгом “Общественное питание под огонь рабочей самокритики!”, к большому сожалению, никакими художественными достоинствами она не обладает.

В заключение стоит напомнить, что агитационный фарфор – безусловно важная веха в истории искусств. Такой резкий переход от классически академических форм ИФЗ к практически авангардному, футуристически- декоративному, сделал возможным открыть новый стиль, который в принципе послужил базой для последующих экспериментов и стилесмешений. На мой взгляд, агитационный фарфор очень неплохо передаёт настроения эпохи, атмосферу служения новому и отторжения старого. Агитационный фарфор – футуристичен, авангарден, нов, действительно революция 1917 года нуждалась именно в таком искусстве – громогласном, ярком, пафосном, местами слишком смелым, и немного глупым. В своеобразности – уникальность стиля, его неповторимость.

 

Агитационный фарфор в Эстонни вообще не прижился, возможно потому, что первые образцы агитфарфора были экспортированы в Эстонию только после 15 лет угасания стиля, и к 1940 году агитация потеряла уже всякий смысл и завод им. Ломоносова просто перешёл на изготовление “мирного” фарфора, хотя иногда всё же выпускали малыми партиями коллекционные переиздания некоторых особенно удачных скульптурок / тарелок, но в Эстонию агитфарфор попадал редко – обычно с коллекционерами.

В 2005 году завод имени М. Ломоносова решением акционеров был переименован в «Императорский фарфоровый завод» и продолжает выпуск фарфоровых изделий, в совершенно разных стилях – от супрематизма до реализма, и приобрести фарфор ИФЗ теперь могут даже простые граждане.

 
Источник: www.jamert.eu

Запись опубликована в рубрике Советский фарфор с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.