Антикварный фарфор Мейсен (Meissen)

Антикварный фарфор – это буквально история в ваших руках, к которой вы можете прикоснуться. Элегантность, старинный стиль, подчеркнутость мельчайших деталей, высочайшее качество – вот, что свойственно антикварному фарфору. Стоит обратить внимание на то, что стоимость сегодня такого фарфора в в большинстве случаев, мягко говоря, может вас удивить.

Немного окунемся в прошлое и разберем, когда же появился фарфор. А появился он к концу семнадцатого века. Первооткрывателями фарфора в Европе являются два человека: И. Ф. Беттгер – алхимик, Э. В. Фон Чирингауз – ученый. Именно им удалось составить «рецепт» создания твердого фарфора, который не уступал китайскому аналогу. И вот, в 1710 году появилась первая фабрика по изготовлению изделий. Запущена она была в Германии, в городе Мейсен. Позже эта мануфактура станет одной из самых известных во всех европейских государствах.

 

Соответственно, и об этом небольшом и непримечательном городке узнала вся Европа. В Мейсен за фарфоровыми изделиями обращались великие личности – представители королевских европейских дворов. Знак фарфора, изготовляемого в Мейсене – это два скрещенных меча синего цвета. Спустя 24 года появляется французская мануфактура. На это повлиял Людовик XV, а помогла ему любовница – мадам Помпадур. Французские изделия из фарфора начали производиться в городе Севр. Именно поэтому и мануфактура называется Севрская. Примечателен фарфор Франциитем, что его легко отличить от любого другого благодаря розовому цвету фона. По этой причине фарфор и получил название «розовый помпадур». Здесь, как вы понимаете, уже повлияла любовница Людовика 15.

 

В это время именно вышеназванные мануфактуры были на пике славы. Соответственно, заводы работали в усиленном режиме. Спрос на изделия рос с колоссальной скорость. Что касается производства русского фарфора, то этот момент наступил только в 1745 году. Именно в 1745 году была открыта первая русская Императорская мануфактура. Причем оборудована она была на то время самой современной техникой, работали на заводах опытные и известные мастера, художники. Только после того, как Императрица лично убеждалась в профессионализме мастера, он мог приступить к работе. Именно поэтому качество русских изделий было высоким. А высокое качество сыграло роль в развитии мануфактуры.

 

Откуда вообще появился фарфоровый антиквариат? А появился он из кладовых заводов. Именно они и были местом хранения всех изделий.

 

Следующим этапом развития фарфора стало открытие мануфактуры Франца Гарднера. Произошло это событие в 1966 году. Изделия были недорогими, но и назвать их невероятно сложными тоже было нельзя. Простота – вот главная примечательность этой мануфактуры. Позволить себе изделия мог практически каждый. Что касаемо декора, то он мало чем отличался от фарфора Мейсена – был буквально его копией. Мотив росписи у Гарднера был оригинальный, их было даже два: «Розан», «Шиповник». Далее зародилась мануфактура Ф. С. Батенина. Завод был открыт в 1814 году.

 

Мануфактура Батенина выделялась среди всех остальных тем, что на ней изготовлялись золочены вазы и сервизы. Украшались такие изделия ярким декором, в качестве которого выступали гирлянды и букеты. Особо большой спрос был на сервиз для двух человек, в комплект которого входил также и поднос. Роспись тоже отличалась оригинальностью, потому что она представляла собой прекрасные виды Петербурга. Так сказать, Батенин был патриотом своей страны.

 

В 1818 году Европа узнала о фаянсовой фабрике Юсупова. Но самое интересное то, что Юсупов не открывал свою организацию в коммерческих целях. Он не собирался продавать изготовляемые изделия, всего лишь дарить своим близким людям, ну, и к себе в дом, конечно же, изделия Юсупов тоже откладывал. Этот человек, к слову, очень долгое время занимал должность директора Императорского завода фарфора. Что касаемо декора, то здесь также изделия украшались гирляндами из цветов и прочих красивых растений. Букеты, кстати, были действительно красивыми и красочными. Нужно отметить, что фабрика полагалась именно на западноевропейские мотивы декора. Немного позже у мануфактуры появился свой стиль – «агашечный». Точно не известно, но многие источники утверждают, что был некая Агафья, которая, собственно, и создала этот стиль – она занималась росписью посуды, причем делала это не кисточкой, а своими руками.

 

Уже ближе к завершению 19 века наступил тот момент, когда заводы кузнецовской империи заполучили должную славу, причем сразу все заводы стали востребованными. Фабрика Юсупова является именно тем предприятием, с которым знаком практически каждый человек, увлеченные коллекционированием фарфора российского государства.

 

Завод по производству фарфора Корниловых был открыт в 1835 году. И изделия этой мануфактуры, мягко говоря, напоминают «произведения» Батена. Конечно, некоторые индивидуальные изменения были, но ярко выраженными их назвать я бы не решился.

 

Когда популяризовался художественный стиль «рококо», мимо фарфоровых изделий он тоже не прошел – декор их начал сразу же меняться. Помимо этого, появились новые формы изделий, например, фарфоровые миниатюры. И сегодня такие изделия активно выкупаются коллекционерами на всех аукционах. Да и даже отдаленному человеку от коллекционирования, просто увлеченному историей, будут интересны экземпляры, изготовленные в стиле «рококо».

 

Когда наступила советская власть, фарфоровые заводы стали работать еще лучше. Появилась совершенно новая пластика, начали изготовляться изделия в новых формах, стиль изделий тоже понес изменения. В это время самыми яркими художниками были Кандинский, Малевич, Петров-Водкин. Они занимались росписью не только каких-то отдельных экземпляров, но и больших сервизов. Расписывались экземпляры достаточно оригинально, поэтому изделия получались действительно яркими и «бросающимися в глаза». Как вы знаете, процветал коммунизм, поэтому на многих изделиях советского времени можно увидеть серп и молот. В общем, агитационный стиль особо ярко проявлялся именно в плане фарфора.

 

Если мы сейчас сравним западноевропейский фарфоровый экземпляр с российским, то увидим действительно весомые отличия. И давайте сразу развею миф о том, что антикварный фарфор может быть интересен исключительно опытным коллекционерам – это далеко не так. Разве вы не хотите приобрести к себе в дом изделие, которому уже более сотни лет, которое создавалось настоящими гениями того времени? Вы покупаете не просто сервиз, а частичку истории, которую сможете сохранить еще на долгие годы. Такие изделия являются отличным украшениям своего дома. И любой гость сразу же на них обращается внимания, ведь глядя на антикварный фарфор, сразу понимаешь, что эти изделия были изготовлены мастером своего дела.

 

Хотелось бы вам дать несколько советов, касательно антикварного фарфора. Ведь многие наверняка не особо в нем разбираются, но интерес у них все же есть.

Любой антиквариат, в том числе и фарфор – это культура разного времени, часть истории, которая может оказаться у каждого из нас в руках. В некоторых случаях даже не имеет значения, что вы приобретаете антиквар в неидеальном состоянии, с погрешностями, дефектами и так далее. Ведь дело далеко не в качестве таких изделий, а в том, что они неповторимы. Стиль того времени уже нельзя вернуть, отсюда можно сделать логичный вывод, что антиквар – это ценные и дорогие вещи.

 

Но не буду вас пугать и скажу, что если вы хотите украсить свой дом антикварными вещами, не обязательно сразу же искать дорогостоящий старинный мебельный гарнитур, если мы собираемся обставить интерьер. Не у всех есть деньги на такие вещи, поэтому для начала просто приобретите неплохие вазы, небольшие сервизы, столовую посуду и так далее. Если у вас будет достаточно таких мелочей, то вы и сами не заметите, как интерьер вашего дома изменился и без серьезных дорогих покупок. Самое главное, купить стоящие «мелочи», а не скупать все подряд, что называется антиквариатом.

 

Какие изделия можно относить к антиквариату? Сразу скажу, что абсолютно любой предмет можно назвать антикварным. Им может быть практически все: как старинная зажигалка, так целый мебельный гарнитур. Антикварным изделие можно назвать в том случае, если возраст его уже более пятидесяти лет. Если вы не особо хорошо разбираетесь в антикваре, не стоит сразу прибегать к покупке каких-то серьезных предметов, вроде гарнитура, потому что сегодня наткнуться на подделки очень просто. Да и ведь никто вам не гарантирует, что мебельный гарнитур будет хорошо смотреться в вашем доме. Подтверждает подлинность того или иного антиквара специальный сертификат, который вам может выдать эксперт в области антиквара после проверки изделия. Многие ювелирные изделия имеют специальное клеймо мастера, либо герб фабрики, которая занималась производством экземпляра. Но герб сегодня мошенники тоже успешно подделывают.

 

Ни в коем случае не говорю, что абсолютно каждое антикварное изделие стоит огромных денег. Так какие же показатели влияют на стоимость предмета?

 

1). Его уникальность ;

2). Ценность с художественной точки зрения;

3). Ценность в плане истории.

 

Если речь идет исключительно о фарфоре и стекле. То здесь на стоимость влияет то, в каком состоянии экземпляр продается. Если есть какие-то погрешности, то каким бы ценным предмет не был, его стоимость все равно снизиться. Допустим, если есть дефект в виде трещины, то как минимум на десять процентов цена такого творения падает.

 

Допустим, мы не коллекционер, и практически не разбираемся в антиквариате, но очень хотим приобрести парочку антикварных вещичек. Что же тогда делать? А в таком случае нам нужно будет обратиться в специализированный салон. В нем мы сможем приобрести действительно оригинальный и качественный антиквар. Потому что профессионалы своего дела проверяют каждый экземпляр, прежде чем он попадает на прилавок. Аукционы – тоже неплохой вариант, но новичкам будет сложно в них участвовать, ведь нельзя торговаться за тот товар, в котором вы абсолютно не разбираетесь.

 

 

Существует такой вид фарфора, как «белое золото». Впервые он был изобретен в Древнем Китае. И долго время другие государства гадали, каким же образом мастерам удается изготавливать такой фарфор. Несколько веком никто так и не мог найти рецепт изготовления «белого золота». Лишь в восемнадцатом веке наконец-то Европа научилась его производить. Стоит отметить, что приблизительно в это же время начала свою работу мануфактура в городе Мейсен, которая в дальнейшем стала одной из самой популярной и востребованной не только в Европе, но и во всем мире. Сегодня антиквар времен Мейсена – далеко не самое дешевое «удовольствие». Да и подделок этой мануфактуры сейчас огромное количество.

 

У русского фарфора тоже есть свои выдающиеся завода. Взять хоты бы Гарднера и Попова, Императорский Завод – творения этих мануфактур тоже завоевали свою популярность не только в государстве, но и в Европе. Помимо вышеперечисленных мануфактур, работало огромное количество частных заводов. И ни в коем случае не скажу, что качество фарфора «частников» было слишком плохим по сравнению с Императорскими изделиями. Стоит упомянуть и про Севрскую мануфактуру. 18 и 19 век славится своими фарфоровыми статуэтками, многие из которых дожили до наших дней. Так что если они вам интересны, то вполне возможно их приобрести.

Запись опубликована в рубрике (Meissen) Мейсен фарфор с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.