Берлинская Королевская Мануфактура фарфора

Промышленник Иоганн Эрнст Гоцковски, основавший в
1761 году в Берлине фарфоровую фабрику, привлек к работе
часть персонала Вегели и нескольких модельеров и
художников из Мейсена. Среди них были Фридрих Элиас
Мейер, ученик Кендлера, ставший с 1761 года ведущим
скульптором мануфактуры, художники КВ. Бёме, И.Б.
Боррман, И.Я. Клауце, И.Ф. Шупьце (“цветочный живописец»).

На первых порах Гоцковски не Удалось добиться
заметных достижений. Это связано, в частности, с
применявшейся глиной из Пассау, дававшей черепок с
желтовато-серым оттенком.

В 1763 году король Фридрих II выкупил фабрику, которая
стала называться Королевской мануфактурой (Königliche
Porzellan Manufaktur). Были открыты несколько залежей
прусского каолина, в частности, близ Г апле, используемого и
по сей день. Вырабатывавшийся на его основе фарфор,
начиная с 1771 года, имеет типичный для этой фабрики
красивый голубовато-белый оттенок.

По заказу короля на фабрике был изготовлен ряд
первоклассных сервизов: “Потсдамский”, “Звленый”,
“Желтый», “Красный», «Японский», сервиз для Екатерины II.
Выпускалась и менее роскошная, но более доступная
массовому покупателю посуда — столовые и кофейные
сервизы, декоративные вазы. В росписи посуды
господствовали так называемые “немецкие цветы»: тюльпаны,
маки, розы, гвоздики, нередко дополняемые изображением
насекомых, особенно бабочек. Наряду с полихромной.
использовалась и монохромная двухтонная роспись. Нередкс
цветы изображались в стадии первоначального расцвета со
свободной контурной обводкой.

Для берлинской посуды характерны мозаичные бордюры
в сочетании с рельефными и ажурными бортами.

Помимо цветочной росписи, широко использовалась и
тематическая. Излюбленными были сцены в духе Буше и
Ватто, крестьянские темы по Тенирсу, батальная живопись.
Все они воспроизводились, как правило, по гравюрам. В 1760
1780-e годы выпускалась таюке лосУДа‚ расписанная
морскими видами и пейзажами с голландских гравюр
(художник К.В. Бёме).

Берлинская мануфактура создала и свои оригинальные
мотивы: Gotzkowsky blumen («цветы Гоцковски») — плоский
цветочный рельеф, сплошь покрывающий поверхность
изделия, и Relief-Zierat — рельефный декор из лепных
рокайлей, слегка тронутых золотом и лолихромной росписью.

Живопись выполнялась в звленых, красных, золотых и
пурпурных тонах, причем берлинский пурпур имел розоватый
оттенок.

Скульптура фабрики не отличалась оригинальностью
форм и легкостью, характерными для мейсенской, севрской и
венской пластики. Изделиям ведущего берлинского
скульптора Мейера — ремесленники, пастухи, пасгушки.
китайцы, серии “Времена года» — свойственно композиционное
однообразие (две стоящие и одна сидящая фигура),
некоторая неестественность поз, опредвленный поворот
головы — через плечо. Помимо большого числа скульптур и
сервизов Ф.Э. Мейера в стиле рококо, можно отметить работы
его брата Вильгельма Христиана, выполненные в стиле
классицизма. Это фигуры ремесленников различных
профессий и аллегорические композиции — «Музыка”,
Живопись”, «Война» и т.п- Основные фигуры большинства
работ В.Х. Мейера — дети, одетые в костюмы олицетворяемых
ими персонажей.

B 1780 — 1790-x годах на изделиях преобладает влияние
классицизма, основными проводниками которого на фабрике,
помимо В.Х. Мейера, были скульпторы И.Г. Шадов и Л. Пош, а
источниками для подражания — Севр и керамика Веджвуда.

После 1815 года классицизм усгупил место бидермайеру
стилю немецких бюргеров. Как и Мейсен, Берлин весьма
активно откликнулся на европейские события начала XIX века.
Например, в 1807 году здесь изготовили серию чашек.
посвященных Тильзитскому миру и декорированных, в
частности. портретом Александра I. B 1813 — 1815 годах были
выпущены чашки с блюдцами в честь битв при Лейпциге и
Ватерлоо, причем во втором случае чашки декорировали
портретами монархов тех стран, чьи войска участвовали в
битве, в том числе Александра I. K середине XIX века
ХУДожественный уровень изделий мануфактуры снизился,
однако после перехода в 1886 году руководства в руки
Александра Кипса произошел новый взлет. Для этого периода
характерно очень высокое качество подглазурной росписи, а в
некоторых случаях — возвращение к стилю рококо.

B настоящее время мануфактура ориентируется на
выпуск посуды и декоративных ваз.

Запись опубликована в рубрике Королевская Берлинская Мануфактура - KPM фарфор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.