Вена — Государственная Мануфактура

В 1717 году уроженец германского города Трира, фламандец по
происхождению, Клаудиус Иннокентиус дю Пакье, сумев раздобыть в
Мейсене чертежи печи для обжига глазури, решил основать в Вене
фарфоровую мануфактуру. Переманив из Мейсена арканиста (так
назывался в те времена мастер, составлявший массу и глазурь)
С.Штельцеля и пригласив к сотрудничеству Кристофа Конрада Гунгера,
специалиста по эмали и золочению, также общавшегося с создателем
первого европейского фарфора Бёттгером в Мейсене, он начал
эксперименты с использованием саксонского каолина. В мае 1718 года
император Карл VI подписал указ о предоставлении дю Пакье при-
вилегии на изготовление фарфора в течение 25 лет, а уже маем 1719 года
датирована чашка для шоколада — самое старое из дошедших до нас
изделий венской мануфактуры.

Венский фарфор периода дю Пакье (1718 — 1744), хотя изготовлялся
из того же сырья, что и мейсенский, отличался от него желтовато-серым
оттенком. Выпускалась столовая посуда, вазы, подсвечники, декора-
тивные вставки для мебели и интерьеров. Декор первое время находился
под влиянием восточных образцов, особенно японских, выполненных в
стиле „имари“. Однако после 1730 года стал преобладать характерный
для венского барокко орнамент „листья и ленты“. С середины тридцатых
годов ХVIII века декор разнообразили пейзажами, мифологическими,
охотничьими и военными сценами, изображениями „немецких цветов“.
Цветовая гамма основывалась на синей подглазурной росписи, с которой
удачно сочетались красный („венская пурпурно-красная“), зеленый.

Слово „арканист“ происходит от латинского агсапит › секрет. На заре европейского
фарфора немногие посвященные сохраняли известные нм рецептуры в глубокой тайне.

желтый и черный цвета. К концу периода типичными изделиями стали
двуручные чашки, чайники и кофейники с выходящими из маскаронов
носиками, а также чаши, тарелки, суповые миски, блюда.

В 1744 году в связи с окончанием срока императорских привилегий у
дю Пакье возникли финансовые трудности ион был вынужден продать
фабрику государству. С этого момента начинается второй период
деятельности венской мануфактуры, продлившийся до 1784 года. В са-
мом начале периода произошли два события, коренным образом по-
влиявшие на облик венских изделий: во-первых, производство было
переориентировано на венгерский каолин, что позволило сделать че-
репок белее и тоньше, а, во-вторых, на должность главного модельера
был назначен Иоганн Иозеф Нидермайер. При нем значительно
увеличился выпуск скульптуры, в том числе жанровой, выполнявшейся
по рисункам и моделям самого Нидермайера, а также скульпторов
венской Академии. Именно Нидермайера можно считать
основоположником венского стиля, для которого характерны грация,
оживленность движений фигур, их изысканная красочность. Типичными
для скульптуры были женские фигуры (например, „Дама с павлином“,
„Виноградница“), любовные сцены, типы венских жителей. В декоре
1750 — 1760-х годов преобладал стиль французского рококо с его
специфической орнаментикой в виде рельефных рокайлей, решеток и
т.п., а к началу 1780-х годов на смену ему пришел классицизм, как в
области формы, так и в элементах росписи: развевающиеся ленты,
банты, перехватывающие гирлянды цветов, монограммы из цветов и т.п.

Что касается посуды, то в этот период выпускалось много больших
столовых сервизов, наборов для кофе, чая и шоколада.

Расцвет венской мануфактуры пришелся на третий период ее
деятельности — 1785 — 1805 годы, когда директором был Конрад фон Зор-
генталь. Главные свои усилия он направил на декорирование изделий,

сумев привлечь к этим работам художников (и одновременно техно-
логов) Иозефа Лайтнера и Георга Перля, а также скульптора Антонио
Г расси.

Венская мануфактура, как уже упоминалось, одной из первых обра-
тилась к классицизму, используя в качестве образцов греческие и рим-
ские сосуды, настенные росписи, обнаруженные при раскопках Помпеи
и Геркуланума, ватиканские фрески Рафаэля. Главной темой росписи
становятся мифологические сцены, трактуемые в сентиментальной и
театральной манере.

Лайтнеру удалось расширить палитру цветных эмалей, а также
разработать ряд переливающихся или радужных эмалей, которые до-
полнялись различными оттенками бронзово-лилового люстра. Перль
создал технику рельефного золочения и гравировки по золоту.

Что касается скульптуры Грасси, то первое время она покрывалась
бесцветной глазурью, а затем стала бисквитной (в это же время из
бисквита стали изготавливать и парадную посуду). Ряд скульптурных
композиций Грасси, как и ранее Нидермайера, принес фабрике евро-
пейскую славу. Для венской скульптуры характерно исключительное
внимание к стилю и деталям. Так, платье, если оно было современным,
всегда следовало моде по покрою и даже по узору ткани, модные мелкие
детали и украшения выполнялись с особой тщательностью.

Скульптура первого периода изготовлялась в сатирически-гротеско-
вом жанре, однако уже Нидермайер создавал бытовые фигуры и произ-
ведения на мифологические сюжеты („Парис и Елена“, „Гермес“),
Грасси в своих знаменитых композициях („Пасторальная сцена“, „Рож-
дение Венеры“, „Суд Париса“, „Похищение Европы“) также следовал
канонам классицизма. Но особенно выдающимся мастером показал себя
Г расси в жанре скульптурного портрета, создав статуи и бюсты членов
императорской фамилии, поэтов, философов.

В 1790-х годах вновь начинает сказываться влияние восточного
фарфора: часто встречаются лаково-красный и черный фоны с
рельефной позолотой. К этим же годам относится и производство

дешевой посуды с простой синей каймой.

На 1805 — 1828 годы приходится последний период конкурентоспо-
собного существования венской мануфактуры. Характерным для изде›
лий этого времени является обильное украшение матовой позолотой в
сочетании с золоченым рельефным орнаментом, а также широкое
использование в декоре натюрмортов с цветами. Отозвалась Вена и на
политические события двух первых десятилетий века: в 1807 году была
выпущена серия чашек, посвященная Тильзитскому миру, в том числе
чашки с изображениями Александра I и императрицы Елизаветы Алек-
сеевны; в честь Венского конгресса 1816 года изготовлен сервиз для
герцога Веллингтона, в который входили пять ваз с портретами руко-
водителей антинаполеоновской коалиции, в том числе Александра I.

К 20-м годам ХIХ века относится выпуск чашек и кубков с венгер-
ской символикой и появление в росписи городских пейзажей и видов
крепостей. Большинство изделий выполнялось в распространившемся
тогда стиле бидермайер.

Однако закат венской фабрики близился. Не спасли ни внедрение
техники литофании, ни переход в 1827 году на более дешевую массу на
основе каолина из Брендитца. Сложная политическая обстановка не
позволяла государству вкладывать в производство необходимые сред-
ства, уменьшился приток талантливых художников. В 1863 году пар‹
ламент принял решение о ликвидации убыточного произвотства, в 1866
году император Франц Иосиф I утвердил это решение и прославленная
венская мануфактура прекратила свое существование.

Запись опубликована в рубрике Австрийский фарфор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.