Венсенн-Севр

В 1740 году в Севре была основана небольшая мастерская в замке Венсенн. Её основал королевский чиновник Орриде Фулви с определённой целью: повысить качество и возможное количество выпускаемых во Франции фарфоровых изделий. На фабрику в Венсенн прибыли лучшие мастера: Жан-Клод Дюплесси и Жан-Жак Бакелье.

Дюплесси – ювелир – был назначен художественным директором, он отвечал за дизайн продукции. Бакелье – художник – тоже стал директором, но отвечал за роспись фарфора. Фабрика имела определённый успех, поэтому расширялась. Именно расширение заставило перевезти производство переехать в другое месте, на юго-запад Парижа – Севр. Работа в новом месте началась в 1756 году, а уже в 1759 году фабрику выкупил Людовик XV. Она оставалась частью собственности королевской семьи до революции.

К концу 1740-х гг. в Венсенне уже производили посуду, цветочные горшки, туалетные принадлежности. Эти изделия выполнялись в мейсенском стиле.  И хоть ранний венсеннский фарфор было тяжело отличить от продукции других французских фабрик, спутать с мейсенским твёрдым фарфором их было невозможно, отчасти – из-за большей чёткости и аккуратности росписи мейсенского фарфора.  К середине 18-го века Дюплесси привнёс в венсеннское  производство много новых форм и вариантов рельефов, в качестве основы для которых он взял природные мотивы.  К концу 1740-х производство начало делать разные статуэтки. Венсеннский фарфор не был конкурентом для мейсенского, потому что состав его материала просто не позволял нанести глазурь аккуратно – по крайней мере, настолько аккуратно, как в случае с мейсенским. Для компенсации столь сильного недостатка Бакелье использовал фарфор, на который глазурь не наносилась; первые изделия из него появились в 1751 году – статуэтки в виде людей и животных….

Автор многих из низ – Франсуа Буше, художник-декоратор. В 1748 году венсеннские мастера научились золотить фарфор – с тех пор позолота непременно присутствовала в дорогих изделиях фабрики. Её часто накладывали слоями и упорно обрабатывали, дабы изделие выглядело ещё шикарнее. Позолоту применяли в трёх вариантах: цветная глина, ходы червя и золотые точки.

С 1752 года производство начало быстро развиваться, когда в его изделиях начал применяться самый первый цвет фона – синий (blue lapis) под глазурью.  Тёмно-синий фон вкупе с каймой светлых участков или расписными птицами – характерные черты позднего Венсена. В 1763 году на смену пришёл bleu nouveau (синий цвет, нанесённый на слой глазури), менее мутный по сравнению со своим предшественником. В период 1750-х гг. к синему цвету добавились розовый, бирюзовый, зеленый и желтый фоны поверх глазури. Самый сильный эффект получался при украшении этим способом кувшинов и ваз. К середине 1750-х направленность стиля форфора сменилась в сторону рококо с его пышными формами и тщательной эмалевой росписью.  Наиболее часто попадаются экземпляры с нарисованными на них птицами, цветами, детьми. Принцип «заполняй всё доступное пространство» в стиле миниатюр к концу 1750-х был общепринят. Наибольшую популярность получили голландские буколические мотивы 17 века, сюжеты которых позаимствовали из гравюр Тенье и пасторальных произведений Буше, и сцены из жизни рыбаков и военных.

К концу 1750-х гг. стиль рококо, в котором декорировали венсеннские изделия, дополнился модным тогда неоклассицизмом – особенно были распространены лабиринтовидные орнаменты, завитки в виде волн. Потребности в продукции авангардного неоклассицизма росли, на них в 1763 году компания ответила началом производства нового фарфора, с синим фоном и позолотой. Оправку синих ваз в драгоценные металлы в 1770-х – 80-х годах можно считать проявлением того же течения. В качестве примера утончённого вкуса Людовика XVI можно привести фарфоровые блюда, устанавливавшиеся в буфеты, с цветочными узорами.  В течение 1780-х годов неоклассический стиль всё больше утончался под влиянием археологических находок в Геркулануме, Италия. Античность и послужила источником вдохновения для создания двух сервизов, заказанных для королевы Марии Антуанетты: сервиза с украшениями в виде арабесок и «молочного» сервиза.

В Севре производился и твёрдый фарфор. Делали его там с 1769 года, причём, его изготовление оказалось много проще, чем производство мягкого – очень чувствительного к колебаниям температуры при обжиге. Но мастера фабрики не смогли нанести на этот фарфор фоновые цвета, принесшие ей славу; по этой причине, продукция 1770-х годов, как правило, стандартного белого цвета, с позолотой и эмалевыми узорами. Правда, уже к 1780-м годам фоновые краски, которые могли наноситься на твёрдый фарфор, были всё же изобретены, но эта работа была очень кропотлива. Из-за этого производство менее удобного при формовке и обжиге будущих изделий мягкого фарфора продолжалось, и продолжалось весьма долго – до 1804 года.  Твёрдый фарфор Севра имеет изображение короны поверх пересекающихся L монограммы Людовика XV.

Запись опубликована в рубрике Севрский фарфор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.