Термины связанные с фарфором

Все термины, которые могут быть Вам полезны и так или иначе используются в обороте с фарфором:

Ангобы — мелкозернистые легкоплавкие виды глин, в процессе обжига спекающиеся в тонкокаменную керамику. Отсюда пошло понятие «ангобирование» — старый метод декора. В своё время авторы месоамериканских керамических изделий использовали в качестве украшений только ангобы, поскольку ничего другого в наличии попросту не имели.

 

Бисквит — неглазурованный фарфор. Из него редко делают посуду (очень неудобно мыть столь шершавый материал), однако бисквит имеет матовый цвет – и это делает его прекрасным выбором для скульпторов. Чем фарфор лучше, тем аккуратнее он смотрится, поэтому бисквит – отличный способ показать потребителю свою «честность», собственноручно исключая возможность скрыть пороки своих изделий под глазурью. Например, самые дорогие сорта данной разновидности фарфора на свету блестят подобно кристаллам. Пигментированный бисквит применяется при изготовлении лиц фарфоровых фигурок.

 

Вощение —процесс полирования обожжённого фарфора приспособлением с мягкой рабочей частью (щётка, ветошь) и пропитывания поверхности воском или похожими веществами, позволяющими закрыть все поры и проявить цвет фарфора. Иногда в такое вещество подмешивают краситель, чаще всего – чёрный (да хоть сажа – вощение в огне свечки), подчёркивающий рельеф материала.

 

Глазурь (в данном случае — керамическая) — тонкий слой силикатного стекла, наносящийся на изделие в виде мелкого порошка в определённых растворах (как правило, вода). В процессе обжига глазурь плавится, что и создаёт нужный эффект жидкого стекла. Глазурь – это как защита фарфорового черепка от внешних факторов, так и украшение: она может быть прозрачной, цветной, глянцевой или «глухой» (т.е. совершенно не пропускающей свет), однако её никогда не выбирают в урон внешнему виду.

 

Глина — уникальный природный пластичный материал. Первое пластичное вещество, изученное человеком. Долгое время не было известно других материалов, которые можно было сделать крепкими и водоотталкивающими после ручной лепки. Долгое время привлекала внимание человека своими необычайными свойствами. Взять хотя бы её стандартную особенность, часто проявляющуюся в стандартных природных условиях: например, мокрая и сухая глина имеют разную плотность, что нередко подмечалось первобытными людьми – хотя бы во время охоты, потому что на глине всегда можно было увидеть следы зверей (ещё одно свойство глины – простота деформации) и в разную погоду их глубина варьировалась.  Многие века человек исследовал эти свойства, думая, как применить данный материал.
Глина (Al2O3 — SiO2 — 2H2O + разные примеси) – это результат выветривания полевого шпата (K2O — Al2O3 — 6SiO2) или вулканического пепла, либо слюды. Данный материал спокойно находится в элювии, пока его не размоет река или не разнесёт ветер. В конечном итоге вещество снова заляжет где-нибудь, потом его снова разнесёт по миру – и так, пока глина не окажется в месте, не доступном для воды и воздуха.
Однако перед тем, как окончательно залечь где-нибудь, глина смешивается с многими сторонними минералами, и часть из них – та ещё проблема для керамистов. По этой причине первое время при производстве фарфора (да и не только: вообще любой керамики) использовалась глина лишь из лучших месторождений, однако со временем и этого стало мало: вечно соревнующиеся мастера керамики даже начали изобретать всё более действенные способы очистки фарфора. Глина долгое время отлёживалась, замораживалась, что требовало огромного количества времени, однако в настоящее время сырьё «обогащается» мельницами (не стандартными, а шаровыми), дезинтеграторами, дробилками и не только. Всё это позволяет получить ту ещё фарфоровую смесь:

Каолин просяновский — 27 %;

Глина дружковская — 23 %;

Песок глуховецкий — 8 %;

Перлит — 17 %;

Нефелин-сиенит — 20 %;

Черепок бисквитный — 3 %;

Бой лабораторного стекла — 2 %.

 

Есть такое местечко, Белый холм называется. Это место считается малой родиной фарфора, а оригинальное, а от китайского его названия – «ка-о-линг» — и пошло слово каолин, именующее важнейший компонент фарфоровой массы, без которого само производство настоящего фарфора невозможно. Белый холм славится прекрасной глиной, однако говорят, что  сейчас, даже сидя на нём, много легче купить уже готовую глину, нежели пытаться изготовить её лично. И это – сущая правда.

 

Гончарная глина — разновидность глины, предназначенная для гончарного круга и лепки. Легко изготавливается из природных веществ, кои встречаются практически везде.

 

Дымление или раку — пожалуй, один из самых старых способов покрасить изделие. Для задымления изделие обжигается при ограниченном запасе воздуха и в присутствии легковоспламеняющихся материалов. Ещё один вариант – уже обожжённый, но не застывший фарфор помещают в ёмкость с хорошо горящими материалами и закрывают. Углерод (продукт горения) испаряется и проникает в поры материала, окрашивая его в чёрный цвет. В некоторых случаях задымление работает настолько хорошо, что сажа окрашивает изделие целиком – даже изнутри, то есть углерод проходит через фарфоровый черепок насквозь.
Угарный газ, возникающий при горении, восстанавливает из оксидов и солей в составе глазурей металлы, которые выходят на поверхность в виде тончайшего и блестящего покрытия.

 

«Blanc de Pouyat».  Один из видов твердого белового фарфора. Был актуален на фабрике Пуята (Франция, XIX век).

«Blanc-de-Chine». Белый фарфор Китая. Из него изготавливали фигуры. Эти фигуры не красили, но зато покрывали довольно сильным слоем белой глазури. Такой фарфор положительно сказался на развитии фарфора Европы  в 18 веке. Благодаря отсутствию ярких красок, произведения выглядели стильно.

«Bocage». Зародилось это слово во Франции. Оно описывает деревья, или же листву, которые находятся рядом с фигурой человека. Описывает именно на изделиях из фарфора, либо глины. Также «Bocage» можно перевести как «заросли».

«Coquille d’oeu»f. Термин, появившийся во Франции, который можно перевести как «полуматовый глянец», или же «яичная скорлупа». Это оттенки фарфоровых изделий, другими словами.

«Hausmaler». Слово, пришедшее из Германии. В переводе означает «домашний фарфор». В основном, такими изделиями занимались обычные художники, которые не на каких фабриках не работали, а создавали фарфоровые изделия в свое удовольствие со своими росписями.

«Holzshnittblumen». Один из видов цветочного орнамента. Зародился этот термин на заводе Мейсена в 40-ых годах 17 века. Цветы, которые были изображены на фарфоре, нередко были скорпированы из ботанических атласов. Особо стиля в сфере цветов у мастеров фабрики не было.

«Samian ware» / « Terra sigillata». Один из видов красной кладки посуды из глины. Изготавливались такие экземпляры в Древнем Риме. Позже что-то подобное начали создавать в Силезии и Веджвуде. Хотя точные копии не удалось создать ни одной мануфактуре.

«Sang-de-boeuf». Слово, зародившееся во Франции, в переводе на русский означает «кровь быка». Термин означает фиолетово-красную глазурь, которую наносили на керамику. Появился такой стиль в Китае в начале XVIII века. В XIX веке «бычью кровь» начали наносить и в Европе на керамику.

Этот термин пришел к нам из Германии. Означает в переводе «черный свинец». Декоративное украшение, которое наносилось на изделия из стекла и керамики. При нанесении украшений применяли эмаль темных цветов. С середины 16 века и до 1750 года такой стиль декора был популярен.

«Temmoku». В древние времена покрывали восточные глиняные изделия коричневой глазурью, приэтом добавляли к этой смеси немного железа. Уже в 20 веке в Европе начали изготовлять по такому принципу художественную керамику.

«Tete-a-tete» — Другими словами, кабаре.  Это просто кофейный / чайный сервиз из Франции. Сервис предназначен для твоих персон. В этот сервиз входят чайник. Блюдца, сахарница, поднос кувшин для молока (сливок). Но «Tete-a-tete» также может означать один из видов дивана, у которого края закругленные. Такая мебель была популярна в 19 веке, и стоила немалые деньги.

«Аэрография». Разновидность метода декорирования. Декор заключался в том, что краску распыляли при помощи воздуха, таким образом, нанося ее на изделие. В большинстве случае наносили краску без разбора, то есть, не выделяя какие-то узоры. Но иногда оставляли какие-то яркие места не закрашенными.

«Бисквит». Фарфор, который прошел обжиг только один раз. Глазурь на бисквитный фарфор не наноситься. В большинстве случаев из него изготовляли скульптуры.

«Гризайль». Один из способов декоративной живописи. Используется исключительно одна краска, в 99% случаях темная (серая, черная). Благодаря такому способу можно было создать эффект рельефности изображения.

«Глазурь». Это покрытие, которое наносилось на пористую поверхность экземпляров из керамики. Покрытие глянцевое и прозрачное. Таким образом, оно блестело, и было водонепроницаемым. Но тут нужно различать свинцовую глазурь и оловянную. Так как в первом случае глазурь была прозрачная, а во втором матовая. Дабы достичь общего эффекта декора, мастера добавляли древесную золу, иногда соль и окислитель металла. Чтобы изделие получилось глянцевым и прозрачным, необходимо было регулировать температуру в печи.

«Дежене» (в переводе с франц. – «завтрак».). Небольшой сервиз для завтрака для двух людей.

«Деколь». Разновидность декорирования, который заключался в красочных рисунках, которые, в свою очередь, создавались при помощи деколя, а уже потом наносились на изделие из керамики. Деколь разделяется на два вида: надглазурная и подглазурная.

«Имари». В Европе в 18 веке был популярен фарфор, изготовляющийся в этом направлении декорирования. Производством такого фарфора занимались мастера города Арита, а после изделия отправлялись в Европу. Главной чертой фарфоровых произведений были мотивы японских изделий. Цветочные узоры, геометрические формы, небольшие разноцветные штрихи, позолота, подглазурный кобальт – все это как раз таки относиться к направлению «Имари».

«Индийские цветы». Термин появился в германии. Означает декоративную роспись при помощи экзотических цветов. Из природы эти цветы не заимствовались, именно поэтому роспись и получило такое странное название. Применяться начал данный тип в 1720 году в известном всем заводе Мейсене.

«Какимон». Стиль, созданный в Европе. Заключался он в подражании работам мастера Сакаидо Какиэмона из Японии. Он относиться к родоначальникам династии керамистов. Фон у таких изделий был ярко белый, а роспись наносилась красной краской. Всегда оставались не расписанные поверхности – уникальная черта таких произведений. Был очень тонкий белый фарфор и небольшие, слабозаметные декоративные украшения. К таким украшениям относится цветущие ветви, птицы. Украшение из камней, раковин. Самое интересное, что палитра у украшений была исключительно одна: синий, желтый, бирюзовый, черный. Красный цвет. Сначала в Европу привозились такие изделия в Европу, а в Европе они уже копировались. Стиль «Какимон» получил известность в 18 веке именно в Европе, а не в Японии.

«Кракле». Это глазурь, созданная в Китае, которая после того, как проходит обжиг, сама создает узор, который напоминает небольшие, но ярко выделенные трещины. Эти, так называемые, трещины,  заполняли легкоплавкой глазурью. В результате такой работы создавался очень красивый и изящный декор.

« Commedia dell’ arte» («комедия масок с  италь.). Под конец эпохи Возрождения в Италии возник новый театральный жанр, который обрел невероятную популярность. К персонажам данного жанре относились Коломбина, Пульчинелло, Арлекин и ряд других людей. Изначально в этом жанре работали исключительно художники, в 1735 году о комедии масок узнали и известный завод по производству фарфоровых изделий Мейсен. Позже жанр обрел популярность по всей Европе, и в нем начали работать мастера разных стран.

«Королевская синяя», «королевская глазурь». В 1749 в Венсенне изобрели новый краситель, в состав которого входила окись кобальта. Эта глазурь не стала особо востребованной, зачастую ее применяли в качестве фоновой глазури.

«Кристаллическая глазурь». Такая глазурь состоит из железа, хрома, окисла цинка и рядя других металлов. После того, как глазурь обжигалась, ее охлаждали, в результате чего образовывались кристаллы вышеназванных элементов.

«Литофания». Изображение, которое рисовалось на просвечивающих пластинах фарфора. «Литофания» была изобретена в Китае. Изображение моделировалось таким образом, что можно было заметить темный рисунок в проходящем свете. В Европе это изображение получило популярность благодаря Берлинской Королевской мануфактуре. Эффект теневого рисунка был удивительной для того времени вещью.

«Луковичный узор». В 1739 году на фабрике Мейсена мастер Д. Кречмар использовал композицию, которая в последствие получила название «луковичный узор». Эта композиция состояла из орнамента плодов персика и граната. Обычно такой орнамент располагался на краю изделия. В центре изделия всегда находились красочные цветы пионов и астр. Такое название композиции досталось по той причине, что плод персика был сильно схож с плодом лука.

«Маскарон». Это скульптурное украшение, относившееся к античному театру масок. Оно создавалось в виде лица человека, головы животного или других существ из мифологии. Такие изделия создавались в гротескной форме.

«Медальон». Изображение овальной формы. Размер изображения мог быть абсолютно любым.

«Deutsche Blumen» (Немецкие цветы»). В один момент Херольд, работавший на фабрике Мейсена, решил расписать фарфор, взяв за мотив обычные цветы Германии. Ранее мастер в качестве мотива брал экзотические цветы.

«Отделка кружевом». Популярный метод декора фигур из фарфора, который удалось внедрить благодаря настоящему кружеву. Его погружали в не заставшую массу из фарфора, позже проводился обжиг и фарфоровая масса принимал форму кружева.

«Паросский фарфор». Один из сортов бисквита Англии, у которого был оттенок желтого цвета. Этот оттенок был достигнут благодаря высокому содержанию полевого шпата и небольшому глянцу. Название сорт получил от острова Пароса, который находиться в Греции. В этом острове изготавливали бюсты и скульптуры из фарфора в 19 веке. Причем не просто изготавливался, но и отправлялся в различные далекие страны. Качество фарфоровых изделий на этом острове удивляло многих мастеров.

«Пат-сюр-пат». Один из методов декора. Рельефное декорирование происходи при помощи белового фарфора на цветном фоне. Фон покрывал все фарфоровое (а главное, сырое) изделие. Такое декоративное украшение было актуально и для керамики: наслаивали длинные узкие полосы, в большинстве случаев разных цветов, после врезали рисунок на поверхность керамики. Изначальность метод декорирования был не особо известен, так как был не доработан. Но позже Севрская мануфактура в 1860 сумела его «довести до ума». Больше всего метод использовался на заводе Минтона.

«Путти». Это детские фигуры виде хурвимов без крыльев. В 99% случаев обнаженные фигуры. Производились путти во многих популярных заводах: в Вене, Копенгагене, Мейсене. Формы и размеры таких статуэток могли быть самые разные.

«Рисовое зерно». Дырочки  в стенках сырого сосуда не замазывали, а заливали глазурью. Позже изделие повторно обжигали, в результате чего эти самые отверстия создавали едва заметный рисунок на не прозрачном черепке.

«Розовое семейство». Китайский фарфор, который изготавливался в начале 18 века. Такое название фарфор получил уже в Европе. В росписи изделий преобладали розовые оттенки, которые наносились поверх глазури. Несмотря на свою простоту, такой стиль росписи начал применять на многих фабриках Европы.

«Розовый Помпадур». Это керамическая краска в розово-красных оттенках. Создана была в 1757 году на фабрике Севры. У Людивика XV была фаворитка маркиза Помпадур, отсюда появилось и название для краски. В Англии ее называли «Розовая дю Барри». Опять же, из-за уже другой фаворитки Людовика.

«Солитер». Сервиз, предназначенный для одной персоны. Солитеру присущ богатый декор, изящный стиль.

«Тет-а-тет». Сервиз для двух персон, который обладал невероятно красивым декором. В основном, такие сервизы принадлежали очень богатым людям.

«Твердый фарфор» (др. название – «истинный фарфор»). Изделия из керамики, которые обжигались при крайне высокой температуре. Впервые изготовили подобные изделия в Ките в 8 веке. В 1709 году твердый фарфор пустили в производство на заводе Мейсена.

«Тонкостенный фарфор». Несмотря на свое «тонкое» название, это действительно твердый фарфор. Изготавливался он при помощи китайского глины, камня, высушенных костях. Впервые изделия из данного материала начали изготавливать под конец 17 века на заводе Споуда. Этот фарфор стал позднее серьезным конкурентом для твердого фарфора, изготавливаемого в Китае. Даже сегодня создают тонкостенные фарфоровые изделия.

Золотой пурпур — класс стойких к температуре розовых и фиолетовых красок, созданных на основе золота. В таком покрытии гораздо больше золота, чем в плёнке позолоты, остающейся после процесса обжига золотых люстров (см. ниже). Вещь чрезвычайно дорогая, но даже при таком обстоятельстве очень распространена в художественной керамике за невероятно чистый цвет.

 

Золотой люстр – раствор золота, которым поливается изделие. Качество такого покрытия определяется по принципу: большая массовая доля золота – выше качество, и наоборот. Материал в работе очень удобный и простой, однако перед использованием нужно сначала золото расплавить, а это – большая проблема, ещё больше увеличивающая себестоимость благородного металла.

 

Лощение — процесс полировки поверхности изделия, ещё не прошедшего процедуру обжига, твёрдым и гладким приспособлением. Нередко лощат поверхность, покрытую ангобой. Поверхность после лощения получается зеркальной, что до сих пор привлекает мастеров фарфора к данному способу обработки. Более того, способ этот очень старый: например, чёрный лак лощили ещё в период античной керамики.

 

Люстры — растворы металлических соединений, в процессе обжига распадаются и оставляют на глазури тонкую металлическую плёнку. Такими растворами обрабатываются лишь обожжённые глазури, и растворы эти придают поверхности эффект перламутра. Обжиг люстров проходит при низких температурах.

 

Майолика — керамика, покрытая порами, глазурованная (глазурь почти всегда цветная), часто – светложгущаяся. Декор такой керамики не очень разнообразен – часто процесс декорирования заканчивается на этапе глазурования, однако в некоторых случаях майолику расписывают красками. Чаще всего майолика относится к фаянсу и со временем глазурь на ней трескается.

 

Мягкий фарфор – большее количество плавней, чем у твёрдого фарфора, обжигается при меньшей температуре, но более хрупкий вид фарфора. Прозрачнее и светлее твёрдого фарфора, применяется, как правило, в мелкой пластике.

 

Надглазурные краски — пигментированные глазури высшего качества, изготавливающиеся для росписи керамики поверх глазури. Очень чистые и яркие краски, удобные даже при самой мелкой работе, однако их нанесение заставляет дополнительно обжигать изделия.

 

Обжиг — пожалуй, один из главных процессов при создании любого вида керамики, придающий изначально вязкому материалу водостойкость и прочность, выполняемый в печи при температуре в 500 градусов.  Такой нагрев позволяет расплавить частички кремния в глине, что делает фарфор плотнее. Продолжительное нагревание при ещё большей температуре делает фарфор ещё крепче и плотнее. По сути, за счёт обжига глина становится водостойкой – и это её состояние принято называть керамикой. Различные виды керамики различаются по своей плотности после обжига: например, фаянс что был пористым до обжига, что остался таковым после него, а вот мягкий фарфор действительно очень сильно меняется в свойствах и плавится до состояния стекла.

При обжиге глазурей, как правило наносимых на уже обожженный черепок, частицы глазури сплавляются в единую массу, которая постепенно разжижается с повышением температуры и растекается по поверхности черепка.

 

Отминка или ручная формовка — лепка тестообразной глины (в данном случае) в специальной пористой формочке. Ёмкость быстро забирает лишнюю влагу из глины и создаёт тонкую сухую корку, позволяющую безопасно достать заготовку. Один из старейших способов керамического формования, и способ этот консервативен до крайностей. Он даже и не развивался – лишь деградировал. Отминка использовалась, в основном, для тиражирования продукции, но нередко способом ручной формовки мастера создавали такие произведения, которые в то время невозможно было изготовить иначе.

Печь для обжига – собственно, совершенно обычная печка. Отличает её от привычного для людей устройства для прогрева воздуха в помещениях лишь огромная температура нагрева, которая часто превышает температуру в жерле вулкана (примерно 1500 градусов против 1000). Как и классическая печь, основывается на источнике тепла и слое теплоизоляции (по-хорошему – огнеупорный кирпич или некий другой жаростойкий материал, однако за неимением оного , подойдёт даже сухая земля).
Абсолютно любая обжиговая печь – от земляной ямы и до современных герметичных плавилен – имеет свои собственные свойства, оставляющие свой след на обожжённом изделии. Например, древняя керамика обжигалась в простейших печах (один из вариантов уже описан выше) при очень низких температурах, способных лишь немного подсушить материал, поэтому разницы в материале до и после обжига практически не было; по крайней мере, плотность не увеличивалась, а основная цель обжига – именно уплотнение структуры керамики. Тогда, кстати, и появилось лощение как способ придать материалу водонепроницаемость. Впоследствии печи совершенствовались, поэтому в Месопотамии изобрели керамические глазури, в Греции – ангобы, а в Египте – фаянс. Технический прогресс не останавливался, и вскоре китайцы уже создали тонкокаменные массы, а чуть позже – фарфор. Сейчас керамические массы и электрические (либо газовые, но реже) печи позволяют достичь невероятного уровня мастерства в художественной керамике, но – вот незадача – там они почти никогда не используются.

 

Платиновый\палладиевый люстр – раствор платины, применяется для стилизации керамического декора «под серебро». Намного долговечнее серебра (которое стараются в декоре не применять из-за его склонности к быстрому потускнению), но несоизмеримо дороже, что сводит применение данных люстров к минимуму: лишь самые дорогие и сложные изделия.

 

Подглазурные краски — смеси пигментов и мизерных количеств глазури, которыми расписывается керамика. Подглазурная роспись обжигается одновременно с тугоплавкой глазурью, поэтому такие краски стараются делать максимально жароустойчивыми. Вариантов цветов таких красок всегда было немного, но сейчас их палитра существенно пополнилась.

Роспись — основной способ декора керамической продукции. Керамика изначально была «посудным» материалом, и гладкая поверхность столовых изделий очень удобна для росписи.  Сейчас роспись выполняется огромным спектром различных веществ (люстры, краски, ангобы), каждый из которых должен быть способен выдержать тысячи лет хранения и невероятные температуры при обжиге. Сочетаются они в ещё большем количестве вариаций, каждая из которых годится, правда, лишь для определённой области керамической работы.
Растворы солей – оксиды разных металлов, которыми расписывают фарфор. Свойство солей таково, что при обработке ими изделия они способны пройти через его поверхность насквозь, раскрашивая, по сути, саму фарфоровую глину, а не только поверхность изделия. Обжиг расщепляет соль на элементы. Металл в их составе оседает на изделии и окрашивает его в определённый цвет: например, если был выбран оксид хрома, то после обжига изделие станет зелёным, если никель – серым, железо – тёмно-красным, кобальт – синим (самый известный цвет в мире фарфора, кстати, некогда прославивший династию Мин, во времена которой выпускались изделия такого цвета). Металлами, кстати, раскрашивается не только фарфор, но ещё и драгоценные камни: принцип тот же, однако всё происходит естественно, без участия человека.

Твёрдый фарфор – тугоплавкая фарфоровая глина, обжигающаяся лишь при очень высокой температуре (порядка 1500 градусов Цельсия, если точнее – 1450). Сложен в обработке, но очень долговечен и красив. Из-за своей прочности используется как в массовом производстве (фабрикам удобно работать с фарфором, который по свойствам своим близок к камню), так и в производстве уникальных творений (крепкий материал, выдерживает намного больше, чем мягкий фарфор, что позволяет создавать совершенно непрактичные вещи, основанные на физике; суть таких работ в том, что мягкий фарфор уже давно бы разрушился, а этот – ничего, держится).

Технический фарфор – фарфоровая глина для сантехники и керамики-электроизолятора. Кому-то он кажется неказистым, но он таковым быть и не должен, поскольку по своей технологичности превосходит любой другой вид фарфора и попросту не используется в искусстве. Почти не используется: в некоторых случаях, когда внешний вид фарфора не так важен, как удобство работы с материалом и его выносливость, технический фарфор – чуть ли не единственный правильный выбор для такой задачи.

 

Тонкокаменная масса или полуфарфор – специальная фарфоровая масса из огнеупорных видов глины, после обжига полностью теряющая пористость и становящаяся черепком с нестандартно высокой прочностью и однородной структурой. Применялась ещё в Древнем Китае, но позже в том же Китае был изобретён классический фарфор, которым она и была заменена. Позже к полуфарфору возвратились в Средние века. Те тонкокаменные изделия пошли от «каменного товара» и их производство некогда завершил Веджвуд.

 

Усадка — как правило, усыхание керамики в процессе сушки\обжига. Составляет от 2%-3% при полусухой прессовке и до 14%-18% при шликерном литье. Зависит от степени плавления керамики: при слабом нагреве усадка минимальна, но при достижении температур, достаточных для сплавления фарфора в стекло, становится очень заметной.
Как бы то ни было, усадкой часто пользуются керамисты: например, именно усыхание изделия, пусть даже на какой-то процент, позволяет достать его из формочки без малейших повреждений, поскольку в процессе усадки изделие само отошло от стенок формы. Или, например, можно сделать фарфоровый предмет стандартного размера, а потом высушить его и получить миниатюрное изделие, которое изначально сделать было бы сложнее, нежели стандартное. Однако для качественной усадки требуется время, поскольку фарфор должен плавно высушиться и прогреться: если что-то пойдет не так и изменение объёма произойдёт быстрее, чем нужно – фарфор будет испорчен мгновенно, и восстановить его будет почти невозможно.

 

Фарфор — это крепкий непористый вид керамики белого цвета с уникальными механическими и декоративными особенностями. Очень твёрдый и водонепроницаемый материал. Стандартный фарфор – тонкий и белый, что позволяет придать ему любые форму и цвет. После распространения фарфора получила сильное развитие керамика, использовавшаяся в посуде, поскольку фарфор очень широко распространён именно в этой области. И в скульптуре ещё.
Фарфор, кстати, не только на посуду и статуэтки годится: он  часто применяется в промышленности, из него делают как фильтры, удерживающие загрязнения на молекулярном уровне, так и изоляторы для АЭС, удерживающие гигаватты энергии.
Фарфор сложен в производстве, одним из самых сложных этапов является последний – обжиг, когда необходимо достичь температуры в 1400 градусов, а то и 1450.

Фаянс— по сути, модернизированная майолика. Изготавливается из огнеупорных видов глин, которые даже после обжига позволяют материалу остаться пористым. Не такой прочный, как фарфор, однако нередко фаянс белее его и расписан шикарнее.

 

Черепок — состояние керамики независимо от её формы. Определяется составом использованной глины, технологией его создания, способом обжига и общим результатом.  В разных местах в разные времена черепки всегда различались, более того – нередко даже две соседние мастерские в одном округе могли иметь свои уникальные черепки. Со временем анализ черепка стал главенствующим способом для идентификации фарфора.
Современный керамист видит в черепке, в первую очередь, совокупность его механических особенностей, определяющая область его возможного использования. Сейчас развитие керамики дошло до того, что она используется в особых керамических ножах (невероятно острые, но очень хрупкие) и двигателях. Когда-нибудь эта невероятная прочность керамики будет востребована людьми искусства.

 

Шамот – мука из обожжённой глины, если в первоначальном смысле, но сейчас так чаще называют керамику, в которую она добавлена. Отлично переносит высушивание и процесс обжига и применяется при изготовлении грубой керамики.

 

Шликер — керамика, разведённая в воде. Причём, абсолютно любая керамика в абсолютно любой воде в абсолютно любом месте – да хоть грязь на дне лужицы в местечке с глинистой почвой (это, кстати, совершенно нормальный шликер, который тоже может использоваться при изготовлении керамических изделий).

 

Шликерное литье — формование керамики, при котором гипсовые (не всегда) формы  наполняются шликером. Вода в его составе постепенно уходит в стенки формы (именно поэтому она делается из гипса, поскольку это – пористый материал, отлично впитывающий воду), а глиносодержащие взвеси оседают на них. Процесс заливания шликера повторяется до того времени, пока не сформируются стенки нужной толщины. После этого изделие остаётся лишь высушить (здесь, кстати, и нужен метод усадки, о котором подробно написано чуть выше) и извлечь.
В данный момент, возможно, читатель ассоциирует шликер с низкокачественной керамикой, сделанной буквально из грязи. Возможно, в этом виновато описание термина «шликер» из данного мини-словаря, но это не совсем так. Скажу больше: если у вас дома есть дешёвая керамика, то она точно сделана таким образом. Миллионы фарфоровых изделий изготавливают способом отливки, поскольку это позволяет удешевить и ускорить производство. Часто его используют и для создания очень сложных изделий, изготовить которые другим способом почти невозможно. Способ отливки, кстати, очень молод и древние мастера его не знали, поэтому можно даже не пытаться искать шликерные изделия среди творений античности: тогда их попросту не было. Из-за небольшого возраста шликерное литьё почти не исследовано, поэтому современным мастерам керамики ещё есть, что развивать.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.