Гота

Фарфоровая мануфактура Готы была основана в 1757 году Вильгельмом-Теодором Ротбергом. Немало пришлось ему поработать, чтобы прийти к удовлетворительным результатам. Лишь после того как в 1772 году удалось привлечь на мануфактуру искусных мастеров-живописцев Христиана Шульца, Иоганна-Георга Габеля и Иоганна-Адама Брэма, производство достигло расцвета, который обеспечил ему ведущее место среди предприятий Тюрингии. В течение длительного времени эти мастера являлись арендаторами мануфактуры. По имеющимся данным, Шульц усовершенствовал массу и глазурь. Благодаря великолепным росписям изделия Готы приобрели популярность.


Среди живописцев мануфактуры появляются и новые имена: Шмидт, исполнявший сюжетные композиции, пейзажи, цветы, Рюгер — мастер пейзажа, Фрей, писавший цветы, арабески и орнаментальные композиции.
В 1802 году, через шесть лет после смерти Ротберга, мануфактуру купил наследный принц Август Гота-Альтенбургский и передал в аренду своему приближенному Эгидиусу Хеннебергу, который присоединился к прежним арендаторам, но постепенно отстранил своих партнеров и с 1813 до 1834 года являлся единоличным руководителем мануфактуры. В дальнейшем, в течение длительного времени, вплоть до 1881 года, производство оставалось во владении его наследников.
Очень интересно раннее произведение Готы — ароматник на тагане. Этот уникальный предмет из серовато-желтой массы с росписью лиловой, желтой и зеленой красками, сближающей его с фаянсом, характерен для первых, еще весьма несовершенных изделий, дошедших до нас в единичных экземпляров. Эрмитажный ароматник особенно ценен тем, что в нем прослеживаются элементы стиля рококо, не получившего развития в производстве Готы. Но, вместе с тем, в ароматнике уже можно отметить отдельные черты стиля Людовика XVI, в дальнейшем нашедшего широкое применение в изделиях мануфактуры. Этот стиль и определяет художественные достижения Готы, продукция которой тогда не имела себе равных среди мануфактур Тюрингии. В эрмитажном собрании этот период представлен характерными предметами, очень разнообразными по декору. В последней четверти 18 — начале 19 века мануфактура выпускала преимущественно тет-а-теты, солитеры, подарочные чашки с крышками — для кофе и шоколада, разнообразные вазы. Роспись предметов этого времени отличается омобой чистотой и свежестью красок. Распространенными были чашки с силуэтными портретами, вензелями и памятными, надписями, а также с аллегорическими сценами. Среди экспонатов, датируемых началом 1780-х годов, выделяется подносик сердцевидной формы для двух шоколадных чашек (чашки не сохранились), расписанный пурпуром, привлекающий внимание совершенством линий. При всей тщательности исполнения, удивительно свободно и легко написаны золотом и серебром цветы, разбросанные по всей поверхности сливочника, а также орнаментальный поясок из тончайшей золотой сетки в виде кружева, окаймленной вьющейся гирляндой, выполненной синей эмалевой краской.
К 1790-м годам плавные грушевидные и овоидные формы сменяются цилиндрическими и конусообразными. Росписи, преимущественно с использованием античных сюжетов, становятся однотонными, по манере близкими гризайльной росписи.
Около 1795 года в Готе появляются чайные сервизы, роспись которых подражает греческой краснофигурной вазовой живописи. В собрании Эрмитажа имеется чашка с высокой плоской ручкой, отличающаяся изяществом силуэта и мастерски исполненной росписью подобного типа.
XIX век представлен двумя вещами — чашкой и сливочником. Чашка цилиндрической формы, характерной для первой четверти века, отличается обильным применением золота; в центре — овальная цветная миниатюра, по всей вероятности портрет герцога Августа Гота-Альтенбургского. На небольшом сливочнике с детскими силуэтами на фоне пейзажа, который можно датировать началом 30-х годов XIX столетия, имеется печатная марка тех лет: фамилия владельца фабрики — Henneberg — дана в виде ребуса.

Запись опубликована в рубрике Фарфор Гота (Gotha) с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.