Датская Королевская Фарфоровая Мануфактура (Royal Copenhagen Factory)

Старейшая мануфактура Дании была построена в 1760 году в Копенгагене. Её основателем стал талантливый художник из самого Мейсена – И. Мельхорн, но долго он не проработал: в 1762 году фабрикой управлял уже Л. Фурнье – некогда работник фабрик Венсенна и Севра. Он смог поставить на поток производство изделий из мягкого фарфора, очень похожего на севрский: чашек, тарелок, ваз стиля рококо. Декорировались те изделия накладными цветами, из которых делались целые гирлянды.


В 1773 году Фурнье ушёл с поста главы фабрики, а место это было занято химиком Ф. Мюллером. Благодаря Францу уже в 1773 году фабрика получила твёрдый фарфор собственного изготовления. В 1775 году фабрику сделали акционерным обществом – крупным держателем акций была сама королева Юлиана Мария, а в 1779 году мануфактура стала государственной собственностью и была названа «Датской Королевской Фарфоровой Мануфактурой».
Лучшие годы жизни фабрики – те, когда ей управлял Мюллер (он, кстати, сохранил за собой пост главы фабрики и после того, как производство отошло государству, на котором и проработал до 1802 года), сумевший привлечь лучших немецких и датских художников к своему заводу.

Самые известные работы мануфактуры, сделанные в те годы – это странные вазы: на вид, как огромное птичье яйцо, стоящее на ножке в виде воронки, с ручками-маскаронами да ещё и фарфоровыми путти на крышках. Эти вазы украшались медальонами, реже – силуэтами (что странно, поскольку тогда это было модно. Выпускались на мануфактуре и сервизы, причём – для разных сегментов рынка: были как безумно сложные и баснословно дорогие – для короля, так и простые, дешёвые – для обычного потребителя.  Самым известным из сервизов мануфактуры является, пожалуй, уникальный сервиз на 100 человек «Флора Дании».

Его заказала Екатерина II, но, ввиду огромной продолжительности изготовления заказа (12 лет, 1790-1802 гг.), заказчица попросту не дожила до того момента, когда его закончили. Позже не потребовавшийся сервиз передали властям Дании. Росписью «Флоры Дании» занимался И.К. Бауэр. Ещё очень известен «сервиз Мюллера»: он не был особенно большим (всего 44 предмета на 12 человек), но выделялся тем, что на каждом предмете из него был свой, уникальный рисунок, отличающийся от росписи других предметов. В то время изделия мануфактуры расписывались цветами, венками и медальонами: популярными рисунками были мейсенские «сухоцвет» и «луковичный узор». Производились скульптуры из обычного и бисквитного фарфора, но они не были такими самобытными, как остальная продукция фабрики: датские мастера просто копировали европейский стиль и стиль работ Фальконе и Асье.

В 1867 году по определённым причинам государство избавилось от фарфоровой фабрики, продав её А. Фальку. Новый владелец получил право использовать старые название и марки фабрики, и производство продолжилось. В 1884 году пост директора датского завода занял Ф. Шоу, уже через год пригласивший А. Крога на фабрику работать дизайнером.

Это предложение напрямую повлияло на дальнейшую судьбу фабрики, и известно сейчас как «второе возрождение мануфактуры», но это не совсем верно: Крог не возродил производство, восстановив его первоначальный стиль — он создал свой, новый.

Первым, что он сделал в роли дизайнера – внедрение технологии производства зегеровского фарфора, позволившего сильно увеличить цветовую гамму и получить огромное количество оттенков синего, зелёного и жёлтого цветов.

В области декора Крог ничего особенного не придумывал, а просто брал пример с японцев: они умели экономно заполнять разными деталями площади, а Крог с удовольствием подражал им. Расписывались изделия того времени, в основном, пейзажами – моря и зимней природы. Помимо этого он начал применять в своих изделиях глазурь разных цветов, что, бесспорно, стало большим достижением.
Скульптура тогда тоже производилась: это были герои сказок Андерсена, крестьяне. Важным оттенком в их расцветке был голубой, а тона красок походили на пастель. Это стало элементом копенгагенского стиля, и сейчас данную расцветку на заводе всё ещё стараются поддерживать.

Датский фарфор был очень дорогим, но даже при своей цене он был популярен среди коллекционеров. Копенгагенские изделия имели успех на выставках в Париже в 1889 и 1900 годов, поэтому не случайно то, что и сейчас немалое количество фабрик им подражают.

Запись опубликована в рубрике Royal Copenhagen Датский королевский фарфор с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.