Изобретение европейского фарфора

Сверкающий, будто солнце, звонкий,  словно гонг и гладкий, как озеро в спокойный день, фарфор есть не что иное, как настоящее китайское чудо. Таковым он считается сейчас, а ведь какую-то тысячу лет назад он был вещью и вовсе мифической, которую мало кто вообще видел.

Фарфор является сложным материалом с проблематичными процессами создания сырья и его обработки. Изобретён он был, как известно, к V веку н.э. в Китае и первые успешные образцы начали поставлять на королевский двор. О существовании фарфора Европа узнала благодаря венецианскому путешественнику Марко Поло, привёзшему изделия из этого материала в родные места. Материал тот был настолько удивителен, что начался настоящий фарфоровый бум: каждый уважающий себя богач просто обязан был поставить себе в дом хотя бы фарфоровую статуэтку. Фарфором мерялись состояния людей: если обладатель пары статуэток уже считался весьма успешным человеком, то владелец крупного бюста или статуи был кем-то вроде полубога в глазах общества. Другими словами, продажи шли великолепно, и это – при «золотой» цене, т.е. фарфор так и покупали – уравновешивали изделие с одной стороны чашечных весов золотом с другой. Легко посчитать, что цены на те, самые первые импортные фарфоровые изделия в Европе были поистине астрономическими – и это никого не волновало. Покупателей была масса, но все безумные массивы валюты и драгоценностей шли только в одну страну – Китай – что не нравилось самим европейцам. С момента осознания европейцами того, как сильно можно было бы удешевить фарфор и сколько возможно на этом заработать, если делать фарфор у себя, в Европе, и начинается история европейского фарфора.

Сейчас каждый интересующийся может узнать, что фарфор состоит из полевого шпата, кварца и калия в гибких пропорциях, но раньше за разглашение рецепта или попытку его украсть у производителя человек гарантированно отправлялся в «вечную весну», ловил шеей  лезвие клинка, отправлялся кормить рыб – любое наказание, которое будет посчитано нужным. Рецепт изготовления фарфора (или порцелина) долгое время в каждой стране являлся большой тайной, и нередко во имя его добычи начинались чуть ли не шпионские войны.

В Западной Европе флорентийские мастера под покровительством Медичи к 16-му веку вывели-таки собственный рецепт мягкого фарфора со светлым черепком, глазурованного свинцом. Он был похож на молочное стекло из Венеции, расписывался кобальтом. Но это было так – предварительное открытие, нащупавшее почву на рынке и в обществе перед появлением действительно весомого (во всех смыслах) вида фарфора – твёрдого. В 1709-ом году алхимик И. Бётгер и физик Э. Чирнхауз сумели вывести фарфор по китайскому рецепту, и, что самое интересное – без какого-либо использования оригинального рецепта, доступа к которому у них попросту не было. Так и появился этот материал, в почти не изменённом виде дошедший до наших дней таким же вожделенным, как и некогда в Средневековье.

А началось всё с того, как в 1701 году в замок Альбрехтсбург, Мейсен – Саксония, был заброшен ученик аптекаря, алхимик-неудачник (хотя, в конечном счёте, все они могут считаться неудачниками) И.Т. Бётгер. Бахвальство никого не доводит до добра – вот и его не довело: некогда бедняга где-то соврал, что сумел успешно получить золото в результате алхимических изысканий. В те времена алхимия будоражила людей больше, нежели, например, идея мира во всём мире или тот же фарфор, посему совсем скоро Бётгер стал объектом охоты жадных до денег состоятельных бонз, попробовал скрыться от германских богачей в Пруссии и немедленно попался Августу Сильному, который тоже был не прочь получить дармового золота. Бётгер, по сути, оказался заточён в этом замке и, наверное, так бы и сгнил там, если бы не учёный Э. Чирнхауз, отправленный ему в помощники. Считается, что именно он решил отступиться от первоначального плана и попробовать создать фарфор, забросил безуспешные попытки проделать это с золотом. Однако не стоит забыть, что финальную лепту в изобретение настоящего фарфора всё-таки внёс именно неудачник Бётгер: всё, что создавал Чирнхауз, являлось каменистой массой красного цвета, а нужна была белая. Эксперименты не помогли – требовался новый материал для опытов, но какой? Ответ был найден случайно и мог быть не найден вообще, если бы однажды Бётгер не попробовал очистить свой рабочий халат от некого белого порошка, облепившего его, и не заметил бы, что этот порошок скатывался в комки. Разузнав у Чирнхауза, где берётся эта масса, Бётгер узнал о залежах каолина неподалёку – позже они стали первым европейским источником этого материала, использованного для изготовления твёрдого фарфора. Желание жить, любезно предоставленные ресурсы и оборудование для работы сделали своё дело – вскоре мир увидел первый настоящий твёрдый европейский фарфор.
Позднее там же, в Мейсене была открыта первая в Европе фарфоровая фарфоровая мануфактура, долгое время являвшаяся монополистом на этом рынке. Вскоре к Бетгеру, первооткрывателю этого фарфора, присоединились такие прославившиеся в веках имена, как И. Херольдт, гениальный художник по фарфору, сделавший это ремесло настоящим искусством, и И. Кендлер, знаменитый фарфоровый скульптор. Эти три мастера сделали мейсенский фарфор легендарным – таким, каким мы знаем его сейчас.

Запись опубликована в рубрике Немецкий фарфор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.