Императорская Венская Фарфоровая Мануфактура (Vienna Royal Porcelain Manufactory)

В 1718 году в Вене была основана новая фарфоровая фабрика. Её открыл нидерландец Клаудиус Инноценциус дю Пакье, получивший от самого императора Карла VI «особые привилегии» и монополию на производство фарфора на землях Австрии. Срок данной ему монополии составлял всего 25 лет (не так уж и много по меркам предприятия), поэтому Клаудиус старался воспользоваться ей так, как только мог.


С самого начала он пытался достичь максимальной скорости развития качества и красоты собственной продукции, поэтому в первое же время после открытия мануфактуры на неё были наняты мейсенские мастера: например, «фарфоровым химиком» был С. Штёлцель, а мастером эмали и золочения – К.К. Гунтер.

Несмотря на то, что лучшими мастерами фирмы дю Пакье были, по сути, работники с Мейсена, венский фарфор несколько отличался от мейсенского, а именно – был непривычного желтовато-серого цвета. Все те 26 лет, что Клаудиус управлял производством, на мануфактуре выпускалась посуда, вазы и декор для мебели, интерьеров. Декорировались изделия в стиле «имари» — стиле, типичном для восточного (в частности, японского) фарфора, но уже после 1730 года в декоре главенствует орнамент «листья и ленты». Немного позже разнообразие декора было расширено пейзажами, «немецкими цветами» и сценами из различных областей: мифов, военного дела, охоты. Основным цветом был синий – таковой была подглазурная роспись. С ним в Вене успешно сочетали красный, зелёный, жёлтый и чёрный цвета. К 1740-м годам профиль фирмы сменился на производство, в основном, чаш, мисок, блюд и чайников.

Но в 1744 году единственное, что давало преимущество дю Пакье – монополия, данная ему 26 лет императором – в производстве фарфора, прекратило действовать, поэтому совсем скоро у Клаудиуса, никогда не имевшего здоровой конкуренции, возникли проблемы с деньгами. В связи с этим ему пришлось продать фабрику правительству. Потом мануфактура отошла Марии-Терезии, израсходовавшей баснословные денежные суммы на развитие и привлечение известных мастеров фарфора на производство. Само собой разумеется, что в скором времени венская мануфактура стала одной из лучших в Европе. С тех пор на её изделия наносилось клеймо в виде окаймлённого щита – фамильного герба Бабенбергов.

С того самого момента начинается куда более долгий второй период развития венской фабрики, продлившийся до 1784 года. Главным модельером стал И.И. Нидермайер. Благодаря ему значительно увеличилось производство скульптур (которые часто выполнялись по его собственным рисункам). Обычными изделиями тогда были фигурки женщин и типов венских жителей. К 1750-1760 гг. декор выполнялся преимущественно в стиле рококо, но уже к 1780-м его заменил классицизм: как в формах, так и в росписи (ленты, банты, цветочные монограммы). Посуда выпускалась, в основном, столовая: сервизы, наборы для чая, кофе, шоколада.
Но и это ещё не было настоящим зенитом славы Вены. Триумф пришёл к венской мануфактуре вместе с новым директором Конрадом фон Зоргенталем, направившим все свои силы на декор изделий и на привлечение нужных людей – высококлассных художников-технологов. Он сумел завлечь на производство И. Лайтнера, Г. Перли и скульптора – А. Грасси. Венская фабрика стала одной из первых, обратившихся к классическому стилю, используя греческие и римские сосуды как эталоны. Теперь основная тема росписи – мифологические сцены. Благодаря ряду выдающихся скульптур А. Грасси прославил фабрику в Европе. Он показал себя настоящим мастером скульптурного портрета, изготовив бюсты членов императорской семьи и писателей в очень высоком качестве.

Венские изделия в неоклассическом стиле стала известными далеко за границей Австрии, а её рельефы, невероятно качественно позолоченные и расписанные, обошли мейсенские, так и оставшись непревзойдёнными – даже в наши дни.

В 1805-1828 гг. проходил последний период работы венской фабрики, когда она ещё могла с кем-то конкурировать. На тот период приходятся изделия, сильнее всего позолоченные и покрытые такими же золочёными рельефами, а иногда – с нанесёнными на них натюрмортами с цветами.

В 1820-м фабрика выпускала чашки и кубки с символикой Венгрии, а также придумала новую роспись – виды города и крепостей. Большая часть продукции изготавливалась в стиле бидермайер. Казалось бы, фабрика развивается дальше – пусть, не так быстро, как раньше, но развивается -, но всё-таки её закат был всё ближе и ближе. Политическая обстановка сильно усложнилась, поэтому денежные вложения в фабрику начали сильно уменьшаться, а одновременно с этим – уменьшилось количество хотевших работать на мануфактуре талантливых художников.  В 1863 году парламентом было решено ликвидировать производство (от которого к тому времени были лишь одни убытки) и в 1866 году императором Францем Иосифом I это решение было приведено в силу. Так, в 1866 году венская мануфактура, когда-то – одна из лучших в мире, была закрыта.

Запись опубликована в рубрике Vienna Royal фарфор с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.