Императорский фарфоровый завод

Такой завод считается одним из родоначальников по производству фарфора во всей Европе. При всем этом, императорский фарфоровый завод является одним из самых крупных фабрик по созданию художественных фарфоровых изделий в нашей стране. Находится предприятие в городе Санкт-Петербург, а свою работу начал завод еще в далеком 1744 году.

Изначально фабрика называлась «Порцелиновая мануфактура». И лишь в 1765 году была переименована в Императорский фарфоровый завод. И это еще не конец. В 1917 году получила название Государственный фарфоровый завод, а уже в 1925 году фабрики присвоили имя М. В. Ломоносова (в честь двухсотлетия Российской академии наук). Полное название – Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова. Под таким названием фабрика проработала вплоть до 2005 года. И изменять его, в принципе, просто было незачем.

История

В 18 веке огромное внимание уделялось именно фарфора. В 1744 году барон Николай Корф, который по делам находился в Стокгольме. Договорился с Христофором Гунгером о том, что он начнет производить фарфор в Санкт-Петербурге. Это было не личное желание Корфа, а поручение императрицы Елизаветы Петровны. Занимался организацией производства, а позже и контролем над производством барон Иван Черкасов. Эту должность ему дала также императрица. До этого он было управляющий кабинетом Елизаветы Петровны.

У Гунгера не было никаких ограничений по поводу производства фарфора, полная свобода действий, так сказать. Помимо этого, ему были выделены огромные деньги на создание хорошего фарфора. Но нужно понимать, что начинать изготовление фарфора с нуля , то же не просто, и  без материальной поддержки было не обойтись. С 1744 по 1748 качество изделий нельзя было назвать хорошим. Изготовлялись чашки среднего качества по невысокой стоимости темного цвета. Черкасов понимал, что нужно двигаться дальше. Поэтому ему нужно было либо вновь отправляться на поиски нового мастера из-за границы, либо согласиться сотрудничать с Дмитрием Виноградовым – химиком, который был сподвижником Ломоносова. И все же Дмитрий Виноградов стал работником фабрики. Естественно, Дмитрий не мог самостоятельно начать производство без опыта, поэтому его помощником стал Гунгер. Но именно благодаря Виноградову качество изготавливаемых изделий выросло вдвое.

В 1779 году модельмейстером фабрики стал Жан-Доминик Рашет, прибывший из Франции. И проработал специалист на заводе практически четверть века. Нужно отдать должное его работе, ведь он серьезно повлиял на развитие художественного фарфорового производства в России. Его самыми «сильными» работами считаются известная серия фигур «Народы Российского государства», которая была изготовлена в 1780-ые года. Ее художественная ценность крайне высока, также прославленной его работой считается «Арабесковый сервиз» (1784 год). Нельзя не отметить его бюст Екатерины II (27 см в высоту).

Поначалу фабрика имела статус Императорской фарфоровой мануфактуры, находилась она в Шлиссельбургксом тракте, недорого от берегов Невы. Причем практически рядом с Санкт-Петербургом. Недалеко от завода позже появилась кладбище фарфоровой фабрики. В 20 веке город начал расширяться, в результате чего фабрика уже не была рядом с Петербургом, а примкнула к самому ему.

В 1832 году директором завода стал В. Е. Галямин. До этого он занимал должность руководителя топографического училища, и там достиг немалых высот. Например, лично Галямин вручил императрице 2 альбома личных акварелей. Его считали действительно талантливым «рисовальщиком», а такие люди нужны были на процветающей фабрике. У него был просто замечательный вкус, и это помогало ему создавать невероятные украшения для фарфоровых изделий того времени. Помимо Галямина, в это же время на заводе начали трудится такие художники, как С. Пименов и А. Воронихин. Позже были открыты аптека, богадельня, лазарет и ряд других заведений. Фарфоровое предприятие, естественно, «двигалось в гору», благодаря чему была открыта школа мастеров-художников по росписи фарфора, а позже и училище, где мог учиться каждый ребенок работника завода. Как только фабрике исполнилось 100 лет, в Петербурге появился музей, куда попадали все лучшие изготовленные фарфоровые изделия на заводе.

В конце 19 века для императорской семьи заказы производились в двух экземплярах. Это был указ императора того времени – Александра III. Первый экземпляр отдавался, конечно же, самой семье, а второй отправлялся в музей и становился исторической ценностью. По такому принципу пополнялся музей фабрики даже в XX веке. Лишь после советской эпохе концепт производства в корне изменился.

Музейную коллекцию приходилось два раза эвакуировать. В 1917 году ее отправили в Петрозаводск на год, во второй раз в 1941 году экспонаты были отправлены в Ирбит (на Урале).

С 1920 года на фабрике начали работу такие талантливые и известные художники, как Николай Суетин, Казимир Малевич, Илья Чашкин. Помимо этого, на заводе работал ученый-технолог Николай Качалов. Более шестидесяти лет работе на заводе отдал известный русский виртуоз Алексей Воробьевский. В 2002 году владельцем фабрики стал глава «Уралсиб» Николай Цветков. В 2005 году было принято решение переименовать предприятие на «Императорский фарфоровый завод».

Продукция

На сегодняшний день фарфор ИФЗ находиться в музее Лондона Виктории и Альберта, в Нью-Йорке Метрополитен-музее, в Эрмитаже, во многих московских музеях и так далее.

С 2005 года массовый выпуск фарфоровых изделий практически полностью прекратился, а все внимание предприятие начало уделять изделиям класса «люкс». При этом прибыль завода ни чуть не уменьшилась. Бренд «Императорский фарфор» оценивается как дорогой.

Запись опубликована в рубрике Советский фарфор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.