Императорский Фарфоровый Завод (Imperial Porcelain St.Petersburg)

В 1744 году производство фарфора дошло и до России: тогда указом императрицы Елизаветы, дочери Петра I Великого,  был основан петербуржский фарфоровый завод. Основателем первого российского производства данного вида керамики стал Д. Виноградов, один из сподвижников М. Ломоносова. При основании обладал статусом Императорской фарфоровой мануфактуры.

1744 год – довольно поздно для того, чтобы пытаться открыть фарфоровую фабрику, способную конкурировать с иностранными, более старыми фирмами, но у Виноградова это получилось, более того – он был безупречен: высочайшее качество, разнообразие вариантов декора и обработки (по количеству которых завод уверенно стоял на первом месте в мире) – всё это было доступно в изделиях мануфактуры с самого момента её основания, более того – изделия выпускались самые разные: посуда, статуи, часы, канделябры и т.д.

На конец 18-го века при правлении Екатерины II приходится самый расцвет российского фарфора. Сама императрица покровительствовала его производство. Лучшие работы завода за всё время его работы – сервизы «Арабесковый», «Яхтинский» — были заказаны императрицей, и каждый из них состоял примерно из тысячи предметов. Но была в тех сервизах не только посуда: в обильных количествах там имелись и статуэтки, прославляющие деятельность императрицы. Императорским заводом была сделана целая серия фигур «Народы России» (100 уникальных статуй), которую позже расширили типажами сторонних промышленников из Санкт-Петербурга. Сильное влияние на российский фарфор оказывали работы скульптора из Франции Ж.Д. Рашета. Скульптор был приглашён работать на завод, где управлял производством скульптур до 1814 года.

Когда к власти пришёл Александр I, производство ваз было особой нишей в работе ИФЗ; так было до 1860-х гг., после чего вазы снова стали частью обычного заводского ассортимента. В то время завод активно производил дорогой и совершенный с технической точки зрения фарфор, но теперь это производство свелось к подражанию немецким и французским мастерам и, отчасти – копенгагенским (выпускались изделия с подглазурной росписью в стиле Копенгагенской мануфактуры). Под управлением В. Мещерякова множество живописцев переносит на фарфоровые изделия картины знаменитых художников: Леонардо да Винчи, Корреджо, Рафаэля, Рембрандта, Тициана, Рубенса, а также разнообразные портреты, иконы, боевые сцены. Часть изделий расписывается цветами – явное влияние Европы. В 1851 году изделия мануфактуры представлялись публике на выставке в Лондоне, где смогли получить медали.

Золото очень быстро становится любимым материалом фабричных мастеров для украшения фарфора – русский человек просто не смог выбрать ничего, демонстрирующего роскошь и, в то же время, отлично вписывающегося в дизайн, так же хорошо, как этот благородный металл.

К 19-му веку почти во всех петербуржских резиденциях есть сервизы от ИФЗ. Они не были одинаковыми, как с конвейера: каждый из них имел свой уникальный стиль. Одним из таких стилей было так называемое «русское» направление. Ф. Солнцев, археолог и знаток русских древностей, спроектировал сервиз для Большого Кремлёвского дворца.

В период правления последнего императора России Николая II (1894-1917 гг.) завод стал образцовым в области техники и технологий, во многом – благодаря усовершенствованиям, сделанным в предыдущем периоде. Богатая художественная технология становится самой большой гордостью завода, а в годы Первой Мировой войны она послужила для создания химического и электротехнического фарфора. В то время завод часто получал очень крупные заводы, два из них – от императрицы Александры Фёдоровны (сервизы «Царскосельский» и «Александринский»).

Сам Николай II делал заказы предприятию: он заказал серию «военных» тарелок, на которые были изображены войска в мундирах, и серию скульптур «Народы России». Серия «Народы России», по сути, продолжала идею Екатерины II, а работала на идею подтверждения российской государственности.  К середине 1900-х завод связался с художниками «Мира искусства» — К. Сомовым, Е. Лансере, С. Чехониным. С того момента на фабрике начали изготавливать фарфор в стиле модерн.

В 1917 году «Императорский Фарфоровый Завод» был переименован в «Государственный Фарфоровый Завод» (последствие октябрьской революции), а уже в 1925 году фабрика снова сменила название, на «Фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова.

Запись опубликована в рубрике Советский фарфор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.