История мейсенского фарфора

История мейсенского фарфора: подделки известных изделий в XVIII веке

Со временем даже художники, работающие с другими материалами, проявляли инициативу попробовать творить с фарфором, который становился с каждым днём популярнее. Все европейские дворы выражали почтения мейсенскому фарфору. Что же касается художников, то они желали расширить свои возможности и открыть для себя новые творческие направления, что действительно позволял сделать именно фарфор. Так в продаже появлялись не только фарфоровые изделия Мейсен, хотя многие покупатели действительно даже об этом и не догадывались. Роспись фарфоровых изделий производилась в различных мастерских. Эти работы оценивались по достоинству многими известными личностями того времени. Мануфактура при Йоганне Фридрихе Бетгере ещё не была развита до такой степени, чтобы декорировать фарфоровые изделия посредством более стойких красок.

В 1720 году был введён запрет на передачу фарфоровых заготовок (без росписи и покраски) в различные мастерские. Именно в это время Герольдтом была введена возможность красочной росписи фарфора в мейсен. Однако это не помешало Hausmalerei доставлять в различные мастерские фарфоровые заготовки для дальнейшей покраски и росписи. Был разработан собственный стиль. Конкретно Hausmalerei закупала белый китайский фарфор, который в последствии подвергался декорированию.

 

Бартоломей и Абрам Зойтеры украшали фарфоровые изделия в мастерской Аугсбурга, начиная с 1720 года, позолотом и серебрянными элементами. Их работы по декорациям выполнялись в виде изображения китайцев. В работе использовался агатовый карандаш. Подобные рисунки начали называть radiert, что в переводе означает «вытравленный». Такое исполнение делало фарфоровые изделия живыми и объёмными. Сабина и Иоганн Ауфенверт занимались красочной росписью фарфора, как и в мейсен. В Вроцлаве над фарфоровыми изделиями трудились Игнац Прайсслер и Игнац Боттенгрюбер, которые практически круглосуточно занимались украшениями фарфора. Фридрих Фердинанд Майер работал в мастерской Pressnitz, которая располагалась в Богемии. Его работы отличались так называемой железной краской, а ещё были популярны его серо-зелёные и коричневые оттенки. Примечательно то, что до сих пор не удалось найти былое расположение мастерской имени Фернера.

 

Удивительно, но частным художникам не удалось избежать тех самых проблем, с которыми обычно сталкивались мейсенские творцы. Постоянно растекались краски, а технология их нанесения к 1720 году не была совершенной по определению. Спустя 8 лет фарфоровый состав был подвержен определённым модификациям, в результате которого удалось наносить на изделия яркие краски, а изображения начали получаться мягкими. Примечательно то, что даже сам Иоганн Григориус Герольдт обвинялся в том, что он подрабатывал нелегально и для Hausmaler, а многие его товарищи были даже арестованы и провели многие годы в темницах. Законы запрещали нелегальное использование фарфоровых материалов, однако это не мешало Hausmalerei активно развиваться и продолжать собственную деятельность по украшению фарфора. Порой многие изделия были выполнены на таком высоком уровне, который даже превосходил показатели фабричного производства.

 

Большинство коллекционеров фарфора заметили подозрительное сходство мейсенских и гарднеровских изделий, которые появились ближе к концу XVIII века, когда действовал знаменитый период Марколини. В 1766 году Франц Гарднер открыл первую мануфактуру фарфора в России. Ему пришлось столкнуться с жёсткой конкуренцией со стороны мейсен, который был тогда актуальным и дорогостоящим. Таким образом, Гарднер воспользовался тактикой фабрик Тюрингии, которые за основу взяли саксонские модели и производили их имитацию. Именно так и открывались небольшие заводы в Англии и других европейских государствах.

 

Однако в открытую мастера мануфактуры фарфора Гарднера подделывали крайне редко. Было совершенно другое клеймо и непосредственный метод его нанесения. Мастера Гарднера использовали надглазурные клейма, которую даже начали в последствии называть маркой G. Фарфоровые изделия Гарднера отличались простейшими рисунками. В основном преобладали красно-коричневые и пурпурные оттенки. Всего использовалось около пяти основных красок, с помощью которых раскрашивались цветочные букеты. Это отличало художников Гарднера от мейсенских, ведь они в свою очередь использовали сразу семь цветовых оттенков. А вот мейсенские изделия отличались золотой отводкой, в то время как художники Гарднера украшали её красно-коричневыми цветами. Стоит отметить, что и отличается состав фарфоровой массы. Гарднерский материал имеет некоторые шероховатости и всевозможные деффекты, которые сложно найти в мейсенских экземплярах.

 

На основе мануфактуры Гарднера изготавливались новые элементы мейсенских сервизов, которые в своё время по определённым причинам были утеряны или уничтожены. Для этого использовалась специальная техника Гильошировки. Выполнялось нанесение золотых штрихов и пунктиков на разделке борта. Для гильошировки специально применялся яркий лиловый фон. Роспись пасуды, а точнее её способы, была заимствована у мейсен, однако Гарднер не занимался точным копированием фарфоровых изделий. Конкретно были взят некоторые элементы декора — это цветочная корзинка, например, которую позаимствовали у орнаментальных композициях, выполненных во Франции. Явно заметна привычная и уникальная мейсенская роспись. Вообще ленточная роспись является одним из основных козырей мейсен. Подобные композиции были натуральными, светлыми, чёткими и даже симмитричными! Ленточный декор стал популярен в конце XVIII века. Борты ординарной посуды украшались цветочной росписью, с использованием светотени.

 

Многие фарфоровые изделия Гарднера и в мейсен имеют много общего. Ближе к середине XVIII века отличить композиции можно по различным ручкам чашек — это своеобразная подсказка. Гарднер лично любил использовать в собственной работе полусферические, колоковидные и грушевидные чашки. Квадратные ручки применялись только лишь в мейсен. Кстати говоря, это прямое проявление классицизма при изготовлении фарфоровых изделий. Исключением стала лишь только фигура «чернышёвского», которая представляла собой чайник, относящийся к знаменитому «Орловскому сервизу». Он был изготовлен по идеям Козлова.

 

В XVIII веке многие люди уже начали отличать мейсенский и гарднерский фарфор. И за творения Гарднера отдавались гораздо большие деньги, так как подобные изделия в то время были настоящей редкостью и в некоторой степени эксклюзивом.

Запись опубликована в рубрике (Meissen) Мейсен фарфор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.