История фарфора Мейсен

Величайшее фарфоровое производство не могло больше терпеть неудовлетворительную работу Кирхнера, поэтому он был уволен в 1733 году. С появлением Иоганна Иоахима Кендлера в 1731 году на фарфоровой мануфактуре Meissen (Мейсен) началась новая эпоха в изготовлении скульптуры из фарфора. С первых этапов карьеры, Кендлера нахваливали за энтузиазм, с которым он постоянно трудился. Он преуспел не только в скульпторском направлении, но и достиг высот мастерства в работе с камнями и деревом.

Фарфоровые фигурки зверей и птиц

Самыми первыми фигурками, созданными Кендлером из фарфора, стали изображения орла (1731 год). Их создавали для выставки в садах Дрездена и Японском Дворце. Фарфоровая фигурка птицы, изготовленная во весь рост, отличалась своим натурализмом высокой степени и демонстрировала орла  распростертыми крыльями. Сначала Кендлер трудился с песчаником, однако одна из первых фарфоровых фигур уже показала одаренность мастера. Все фигуры, изготовленные для Meissen, отличаются своей выразительностью и динамикой. Используя эскизы, срисованные с цапли, обитающей в Дрезденском дворце, мастер создал фигурку белой цапли в 1723 году. Композиция состоит из птицы в тростниковых зарослях, которая ловит рыбу и лягушек. Кендлер сумел запечатлеть природные особенности цапли и ее позу, а затем подогнать их под художественный принцип завершенной композиции с акцентированием впечатления на самых мелких деталях.

Болонка из фарфора по кендлеровской модели считается одной из его уникальных работ, отличающихся выразительностью и живостью. Мех собачки с мягкими прядями и заостренной холкой на голове представлен максимально реалистично, и все детали подчеркнуты росписью по фарфору. Безусловно, моделью для скульптуры стала живая собака, что прослеживается по широким выразительным глазам и приоткрытой пасти. Эта скульптура Кендлера стала своеобразным памятником комнатным собакам.

Поставка фарфора в Японский дворец осуществлялась даже после кончины Августа, который являлся основным заказчиком фарфоровых скульптур Кендлера. До конца своей жизни мастер создавал скульптуры животных, которые всегда пользовались успехом при украшениях стола. Если просмотреть описание ассортимента Мануфактуры 1765 года, можно заметить присутствие скульптур уток и другой дичи в натуральный размер птицы. Для оформления фигурок утки росписью по фарфору, применялись разнообразные оттенки перьев, максимально приближенных к оригиналу. Все это придавало скульптуре Кендлера живость природы, которая была оценена настолько высоко, что на нее даже надели ошейник из бронзы, а саму утку посадили на позолоченный пьедестал (1740 год – выставка в Дрездене).

Человеческие фарфоровые фигурки/статуэтки

По гравюре Нильсона в 1737 году Кендлер создал фарфоровую скульптуру «Группа на диване». Всегда мастер придавал большую значимость живости созданного предмета. В ноябрьском отчете по работам Кендлер отметил наличие сложностей, которые возникали в ходе создания подобных скульптур потому, что каждый персонаж был занят игрой на музыкальном инструменте, а поэтому должен был воссоздаться в наиболее живой манере.

Достаточно большое количество изображений известного придворного шута было создано Кендлером в период с 1694 по 1757 годы. Для того чтобы выразить свое высокое уважение к шуту, которого называли «чародеем при дворе», мастер создал его портрет. Фарфоровый бюст в натуральную величину отражает навыки скульптора в работе с камнями. Объяснение этому можно найти в избегании мастером мелких элементов и предпочтению экспрессии общего впечатления живого образа насмешника, разговаривавшего с самим Королем без обиняков.

Как правило, в 18 веке шуты считались частью жизни королевского двора вместе с комедиями и остальными праздниками, поэтому их всегда изображали в фарфоровых скульптурах. Наиболее успешным творением Кендлера считается бюст «камер-курьера», известного как Барон Шмидель, который достиг успеха в должности придворного шута короля Августа Сильного. Заказ на эту скульптуру поступил от самого правителя. Перед созданием фигуры Кендлер внимательно изучил мельчайшие элементы одежды, черты лица и волосы. Это помогло ему создать портрет шута, который всегда был печальным, однако его шутки были самыми смешными. Скульптор не смог не отметить отвращение шута к мышам и подшутил над ним, создав на богато задекорированной шляпе двух резвящихся мышат, а также посадил одну мышь на плечо и другую изобразил в виде свисающей изо рта Шмиделя на своем хвосте. Однако лицо шута осталось неизменным.

Среди многообразия скульптур, созданных Кендлером из фарфора, хочется отметить мастерскую работу 1741 года, отражающую двух придворных шутов. Одним из них был Шмидель, одетый в костюм почтальона Саксонии, который держал в руке редиску; другой – Фролих в обычном тирольском одеянии с мышеловкой в руках. Кендлер любил запечатлеть подобные сцены, отражающие контрастность динамичных движений с дополнением грубого и резкого юмора: широко известно было о боязни мышей Шмиделя, поэтому он отпрыгивает от мышеловки, подносимой Фролихом.

Не менее выдающейся скульптурой стала работа Кендлера, отображающая испанскую парочку влюбленных (1741 год). Данная сценка взята не из жизни придворных, а из двух персонажей Коломбины и Бельтрама, которых изображали участники Commedia dell`Arte. Название композиции мастер дал, исходя из названий костюмов испанских персонажей.

Арлекины, участвующие в Commedia dell`Arte, очень подходили к пристрастиям Кендлера и динамичной аранжировке, благодаря своим напыщенным жестам и резким выражениям лица. Одновременно с этим, скульптуры отражают предпочтения короля к  Commedia dell`Arte. Август Третий нанял актерскую группу в 1737 году в Венеции, когда он наблюдал за ней на праздничных  представлениях, посвященных пятилетней коронации саксонского Правителя (позже Польского Короля), а также по случаю Свадьбы Княжны Саксонской и Сицилийского Короля. Всевозможные комедии этого театра и оскорбительные шалости пришлись по душе придворному обществу, поэтому Кендлер создавал различные фарфоровые вариации этих шутов.

Религиозное направление скульптуры

В 1738 году был введен запрет на масонство Папой Римским Климентом XIII. Конечно, Август III незамедлительно подчинился его воле, несмотря на то, что его сыном Графом Рутовским недавно была создана масонская ложа в Дрездене. Данный запрет, вряд ли достаточно воздействовал, так как очень скоро он стал предметом творений Кендлера и тематикой росписи фарфора. В отчете за 1740 год мастер описывал одну из скульптур: двое масонов, один из них стоит, приложив палец к губам, как символ осторожности и величайшей важности своего дела (измеряет земной шар), а другой сидит рядом в задумчивой позе и оба пальца держит перед глазом, что являлось опознавательным знаком; оба одеты в передники с орденами. Перед ногами второго масона располагается мопс в качестве намека на «орден мопса», считавшейся пародией на орден масонов, который больше служил как развлечение, нежели для убеждения вести себя этично. Циркуль, с помощью которого масон измеряет глобус, является намеком на просвещение, характерного для масонов. Несомненно, он контрастирует с догматическим взглядом на мир всего духовенства.

Правитель Саксонии князь Фридрих Август Второй рос в протестантской вере и являлся очень религиозным человеком. Однако к 1712 году под влиянием Кардинала Аннибале Албани, он принял католичество. В итоге от него было получено большое количество заказов в мануфактуре Meissen. В 1736 году Кардиналом Альбани уже было получено алтарное украшение, изготовленное Кендлером в знак благодарности об избрании Князя в качестве Польского Короля. Украшение состояло из Распятия, окруженного лучами света, а также разнообразных сосудов и инструментов для литургии, фигур апостолов Петра и Павла. Скульптуру передали графу Вакербарду-Сальмуру в апреле 1763 года, а он доставил ее в Рим. Копия скульптуры обоих апостолов была оставлена при дворе в Дрездене и до сих пор является частью фарфоровой коллекции. При изготовлении религиозных фигур под заказ, Кендлер использовал гравюры. Чтобы мастер смог создать эти фигуры, управляющий директор мануфактуры Meissen Генрих Граф фон Брюль добыл изображения монументальной скульптуры, разработанной Жан-Пьером Моно в базилике Сан Джованни (Латерано). Основная композиционная модель для данных фигур была адаптирована Кендлером к иконографии в стилистике саксонского барокко, отличающейся высоким пафосом.

Преодолевая трудности, появляющиеся на пути создания и обжига крупных фарфоровых фигур, для создания изделий без брака, Кендлер старался исполнить желание Августа Сильного о воссоздании двенадцати фигур апостолов в полный рост, которые должны быть расположены в часовне Японского Дворца.  Из всего обжига невредимой, по сути, получилась лишь скульптура Святого Петра высотой в 115 см. Несмотря на создание модели в 1731 году, и то, что сушилась скульптура перед обжигом около года, не ней видны мелкие трещинки, а постамент пришлось выравнивать отделочным гипсом, так как он получился неровным. В отчете о завершенной работе Кендлер описывает скульптуру так: высота фигуры Святого Петра – три с половиной локтя; апостол держит два ключа и одет в римские одеяния. Без сомнения это говорит о влиянии итальянских и римских скульптур. Внутренне сосредоточенная и спокойная поза апостола, возвышенное и сдержанное выражение лица, проработанные детали одежды, подчеркивающие его телосложение – все это является выражением эпохи Возрождения, больше, чем барокко с его театральной динамикой, считавшейся типичным направлением работы Кендлера.

Еще одной известной скульптурой считается изображение Святой Девы Марии с ребенком, которые явились Святому Антонию в Падуе. Данная величественная группа содержит несколько скульптур и украшена главной фигурой Девы Марии, которая держит на руках Младенца Христа. Как считалось, предназначение работы было для Правителя Фридриха Августа II, принявшего католичество по причине того, что его должны были короновать Польским Королем. Также целью работы было напоминание Князю о непреклонной вере святого Антония.  Существует мнение о том, что скульптура была переработана Кендлером с эскизов Кирхнера.

В 1738 году мастер разработал эскиз группы, которая была названа «Смерть Святого Франциска Ксаверия». Однако на создание и производство модели ушло достаточно много времени, так как его соперником Герольдтом, который отвечал за отливку форм, было передано задание не опытным мастерам, а подмастерьям, не справившимся со столь сложными формами. Согласно предположениям, закончить создание полной композиции не могли окончить до 1740 года. Отчитываясь о проделанной работе, Кендлер писал, о том, что работа ему далась нелегко. Группа создавалась из глины по гравюре Королевского двора, созданной в 1733 году Якобсом Фреем.

Святой Франциск Ксаверий (1506-1552) – основатель ордена иезуитов в Японии и Индии. Он умер у китайского берега на острове Сансян во время миссионерского путешествия. Супруга Короля Августа Третьего Мария Йозефа особо почитала Святого, поэтому в Дрездене в его честь была воздвигнута часовня. Помимо этого, Святой Франциск был определен Марией, как покровитель одного из сыновей.

Создание статуи Непорочной Девы Марии было окончено в 1738 году, и в своем отчете Кендлер написал, что скульптура была создана в одинаковом размере с предыдущими фигурами апостолов, изготовленных под заказ королевского двора. Образ Девы Марии расположен на сфере, где изображен дракон, а Богородица попирает его ногой. На ее руках Христос, пронзающий копьем драконью пасть. В остальных отношениях скульптура исполнена в стандартном облачении. Изготовление первой копии данной фигуры было предназначено для Вильгельмины-Амалии, которая была вдовой австрийского императора. Вдобавок к ней вдовица получила и фигуры апостолов с украшениями для алтаря. Создание группы заняло у Кендлера больше времени, чем предполагалось, так как он был занят интенсивной работой над лебединым сервизом из фарфора Графа Брюля. Пока велась работа, Влильгельмина-Амалия умерла, и фигуру доставили Графу вместо венского императорского двора. Вторая цветная декорированная копия была доставлена Князю Клименту Августу, а третья (белый вариант) – осталась при дворе в Дрездене. По мнению знатоков иконографии, данная фигура может быть отнесена к группе изображений Непорочной Девы.

1741 год знаменуется созданием Кендлера модели бюста «Мать Скорбящая», основанной на гравюре Гвидо Рени (1616г).

Фарфоровая композиция «Легенда о Святом Юбере» была создана в 1741 году и отображала глубочайшую религиозность и страсть к охоте Короля Августа III. В 1741 году в октябре была создана фигура Святого Юбера, стоящего на коленях и молящегося перед оленем, у которого между рогов располагается распятие. Среди деталей этой группы выделяются также лежащая рядом собака, голова которой повернута в сторону оленя, а также оседланная лошадь. Данную сцену Кендлер обрамил лесным пейзажем, причем каждый листик дерева исполнен отдельно из фарфора.

Наиболее крупной скульптурной группой Кендлера на религиозную тематику стала композиция, отображающая сцену Распятия, так как она содержит в себе многочисленные детали и отдельные фигуры. Ее создание было завершено в 1743 году, а потом изготовили несколько копий для Дрезденского королевского двора и Генриха Графа Брюля. Композиция полностью соответствует по содержанию иконографии барокко, который инсценировал контраст между язычеством и христианством Древнего Рима.

Фарфоровый монумент

В 1734 году Кендлером было предложено сотворение монумента, превзошедшего по размерам и амбициям художника все предыдущие создания: две конные статуи из фарфора Королей Августа Второго и Третьего на пьедестале, размещенном на открытом пространстве. Вначале идея Короля не вдохновила, поэтому заказ на создание монумента Августа III Кендлер получил лишь в 1751 году. С целью производства и дальнейшего размещения одиннадцатиметровой модели из гипса было возведено строение из дерева недалеко от Мануфактуры в Альбрехтсбурге. Создание было завершено только к 1757 году. После того, как была отлита фарфоровая голова Короля, работа была прервана Семилетней войной, а по ее окончании она не была продолжена вследствие смерти Августа III. Отчаявшись, мастер сказал, что готов посадить на конную статую даже прусского Короля, при условии, что ему дадут возможность окончить работу. Первая модель была изготовлена в 1753 году в маленьком размере и была перенесена в Японский дворец для хранения в фарфоровой коллекции. Именно дает возможность представить, какой могла стать скульптура – подарок Королю. Гордо подняв голову, Король восседает на коне, который присел на курбет. В своей руке он держит жезл фельдмаршала, а другой рукой управляет конем. Август III одет в доспехах римского императора, и побеждая фигуру Зависти, зрит вперед. Данный монумент стал апофеозом Королю, а также отражением политической власти союза Польши и Саксонии.

О компании

С первых дней работы, Meissen находится в собственности государства. Сегодня контрольный пакет акций (100%) принадлежит саксонскому Государству. В наблюдательный Совет мануфактуры входят девять человек, а председателем является профессор Курт Биденкопф.

Торговая марка

В качестве фарфоровой марки с ноября 1722 года используют мечи. Пожалуй, дольше, чем данный логотип, не применялся ни один другой в мире. Клеймо проставляется обязательно вручную благодаря синей краске из кобальта пока изделие не покрыто глазурью для первого обжига. Защитить клеймо предстоит глазури и второму обжигу.

Технология производства и материалы

В состав майсенского фарфора входят каолин (65%), полевой шпат и кварц.

Добыча каолина ведется в собственных разработках Meissen уже около двух с половиной веков. Данный сорт сырья нуждается в совершении быстрого обжига при высочайшей температуре (1450оС). Таким образом, из него получают чисто белый и особенно твердый фарфор, который лучше всего подходит для именитых светящихся майсенских красок.

Согласно информации Meissen, во время создания фарфора мастера применяют до 10000 красочных оттенков, рецепты которых хранятся в строжайшем секрете. Цеха и лаборатория по производству красок производят сырье исключительно для собственного пользования.

Продукция Meissen

Сегодня структуру производства Майсен можно представить следующим образом: сервизы – 50%, художественный фарфор – 25%, статуэтки – 15%, эксклюзивные дизайнерские изделия – 10%.

К основным типам продукции Мануфактуры относят:

  • Организацию банкетов и посуду;
  • Фигуры и статуэтки;
  • Аксессуары;
  • Интерьер;
  • Архитектура и фарфор;
  • Издания (ограниченный тираж изделий до 100 штук);
  • Современное направление искусства.

Чтобы понять, как работает Meissen, стоит только взглянуть на его статистические данные. К примеру, в 2005г. общий объем продаж Мануфактуры (180000 моделей) составил 35 млн. евро, 57% из которых пришлось на Германию. Уже в 2006 году он увеличился еще на миллион евро.

В 2005 году Мануфактурой была представлена коллекция фарфора под названием «Жемчужина», которая сразу получила признание по всему миру. Коллекция подчеркнула равновесие между традициями и современностью, и была представлена в четырех видах декорирования.

2006 год был знаменателен трехсотлетием со дня рождения знаменитого Иоганна Иоахима Кендлера. Именно тогда Meissen выпустила внушительную фарфоровую кендлеровскую коллекцию. Каждый предмет был изготовлен лимитированным тиражом с отличительной печатью из золота, которая состояла из инициалов Мастера «J.J.K.». Ограничение тиража было от трех до 75 штук предметов из фарфора.

Фарфоровый Музей

В 1915 году архитекторами Крюгером и Ихле было завершено строительство выставочного зала, который открылся спустя год. Надзор за украшением потолка был вверен главному художнику Meissen профессору Ахтенхагену.

Около 3000 экспонатов являются постоянным предметом обозрения посетителей выставочного зала Музея. Лишь за 2005 год Музей посетили больше 330000 людей. Именно в этом году были открыты новые залы, в которых расположены специальные экспозиции, Демонстрационная мастерская, фойе, а также кафе и ресторан Meissen.

Запись опубликована в рубрике (Meissen) Мейсен фарфор с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.