ИФЗ — Императорский фарфоровый завод

«Кабинетский сервиз» стал, пожалуй, идеальным изделием в классическом стиле: его плавный силуэт прекрасно гармонировал с лепниной, которой было ровно столько, сколько нужно, и всё это было обрамлено широкими поясами с гирляндами из пёстрых полевых цветов. Характерной для него чертой стало странное сочетание «русских» цветов и медальонов, пейзажи внутри которых – это виды Рима с гравюр Дж. Вази и Дж.Б. Пиранези. Работам Пиранези Екатерина особенно симпатизировала, она даже хранила у себя все альбомы его гравюр. На обратных сторонах изделий располагаются надписи на русском и французском языках. Часть римских памятников архитектуры была утрачена, о чём и свидетельствуют рисунки на предметах «Кабинетского сервиза».

Помимо прочего в сервизе есть скульптурные украшения из бисквитного фарфора, изготовленные по моделям Рашетта; из них, восемь групп – на классические темы. «Кабинетский сервиз» стал, по сути, рубежным в истории развития российского фарфора. Первые изделия из него начали делать в конце 18-го века при Екатерине II, потом он дополнялся при царствовании Павла I, а окончательное завершение многолетней работы произошло в XIX веке, когда повсеместно был распространён александровский классицизм – поэтому даже спустя столько лет, сервиз после окончания не потерял своей актуальности.
По стилю своему сервиз является неким промежуточным звеном между 18-м и 19-м веками, в основном – благодаря тому, что частично изготавливался в обоих столетиях. Вариантов росписи и форм здесь очень много.
В 1798-1799 годы изготавливался другой сервиз, который ИФЗ заказал его же управляющий Н.Б. Юсупов, чтобы сделать хороший подарок Павлу I. Сервиз, что интересно, был назван не в честь какого-либо исторического события, сооружения либо места, для которого назначен, или получателя – нет, он был назван «Юсуповским», т.е. в честь заказчика. В любом случае, его проще назвать «Вторым Кабинетским», чем дать ему собственное название: этот сервиз – не что иное, как 650 предметов, изготовленных по образцам и формам «Кабинетских», и расписанных другой росписью, но с той же самой идеей – итальянскими пейзажами. С 1808 года на петербургской фабрике работал уроженец Женевы Анри-Альбер Адам, лично приглашённый новым управляющим ИФЗ графом Д.А. Гурьевым. Раньше он работал в Севре, где расписывал большие фарфоровые вазы; пожалуй, это и стало основной причиной, о которой его взяли.

Его работы отличаются очень тонкой пунктирной техникой и изысканным колоритом. В 1816 году руководителем мастерской росписи стал Жак-Франсуа-Жозеф Свебах, также бывший работник севрской мануфактуры. Он привнёс в русский фарфор черты французского ампира и свободную манеру письма, похожую на акварель.  Вместе с ним в Санкт-Петербурге работал его сын – живописец Бернар-Эдуар Свебах. В 1796 году в России вёл работу Жан-Франсуа-Ксавье Хаттенбергер, он же – Франц Иванович Гатгенбергер, отличный художник и скульптор из Швейцарии. К 1802 году он начал сотрудничество с ИФЗ, а в 1803 году стал его директором: на этом посте он находился около трёх лет, до 1806 года. За это время он успел изменить техническую часть фабрики, создавал скульптуры, рисовал вазы, пьедесталы, украшения для столов и футляры для часов в стиле ампир. Его резкий и жёсткий стиль работы был таковым, что многие его «фарфоровые» проекты больше походили на идеи, которые требуется выполнить в бронзе. В его работах «римские» мотивы соединены с «этрусскими», «помпеянскими» и «египетскими».
Большой вклад в фарфор ИФЗ внесли два известных архитектора – А.Н. Воронихин и Ж. Том де Томон. Одна из лучших их работ – ваза «Сплетницы», выполненная из прекрасного матово-голубого фарфора и расписанная золотом. «Их» — потому что точное авторство не установлено: рисунки похожих ваз есть у обоих мастеров. В 1815 году модельером ИФЗ стал А.И. Воронихин, племянник прославленного архитектора. Скульптурные детали ваз из фарфора обычно делал С.С. Пименов, а с 1809 года он уже управлял модельной мастерской ИФЗ. С его именем связана гениальная российская работа в области фарфора – «Гурьевский сервиз», заказанный в 1809 году управляющим заводом графом Д.А. Гурьевым в качестве подарка для Александра I. История с названием точно такая же, как и с «Юсуповским»: опять глава производства, опять заказывает именно сервиз, опять – в подарок царю и, опять – сервиз называется именно в его, заказчика, честь.

Но, как бы то ни было, тут сходство прекращается: сервиз был оригинальным, с большим количеством уникальных изделий, в корне отличных от «Кабинетских» и «Юсуповских». «Гурьевский сервиз» делался не так уж и долго, но отдельные изделия добавлялись в него до 1816 года (российские войска фактически уничтожили легендарную наполеоновскую армию всего лишь за год – в 1812, Отечественная война). Изначально сервиз назывался «Русским», в 1824 году он и стал «Гурьевским», как и известен сейчас. Сервиз был рассчитан на 50 человек, до наших дней дошло примерно 820 предметов из его состава. Сам он интересен оригинальной росписью (представляющей народы России), но в основном – скульптурным элементами: опоры чаш и ваз – в форме человеческих фигур в русских костюмах. В 1817 году Пименов работал над сервизом и изготовил статуэтки «Водоноска» и «Разносчик фруктов» — оригинальные и, одновременно, самые обычные работы в стиле русского классицизма. Эти фигурки расписывались в нескольких вариантах: в бежевом цвете, белом с золотой доводкой и полихромном. А отдельных вариантов исполнения разных элементов было просто огромное количество: одни лишь десертные тарелки из сервиза покрывались более чем 90 вариантами античного орнамента.

Над этими элементами почти наверняка работал только Том де Томон: лучше него здесь никто не разбирался.
Потом сервизы начали появляться как из рога изобилия: мастера изготавливали изделия по принципу Пименова, когда классицизм непременно должен сопровождаться удобством использования. В 1817 году по случаю свадьбы князя Николая Павловича (будущего правителя Николая I) с дочерью короля Пруссии Фридриха Вильхельма III был создан «Николаевский сервиз». Сервиз находился в Аничковом дворце: по этому случаю К.И. Росси даже заново оформил все его интерьеры. 15 целиком позолоченных декоративных статуй, несущих вазы и символизирующих супружеское благополучие, отлично гармонировали с интерьером в русском ампире. В 1819-1922 гг. для князя Михаила Павловича так же изготовили «Михайловский сервиз». В 1823 году – ещё один сервиз: теперь – для Александра I, «Елагиноостровский», с применением классических фигур. Переданный Елагину дворцу, он прекрасно подходил под его внутреннее убранство (также оформленное Росси).
К 19-му веку в России было создано несколько десятков небольших частных фарфоровых предприятий. В 1812 году, например, один из таких заводов создал купец Сергей Батенин в Петербурге. В 1814 году завод отошёл к его сыновьям Петру и Филиппу, под управлением которых и проработал до 1839 года. Для него характерны большие позолоченные вазы, выполненные в русском ампире, но похожие на древнегреческие сосуды и расписанные букетами роз. Такие изделия и похожую продукцию фабрик Попова, Тереховых и Киселёва близ Гжели прозвали «бронзовым товаром».  Рядом с Санкт-Петербургом, в Шлиссельбургском уезде, работала мануфактура Петра Фридрихса, но там производился не только фарфор, а ещё и фаянс со стеклом.
Если ИФЗ, в первую очередь, работал на нужды дворца, то частные заводы изготавливали фарфор для помещиков, купцов, мещан, зажиточных крестьян. В 1770-1880-е фабрика Гарднера изготавливала статуэтки из фарфора по моделям Мейсена: «Дети-садовники», «пастухи и пастушки» и т.д. Большого размера кружки в форме голов  турка и турчанки, тоже изготовленные по германским образцам, стали весьма актуальными в связи с русско-турецкими войнами 1768-1774 гг. В начале 19-го века Гарднер производил ярко разукрашенные фигурки, так называемые «русские типы».
В 1892 году наследниками Гарднера прославившееся к тому моменту предприятие было продано М.С. Кузнецова.
В 1832 году Т.Я. Кузнецов создал в Ликино-Дулёво (место под Москвой) керамическую фабрику. Фабрика та не была чем-то примечательно, но внук Кузнецова – Матвей Сидорович Кузнецов — к 1889 году сумел получить власть над всеми крупными российскими фарфоровыми заводами. Чтобы выдержать натиск зарубежных конкурентов, производящих куда более качественную продукцию, и не потерять клиентуру скупленных им предприятий, в первую очередь – гарднеровского, он сохранил все заводские марки и внешний вид изделий. Тогда начали применяться «французские разделки», «саксонские букеты» и восточные рисунки. Ручная роспись была заменена на механическую печать. Для создания вида богатства и роскоши изделия выполнялись в сочетаниях разных стилей и приёмов декора.
В конце концов, дошло до того, что фарфор Кузнецова начали узнавать не благодаря прекрасным краскам или высочайшему качеству, а нелепой, грубой раскраске и перегруженности полихромной росписью. Когда на мануфактуре пытались повторить гарднеровские формы и расписать «по-новому» — получалось ещё хуже. Так и появилось презрительное слово «кузнецовщина» — синоним «купеческого вкуса».
С 1870 года в Конаково (Тверская губерния) на одном из предприятий, купленном Кузнецовым, началось изготовление фарфоровых изделий с «кузнецовской» росписью. После революции, в 1920-х, здесь трудились известные художники И.С. Ефимов, С.Д. Лебедева, Н.Я. Данько.
ИФЗ же испытывал кризис, хотя на нём всё ещё делали прекрасные произведения. Например, в 1831-1832 гг. завод изготовил «Готический сервиз», расписанный с использованием готических мотивов.  Для Москвы было изготовлено несколько сервизов с «национальными мотивами», часть из них – по проектам Ф.Г. Солнцева. В 1892-1894-е на ИФЗ работали художники из Дании К. Мортенсен и К. Лиисберг. С собой они принесли особенную манеру северного модерна.
Стоит отметить уникальное изделие П.И. Иванова, потомственного мастера ИФЗ: он создал цветочный букет из невероятно тонкого бисквита белого цвета. Если бы не цвет, то лепестки и листья цветов можно было бы легко перепутать с настоящими – в этом суть «декоративного натурализма», в котором выполнено изделие.

Запись опубликована в рубрике Советский фарфор с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.