Керамика и фарфор: вопросы атрибуции и определения качества

Фарфор для коллекционирования

Коллекционеры всегда стремятся систематизировать предмет своего собирания и подобрать к ним определённую тематику, именно поэтому предметами коллекционирования иногда бывают очень интересные и необычные вещи.

Перед кризисом на антикварный рынок исключалось попадание фарфора с наличием даже малейших повреждений элементов. Стоимость фарфоровых предметов с повреждениями значительно снижалась, в то время как за фарфор в идеальном состоянии могли заплатить очень хорошую цену. Фарфор с повреждениями никогда не станнит в один ряд с целым, это не столь выгодное вложение средств. Всё же основная цель покупки фарфора остаётся неизменной – это получение удовольствия.

Зачастую даже профессиональный взгляд коллекционера ошибается при определении оригинальности фарфорового предмета. Новичкам дилетантам – это вообще не под силу, так как им не знакомы качество материала и особенности нанесения изображения. В любом случае, занимаясь коллекционированием фарфора, со временем приобретается и опыт, а для начала можно воспользоваться литературой, посвященной этой тематике. Существует несколько практичных советов, по определению оригинала от подлинника:

  • Эмблема производителя фарфора. У многих производителей фарфора имеется специальное подглазурное клеймо, которое наносится кобальтом. Оно имеет немного расплывчатое изображение, в отличии от фальшивого клейма. Также иногда мошенникам удаётся снять оригинальное клеймо с предмета похожего стиля и наложить его на новую вещь, а затем вскрыть глазурью. Свойство кобальта не позволяет уже впитаться в новое изделие, поэтому клеймо сохраняет свою яркость и чёткость, которая очень хорошо заметна. В том случае, когда глазурь покрывает только место клейма, то это верный знак фальшивки.
  • Состояние изделия из фарфора. Старое изделие должно иметь соответствующий внешний вид. У старинного фарфора может виднеться на дне грязь, так как бисквиту свойственно впитывание пыли и животного наслоения. Если у изделия из фарфора имеется дно идеального вида, то это явное свидетельство его недавнего происхождения. При этом зачастую прибегают к специальному загрязнению дна нового фарфора. Старый фарфор обязательно должен иметь царапины и вкрапления с грязью. Чтобы придать подобный вид свежим изделиям мошенники могут не до конца омывать дно и отправлять поддельный предмет в печь. Таким образом, наличие грязно-серого цвета на дне может свидетельствовать о имитации оригинального изделия.
  • Техника изготовления. Нанесение изображения на старое изделие с соответствующей эмблемой не значит, что разница не будет видна. Для росписи старинных фарфоровых предметов использовались более жидкие красители, благодаря этому мазок не был заметен. Современные краски более густые, соответственно и мазок имеет объёмный вид. Старинные же техники подразумевали многоуровневый обжиг каждого цвета, с разными температурами. Именно поэтому старинный рисунок всегда выделяет его особенная ровность.

Наличие живописного слоя поверху царапин указывает на фальсификат. Верным способ рассмотрения изделия из фарфора является угол 30 градусов, то есть именно под таким углом хорошо виден весь брак и изъяны изделия.

Роспись предмета отличная от свойственной тому или иному производителю, должна подтолкнуть к осторожности.

Фальшивка может отличаться от оригинального предмета составом материала, весом, технологией производства. Зачастую фарфор определяется путем нагрева его. Насколько быстро он нагревается под влиянием температуры тела, оригинальный фарфор сохраняет свою прохладу продолжительное время.

Также подделку не сложно определить по стоимости. Низкая цена всегда указывает на подделку.

На территории России работает целое производство, по изготовлению фальшивых старинных предметов. Подделка может быть даже на известном аукционе или в антикварном магазине. Раньше это было только бедой коллекционеров фарфора, но сейчас с этим могут столкнуться те, кто желает вложить свои деньги, спасая от влияния кризиса. По статистике среди предметов старины средней ценовой категории 80 % изделий – это подделки.

Наибольшую популярность среди фарфоровых предметов получила посуда, изготовленная на Императорском фарфоровом заводе с эмблемами времён Елизаветы и Петра ІІІ. На полках антикварных магазинов можно встретить на много больше изделий, чем фактически изготовил завод. Благодаря новейшим возможностям стало возможным подделывание не только эмблемы, но также делать старые царапины на изделиях. На предметах можно поставить печать такого качества, что определить её подлинность станет невозможно даже опытному специалисту.

Один из московских антикваров уверенно утверждает, что знаменитые изделия Мейсен и Херенд, которых отличает изысканная ручная роспись, также изготавливаются мошенниками где-то в Подмосковье.

Таким образом, коллекционерам только остаётся быть очень бдительными.

Запись опубликована в рубрике Немецкий фарфор с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.