Керамика Сацума с японскими корнями

На аукционах по всему миру можно услышать короткое, но значимое слово «Сацума», что означает сервиз или отдельный предмет. Начинающие или уже продвинутые коллекционеры могли уже слышать такое слово, при произношении которого сразу же в воображении возникают ассоциации с изделиями из керамики, с драконами, с позолоченными элементами, с гейшами и изображениями пейзажей. Эти предметы навсегда остаются в памяти человека, как неотъемлемая часть дома с хорошими манерами, как атрибут изысканности и чувства стиля.

Предметы, созданные под таким названием, всегда отличались наличием ярких тонов в росписи и наличии позолоченных элементов. Обычно, это изделия, изготовленные из массы керамического характера светлых оттенков, которые обязательно будут иметь мелко потрескавшееся покрытие из глазури. Именно такие изделия стали пользоваться невероятной популярностью в Европе конца 19, начала 20 веков. И именно это факт поспособствовал тому, чтобы в Японии появились предметы «Сацуми» с целью вывоза их в европейские страны. На самом же деле, Сацума – это провинция страны, где зарождались первые попытки производства подобных изделий.

Сегодня в Эрмитаже можно любоваться целой коллекцией Сацума, которая дает нам четкое представление об основных моментах развития стиля. Начало он берет еще с 18 в. и продолжается до первой трети 20 в. Коллекция показывает своим поклонникам насколько разнообразные приемы могли применяться в производстве подобных предметов. Эти приемы, в основном, использовались в процессе орнаментации изделий. Огромной данную коллекцию назвать нельзя. Но, несмотря на это, данная коллекция считается наиболее значительной на территории всей России на сегодняшний день.

Всего коллекция состоит из семидесяти произведений, созданных японскими мастерами керамики. Кроме пяти предметов из коллекции, все остальные ранее не выставлялись. Все эти предметы – изделия, выполненные в стиле «сункороку», которые относятся к процессам нанесения орнаментов на керамику 13-14 веков. В Эрмитаже в данном стиле можно увидеть уникальную курильницу и группу изображений под названием «Божество милосердия Каннон с мальчиком», производство которых приходится на 18 век.

В виде музейных собраний пластику «сункороку» увидеть не представляется возможным очень часто, именно поэтому собрание в Эрмитаже приобретает статус уникальной в своем роде. И тот и второй предмет, представленные в коллекции, покрыты росписью надглазурной техники, на которой изображены линии в спиральном витке и можно проследить наличие геометрических мотивов в темно-коричневых тонах.

Формируясь, «сацума» оказывался подвержен влиянию образов из Кореи и Китая. Такие влияния можно просмотреть в наличии орнаментальных линий на  стенках сосуда, выполненного из глины темных тонов, инкрустированном белым ангобом, и в наличии изображения птицы в виде рельефа. Наличие иконографии фигурки божества довольства и благополучия, так же говорит нам о влиянии образов из Китая и Кореи на процессы становления стиля.

Во второй половине 18 в. темпы производства керамических изделий данного типа резко сократились, и оживление наблюдается только с начала 19 столетия. Широкое распространение на данный момент получили и изделия небольших размеров, которые применялись при проведении церемоний чаепития. В коллекции, представленной в Эрмитаже, предметы этого периода отсутствуют, а наиболее ранними изделиями 19 века можно считать здесь чашки, вазы, сосуды и так далее.

К середине 19 столетия в мастерских Кагосима, Наэсирогава и Татэно наблюдается формирование особой стилистики в процессе производства предметов из керамики. Отличительной чертой на этот раз служит наличие черепка, выполненного в тонах кремового цвета, некрупного кракелюра на глазурированной поверхности и расписных манер полихромного вида. Такой вид керамики получает название «нисикидэ». Керамисты, выполняющие предметы в технике «Сацума» использовали в процессе своей работы основы резьбы ажурного характера, что можно легко посмотреть на вазе, с наличием декора в виде граната.

В коллекции можно встретить и вазу с монограммой «Н». Такая ваза имеет отношение к предметам, выполненным в качестве подарка. Изготовили её мастера Тин Дзюкан 12 и Тин Дзюсэй. По историческим данным, эта ваза была прислана в Россию к моменту коронации Николая второго.

Свое признание в европейских странах керамические предметы «сацума» получили в 1873г., в результате проведения всемирной выставки, что проходила в Австрии. Заинтересовавшись произведениями из провинции. Начинают возникать и мастерские, основная специализация которых была направлена на создание предметов именно в данной стилистике. Именно в этот момент начинается производство изделий для экспорта.

Из всех существующих на тот момент центров, в которых изготавливали керамические изделия, сразу же выделился Киото. Именно здесь керамические предметы с росписью полихромного типа существовала уже с 17 столетия. Кинкодзан Собэй 4 стал первым мастером, который начал создавать изделия Сацума. В будущем сын продолжил дело отца и сумел развить производительность до значительных масштабов, после чего мастерская стала считаться одной из самых крупных в Киото.

В 1870-1880 годах становятся популярными жанровые сцены в расписных процессах изделий из керамики, помимо тогда уже распространенных композиционных решений в виде изображений цветов и птиц. Сюжеты для подобной росписи профессионалы брали из легенд. А к концу 19 столетия жанровые мотивы сменяются праздничными сценами, а также изображениями столицы.

И с течением времени, техника росписи каждый раз становилась все сложнее и сложнее, порой применяя так же и европейские технологии. Например, некоторые мастера из Японии стали применять технику «суйкин», то есть технику жидкого золота, которая имела место в мануфактурах Германии.

Со временем киотосская керамика получила немалое распространение и популярность за границей, на что существенное влияние оказали мастера, работающие в сходной манере в городах района Кансай. Среды видающихся мастеров того времени стоит отметить Ябу Мэйдзан, который жил и трудился в городе Осака. В своем большинстве, тематика его работ основывалась на пейзажных линиях и  сценах сюжетов миниатюрного характера.

В период с 1880 по 1890 г. начали появляться техники расписывания, основанные на узорах цветочной тематики небольших размеров, а так же с наличием маленьких бабочек и птиц. Изделие с изображением бабочек внутри является ярким тому доказательством.

Иокогама стал считаться большим центром, в котором создавались изделия Сацума. Мастером, который заслужил титул наиболее значимого в данный период, стал Миягава Кодзан. Именно благодаря ему появились предметы, расписанные в стиле комбинации высоких рельефов и фигурок птиц и насекомых, выполненных отдельно. Эти предметы называли предметами, выполненными вручную, что прекрасно видно на вазе с птицами, сидящими на ветках.

Японская керамика со временем начала приобретать все большую популярность и востребованность, что привело к созданию и развитию разных торговых компаний, которые стали заказчиками определенного типа изделий. Для заказов создавались специальные каталоги, содержащие образцы. Именно в те времена в Сацума создавали формы для различных сервизов, а росписью их занимались в Иокогама. В основном, сюжетами для росписи становились батальные сцены, изображения божеств, драконов и тому подобное. Широко применялся так же в это время и рельеф, и тиснение, и техника росписи плотными красками, и позолота. Часто можно было наблюдать, как сюжетная роспись могла переплетаться с геометрическими узорами. Обычно на дно таких изделий наносили имя мастера, который занимался изготовлением формы и того, кто занимался росписью. Иногда предмет мог содержать на себе и название торговой фирмы.

Куратором выставки является Арапова Т.Б., ведущий научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа.

Запись опубликована в рубрике Японский фарфор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.