Клостер-Фейльсдорф

Среди предприятий Тюрингии 18 века продукция фарфоровой мануфактуры Клостер-Фейльсдорфа, основанной в 1760 году, по своему художественному значению занимала особенное место.
В отличии от других фарфоровых производств Тюрингии, принадлежавших частным предпринимателям, фейльсдорфская фабрика находилась во владении основавшего ее представителя правящей династии — принца Фридриха-Вильгельма-Евгения из дома Саксен-Хильдбургхаузенов. Успеху в организации мануфактуры способствовали его предприимчивость, разносторонние знания и, по видимому, знакомство с основами фарфорового производства в Копенгагене, где он жил некоторое время, находясь на службе в датской армии.


В 1765 году принц Евгений получил большие привилегии на земельные угодья, сырье, топливо, водные ресурсы от старшего брата — владетельного герцога Эрнста-Фридриха Хильдбургхаузена, разорившего страну непомерной расточительностью и, очевидно, рассчитывавшего получить определенную долю доходов от основанной в его владениях фарфоровой мануфактуры. Несмотря на все познания, незаурядные способности и большую енергию Евгения, фарфоровая мануфактура — его любимое детище, — во всех делах которой он принимал самое деятельное участие, терпела убытки; до конца своей жизни Евгений так и не смог выплатить долги.
Высокий художественный уровень фейльсдорфских изделий и связанные с этим большие расходы в значительной степени отражались на ценах, а это, в свою очередь, снижало спрос на продукцию мануфактуры. Сохранилось множество документальных свидетельств того, что Фейльсдорфская мануфактура не могла успешно конкурировать с другими предприятиями Тюрингии, в частности с Лимбахом. В условиях постоянной борьбы за существование финансовое положение Фейльсдорфской мануфактуры все время ухудшалось. В 1791 году она была сдана в аренду, а в 1795 году умер ее основатель — принц Евгения, в 1797 году герцогская комиссия продала мануфактуру за 15000 флоринов владельцам лимбахской фабрики — сыновьям Готхельфа Грейнера и фирме Фридриха-Христиана Грейнера в Рауэнштейне.
С первых дней существования Фейльсдорфская мануфактура выпускала первоклассную пластику, посуду и множество разнообразных изделий — вазы, настольные украшения, подсвечники, чернильницы, табакерки, набалдашники для тростей и т. п. Среди живописцев, имена которых сохранились в платежных ведомостях, особо выделялся талантливый Готфрид-Теодор Делль (Gottfried Theodor Doll) — сын управляющего мануфактурой и брат скульптора Фридриха-Вильгельма-Евгения Делля. На некоторых расписанных им вещах — посуде, фигурах — имеется его инициал. С особым мастерством выполнял Делль росписи с цветами и фруктами; очень своеобразны его «благоухающие», свободно разбросанные букеты с мягко написанными, отличающимся особой бархатистостью, крупными цветами. В такой манере исполнен подносик; Деллю приписывается и роспись фигур, одежду которых украшают мелкие цветочные гирлянды. Бесспорными работами этого живописца являются разные предметы из сервиза с птицами среди цветочных гирляндщ; один такой образец имеется в собрании Эрмитажа.
Пластика Фейльсдорфа представлена весьма значительными работами. Один из первых известных нам модельеров — Венцель Ней (Wenzel Neu). Он работал на мануфактуре с 1763 по 1767 год. Ему пренадлежат: серия «Итальянская комедия», фигуры из серии «Четыре стихии», «Семь планет» и некоторые из наиболее ранних моделей Фейльсдорфа, например, пастушка, играющая на свирели.
Интересны работы ученика Венцеля Нея — Фридриха-Вильгельма-Евгения Делля (Friedrich Wilhelm Doll), впоследствии придворного скульптора в Готе. По его моделям исполнены некоторые фигуры из серии «Народы Леванта» (Турецкий двор), уникальной по количеству имеющихся в Эрмитаже фигур.
Из мастеров тюрингской фарфоровой пластики наиболее известен скульптор и живописец Франц Котта (Franz Kotta), работавший в Фейльсдорфе, Фолькштедте, Гроссбрейтенбахе. В собрании Эрмитажа хранятся выполненные по его моделям фигуры — персидский царь Кир из серии «Четыре монархии», маленькая фигурка Помоны — «Осень» и другие.
Все образцы пластики, одни — экспрессивные и динамичные, другие — более статичные, при всем разнообразии тематики отличаются замкнутостью силуэта и лаконичностью плавных линий, составляющих особенность изделий Фейльсдорфа.

Запись опубликована в рубрике Клостер-Вейлсдорф (Kloster-Veilsdorf) фарфор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.