Коллекционный фарфор

Если вы – начинающий коллекционер, то при выборе нового экспоната не лезьте в роспись и качество фарфора. Вам хватит эмблемы, общего состояния изделия и внешнего вида. Профессионалы же учитывают абсолютно всё, вплоть до цвета неокрашенного материала.

1. Клеймо изготовителя

Самый популярный коллекционный фарфор – конечно же, мейсенский, коего было сделано немерено, а продано – в разы больше, что говорит об огромном количестве подделок легендарной марки.
Чтобы случайно по незнанию не купить подделку, нужно внимательно изучить фирменную марку. Мейсенские скрещённые мечи наносились на сырой фарфор, после чего он глазуровался и проходил процедуру обжига. Под высокой температурой кобальт, выступавший материалом клейма, растекался, поэтому эмблема получалась растёкшейся. Отсюда и основной критерий выбора мейсенской продукции: если клеймо такое ровное, что даже ярый перфекционист не придерётся – значит, спокойно проходите мимо, это — дубликат.
Больше всех в производстве реплик мейсенского фарфора преуспели тюрингские фабрики. Работали они так: сначала Мейсен выпускал очередное изделие, а потом Тюрингия выпускала его большим тиражом и демократическими ценниками. Эти подделки были очень высококачественны, однако даже такие аккуратные работы можно немедленно распознать, лишь взглянув на клеймо: в Тюрингии не стремились выдать свои изделия за Мейсенские абсолютно любым способом. Они поступали несколько умнее: весь тюрингский фарфор снабжался логотипами, очень похожими на мейсенские, но таковыми не являвшимися. Это были не скрещённые мечи, а какие-то палочки или даже вилочки. Этот факт не позволяет обвинить Тюрингию в плагиате: марка-то у них своя.
Как бы то ни было, хитрые люди нашлись. Даже сейчас пользуется популярностью такой метод: оригинальное тюрингское клеймо уничтожают (обычно его просто сошлифовывают), потом ставят мейсенское, заново глазуруют и обжигают изделие, но марка уже не способна впитаться в фарфоровую поверхность, поэтому она сильно выделяется на фоне остального изделия. Кстати, некоторые даже не утруждаются заново глазуровать всё донышко изделия – только ту его часть, на которой стояла эмблема. Сильно выпирающая эмблема – безусловный признак подделки.

 

2. Состояние предмета

Антиквариат априори не может сохраняться десятилетиями (или даже больше) в идеальном состоянии. Вот никак. Совсем. Если взять, допустим, вещь возрастом в 100 лет, то на ней в абсолютно любом случае будут многие тысячи царапин (микроцарапин, в основном, но их тоже хорошо видно на свету), грязные пятна (попросту впитавшиеся: отмыть  или отполировать их без порчи самого изделия уже невозможно), а дно, многие годы впитывавшее жир и грязь со своей подставки, будет буквально истерзано временем.
Если вам и попалась действительно идеально чистая и опрятная работа, которую будут выдавать за антикварный фарфор, лучше не думать о её приобретении. Если всё ещё сомневаетесь – взгляните на днище изделия. Будет грязно-серым – значит, его даже не отмыли, когда обжигали, следовательно – всё делалось второпях. Настоящий антикварный фарфор делался с упором на максимальное качество, а не на скорость, поэтому такой продукции в то время в принципе не было.

 

3. Экстерьер вещи

В конце XVIII века ИФЗ изготовил большие «орденские» сервизы, после которых до нас дошло немало тарелок с клеймами завода. Те изделия не были расписаны и представляли собой, скорее, заготовки, чем реальную продукцию. Этими заготовками воспользовались современные мастера подделки, наносившие на них оригинальные рисунки и продававшие под видом оригинала.
Казалось бы, отличная идея: тарелка оригинальная, логотип настоящий да и роспись на вид точно такая, как и должна быть. В любом случае, даже при таких условиях подделка легко определяется. Например, первое —  краски: в период производства оригинальной «орденской» продукции ИФЗ применялись жидкие красители. Тонкий слой, будто материал изначально был такого цвета. Сейчас все краски густые: они ложатся весьма толстым слоем.  Второе: сейчас возможен одномоментный обжиг, а раньше он был многоступенчатым, то есть каждому цвету – своя температура. Именно по этой причине старые вещи очень гладкие на ощупь. Ну и третье – это царапины. Старое изделие, как уже было написано выше, всегда исцарапано, поэтому если слой краски находится сверху, то такое изделие – реплика.
Важно не забывать про правило 30-ти градусов: идеальный угол для осмотра изделия на предмет дефектов поверхности.
Способов определения антиквариата столько много, что эксперт аукционного дома «Гелос» С. Короневский утверждает: каждый дилетант может быстро превратиться в профессионального коллекционера. Больше об идентификации антиквариата и уходе за ним можно узнать в «Большой иллюстрированной энциклопедии древностей».

Запись опубликована в рубрике Немецкий фарфор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.