Копии и подделки немецких марок Мейсен

Мейсенская маркировка использовалась другими
производителями фарфора, пожалуй, чаще, чем чья-либо
другая. Речь идет не только о скрещенных мечах, но и о
других мейсенских марках: буквах К.Р.М. (сюда не включается
аналогичная берлинская марка, где буквы сопровождаются
изображением орла и скипетра), переплетённых буквах AR,
жезле Меркурия. Имитировалась даже редко применявшаяся
в Мейсене надпись «Meissen”.

Разумеется, основной маркой Мейсена являются
скрещенные мечи. На изделиях мейсенской мануфактуры
можно насчитать 225 вариантов этой марки. В ранний период
деятельности Мейсене марка прорисовывалась очень
тщательно, угол между мечами был большим, рукоятки
изображались волнистыми линиями, а головки мечей были
круглыми. Во второй половине XVIII века изображение стало
более вариативным, иногда и небрежным, угол между мечами
уменьшился. Марки этого периода особенно охотно
воспроизводились фальсификаторами. В XIX веке наряду c
поддельными, широко использовались и марки, содержащие
как будто и не мечи, но сильно напоминающие их
пересечения линий, вил, вытянутых букв.

Легче других распознать английские имитации
мейсенских марок, в частности скрещённые мечи, ибо они
обычно сопровождаются фамилиями или инициалами
(монограммами) художников соответствующих фабрик.

Заметим, кстати. что сам факт установления
имитационного характера изделий нередко игнорируется
именно английскими коллекционерами под влиянием
патриотических чувств: так, стоимость на британском

антикварном рынке чашек и блюдец с восточным орнаментом,
изготовленных в конце XVIII века на фабрике Ланда в
Бристоле и имитирующих соответствующие изделия Мейсена‚
в 3-4 раза превышает стоимость оригиналов.

Что касается переплетения букв AR, то Мейсен
зарегистрировал их как свою фабричную марку лишь в 1873
году и ставил с самого начала только на крупных
декоративных предметах. Поэтому неудивительно, что в 1883
году мейсенская мануфактура возбудила и выиграла
судебный процесс у дрезденской фирмы Х. Вольфсон,
которая ещё в 1870-x годах ставила эту марку на многих своих
изделиях — сервизах, вазах и даже чашках. Любопытно
отметить, что одним из инициаторов этого процесса был
английский торговый агент в Мейсене Чэфферс, отец
будущего авторитетного ученого-искусствоведа и историка
керамики Дж. Чэфферсв. Живописная мастерская Х.
Вольфсон вообще была одним из крупнейших имитаторов
мейсенского, венского и итальянского (Капо ди Монте)
фарфора — только изделий с маркой AR она выпустила
несколько десятков тысяч. При этом исходные белые изделия
с мейсенской подглазурной маркой или без нее
приобретались либо в самом Мейсене, либо, по некоторым
сведениям, в Эльбогене.

Основной признак, позволяющий отличить изделия Х.
Вольфсон от “подлинного Мейсена” — характер декора. На
оригинальных изделиях с маркой AR он обычно был
восточным: хризантемы, фигуры китайцев на белом или,
реже, цветном фоне. На продукции же Х. Вольфсон часто
изображались бытовые и охотничьи сцены.

Поддельный “Мейсен” выпускала в XIX веке и
дрезденская фирма “Майерс и сын», маркировавшая свои
изделия скрещенными мечами с буквой “М» между рукоятками.

Слово Meissen нередко встречается на изделиях других
фабрик, но обычно оно означает лишь то, что на данном

изделии применён мейсенский “луковичный узор». Интересно,
что с 1893 года на самой мейсенской фабрике была введена
практика, в случае применения “луковичного узора», клеймить
изделие второй маркой в виде скрещенных мечей,
помешенных внутри этого рисунка.

Наиболее распространенным объектом подделок
является мейсенская скульптура. Речь идет не только о
скульптуре, выполненной в XIX веке на многих фабриках
Германии, Франции, Англии, но и о подлинной фарфоровой
пластике Мейсена XVIII века, значительная часть которой
оставалась белой. Поскольку разница в цене между
расписанными и белыми фигурами постоянно увеличивалась
(эта тенденция особенно заметно проявилась в начале ХХ
века), на рынке появилось много “свежерасписанной”
скульптуры. Для распознавания подделок, помимо
изложенных выше общих правил, необходимо иметь в виду
следующее:

1. Краски новой росписи более яркие, чем на мейсенских
образцах XVIII века и недостаточно гармонируют друг с
другом.

2. Лица на подделках редко выписаны с таким же
мастерством, как на оригиналах — глаза обычно нарисованы
одной тонкой линией, брови и волосы также прописаны плохо.

3. На лицах фигур XVIII века часто встречаются
различные гримасы; фальсификаторы же, боясь отпугнуть
покупателя «безобразием лица», как правило, смягчают его
выражение.

4. Фигуры XVIII века более жизненны, полны динамики,
поздние же подделки в большинстве случаев статичны.

5. Поскольку, по техническим причинам, обратная
сторона подножия y скульптур оставалась неглазурованной
(особенно в 1740-е годы), нанесенная кобальтом на бисквит
марка совсем выгорала при обжиге или становилась почти
незаметной. Поэтому с 1745 — 1750-х годов очень маленькую,

едва различимую марку стали ставить под глазурью на краю
подножия фигуры, сзади или сбоку. Позднее, в 1750 — 1760-е
годы подножие часто делалось вогнутым c обратной стороны
И покрывалось глазурью, вследствие чего и марка становилась
кобальтом под глазурью на обороте подножия.

Запись опубликована в рубрике (Meissen) Мейсен фарфор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.