Краткая история фарфора в России 1744 – 1918 гг.

“Агитационный фарфор” сейчас очень популярен среди коллекционеров. Однако, коротко напомню историю появления этого, своего рода, феномена, не имеющего аналогов в мировом искусстве. Разве что можно провести лёгкую параллель с французскими фаянсовыми изделиями, выпускавшимися во время буржуазной революции 1789 года, на которых в карикатурной форме стали изображать символы трёх сословий, прославленного Мирабо, бдительного галльского петуха, сидящего на пушке и других сюжетов “на злобу дня”… А когда стала сказываться усталость от нескончаемых войн, появилось изображение ”Тихой пристани” с надписью “стремлюсь сюда”.

Со значительной натяжкой к агитационным можно присовокупить русский фарфор и стекло, выпускавшиеся в России по следам Отечественной войны 1812 года, с воспроизведением карикатур И. Теребенева на французскую армию и графических листов с портретами российских героев.

 

Императорский Фарфоровый Завод был основан в 1744 году на месте старых кирпичных заводов, в двадцати километрах от Санкт-Петербурга, на левом берегу Невы. Постепенно вокруг завода появился и

«фарфоровый городок» – с церковью, лазаретом, профессиональным училищем, библиотекой, музеем, оранжереей, кладбищем. «Городок», на самом деле, был всё же селом Фарфорового завода, и в этом селе жили служащие, мастеровые и художники завода. В конце XVIII века на берегу Невы возвели здание в формах екатерининского классицизма, где размещались мастерские художников и хранились образцы их произведений. Вдоль берега посадили тенистую аллею для отдыха рабочих и прогулок.

 

В середине XVIII века к фарфоровому заводу приписали первых крепостных крестьян, которые потом работали на заводе всю свою жизнь и передавали своё дело потомкам. Поэтому в формулярных списках завода можно найти фамилии целых поколений фарфористов, которые в течении почти двух веков создавали роскошные сервизы для императорского двора.

 

Императорский фарфоровый завод почти с самого своего основания с успехом конкурировал с лидерами европейского фарфора и достойно представительствовал на всемирных выставках. В XVIII веке в России стали появляться и другие фарфоровые заводы, которые строились по образу Императорского, последний, в отличии от прочих не был коммерческим предприятием: изделия ИФЗ практически не поступали в свободную продажу, их можно было лишь получить в дар, а право на частный заказ являлось особой привилегией лиц, приближённых ко Двору. Завод работал под руководством придворного ведомства, исполняя заказы по величайшему повелению, изготавливал дорогие подарки и обеспечивал посудой и утварью царские резиденции. Русский императорский фарфор не тиражировался, а ассортимент изделий постоянно обновлялся. Поэтому с момента своего появления фарфор в силу своей уникальности и раритетности стал предметом коллекционирования.

Фарфор собирали великий князь Николай Николаевич младший, князья Е.М. Лейхтенбергский и А.С. Долгорукий, известные коллекционеры С. и В. Евдокимовы, А.А. Коровин, П.И. Щукин, Н.М. Лукутин, М.Ф. Плюшкин, художник К.А. Сомов. Образцы изделий ИФЗ хранились в особняках Бобринских, Строгановых, Шереметьевых, Шуваловых, Юсуповых и многих других известных русских вельмож. Но главными хранилищами императорского фарфора были Зимний дворец и другие царские резиденции. В 1883 году в Зимнем дворце устроили «фарфоровый и серебряный музей», на основе которого в 1910 году открылась Галерея фарфора Императорского Эрмитажа (Тройницкий 1911).

 

Посещение фарфорового завода с XVIII века стало одним из развлечений при дворе – на завод привозили знатных гостей, которых при этом неизменно одаривали фарфором. В 1838 году была заведена книга высоких посетителей завода, в которой можно найти множество автографов монархов, титулованных особ, знаменитостей двух последних столетий.

 

Со времени основания завод накопил большое количество материалов – в мастерских сохранялись модели, формы, рисунки, готовые изделия, которые использовались в работе художниками и мастерами завода. Постепенно коллекция эта так разрослась, что в 1837 году на заводе была выделена «особая комната для выставки образцовых вещей» (Императорский фарфоровый завод, 1744-1904 1906, стр. 189). В том же и в последующем году на заводе прошли выставки этих изделий, сопровождавшиеся распродажей фарфора и имевшие большой успех у публики.

 

В 1844 году, когда завод праздновал свой столетний юбилей, по распоряжению императора Николая I здесь открылся специализированный музей, вместивший в себя заводскую коллекцию. Для пополнения его фондов из кладовых Зимнего и других царских резиденций были отобраны лучшие произведения.

 

Музей рос и развивался вместе с производством. В него ежегодно поступали новые произведения завода, а с конца XIX века установили правило: исполнять авторские проекты в двух экземплярах, с тем, чтобы один направлялся в музей. Наряду с этим, для музея ежегодно приобретались изделия европейских и отечественных заводов, а в библиотеку поступали сотни книг, альбомов, гравюр, картин, рисунков, фотографий. В наше время библиотека составляет одну треть от всего музейного комплекса – в ней хранится множество ценных текстов, гравюр, увражей, атласов, альбомов художников и т.д. Другие две трети собрания музея – фарфор, как самого фарфорового завода, так и других российский заводов, образцы продукции прославленных европейских мануфактур – Севрской, Мейсенской, Венской, приобретённые посланцами российского завода за границей.

 

Фарфор последних лет ИФЗ – академичен и строг, технически совершенен, но – “это не более чем попытка подражать западному фарфоровому искусству” (Лансере, 1974). После провала на Международной выставке в Париже в 1900-ом году, когда российский фарфор был публично осуждён за подражательство, художники известной группы “Мир Искусства” попытались хоть как-то повлиять на политику ИФЗ, но безуспешно – т.к. на рубеже XIX-XX веков и в предреволюционные годы деятельность завода была замкнута узким кругом интересов его хозяев – одной семьи – царской фамилии, то и заказы шли в основном в одном стиле.

 

Изделия, выпускавшиеся ИФЗ в период Временного правительства были маркированы особой отметкой – в виде тёмно-зелёного двуглавого орла в круге с датой “1917”. Предметов этого периода было выпущено очень небольшое количество, и их стоимость, как предметов искусства и коллекционная привлекательность несомненна. Последнее упоминание об Императорском Фарфоровом Заводе (ИФЗ) поместила газета “Свет” 17 февраля 1917 года. В следующий раз мы слышим о ИФЗ уже как о Государственном фарфоровом заводе, и с декабря 1917 года, когда завод ещё не был определён в новую систему управления, по приказу народного комиссара труда, завод, работавший на нужды войны с февраля 1917, возобновлял производство фарфора. Именно в это время осуществлялась в связи с сокращением военных заказов так называемая “демобилизация промышленности”, и завод окрестили “испытательной керамической лабораторией республиканского значения”. И в марте 1918 года решением Коллегии Отдела изобразительных искусств завод был передан в ведение Народного Комиссариата. С этого времени предприятие стало именоваться Государственным фарфоровым заводом в Петрограде.

 

Главной задачей ГФЗ того времени было “помочь преобразить обстановку жизни людей”. Пересоздавать окружающие вещи должна была художественная промышленность, поэтому её организации и уделяли такое большое внимание.

Второй не менее важной задачей – была идейная сущность вышеописанной реорганизации. Тоесть, агитационным фарфором надеялись убить сразу трёх зайцев: 1) преобразить жилище рабочего, 2) сделать из жилища – очередной памятник системе и, 3) может даже приучить рабочего есть с таких тарелок.

 

“Искусство есть колоссальной силы воспитательное средство. Это есть, быть может, самая могучая форма агитации, какая когда-либо существовала”, — писал А. В. Луначарский.

 

Положение завода стало постепенно улучшаться с марта 1918 года, когда Наркомпрос стал оказывать заводу поддержку, почти невероятную в условиях гражданской войны и разрухи.

 

Нашли возможность расширить живописное отделение, произвести необходимый ремонт, обеспечить более устойчивые заработки, вернуть (в октябре 1918 года) из эвакуации музей, открыть профессиональные курсы. Завод получал щедрые по меркам того времени денежные дотации.

 

Штаты завода практически перестраивались более полугода. Документы той поры свидетельствуют о сокращении производства, но и об усилении группы квалифицированных специалистов, которые были нужны для оживления художественной деятельности. Принимали на работу главным образом вернувшихся с фронта – хороших мастеров по живописи, скульптуре, резчиков и других опытных исполнителей, художников. Тем не менее, новая власть как никогда старалась сохранить каждого из ценных работников, работающих на заводе со времён императорского владения.

 
Источник: www.jamert.eu

Запись опубликована в рубрике Советский фарфор с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.