Лениниана (искусство)

“Ленин – жив, Ленин – жив, Ленин – будет жить!”… Слова Владимира Маяковского, тоже художника, прочно вошли в историю как главный лозунг послереволюционных лет. Образ Ленина занял огромное место в творчестве советских художников, а для многих стал главной темой работы на всю жизнь. Среди художников мало кто оставил эту тему в стороне, кроме Данько Ленинианой занимались многие фарфористы, но только Н. Альтман, Н. Андреев и К. Шеридан (кстати племянница У. Черчиля) получили возможность делать рисунки непосредственно с натуры.

Но не портрет Альтмана и не тарелка М. Адамовича с его воспроизведением стали первым опытом изображения Ленина на агитационном фарфоре. Первый портрет Ленина в фарфоре был выполнен в 1919 году Алисой Рудольфовной Голенкиной. Л. В. Андреева в своей монографии “Советский фарфор 1920-1930 годы” приводит воспоминания художницы:

“Мы жили полной жизнью… О трудностях вообще не говорили… Дома только и думалось – как расписать фарфор, чтобы сделать, какой взять лозунг. Чехонин советовал чаще смотреть в газеты, лозунги искать и там. Однажды подумала, а почему бы не изобразить на фарфоре В. И. Ленина? Я считала себя портретисткой. В 1918 году мне уже приходилось делать графический портрет Ленина по фотографии в газете. Настроена я была революционно, ещё в 1905 году в училище Штиглица руководила десятком “штиглят”, распространяла в их среде политическую информацию. И вот взялась за портрет на фарфоре. Изображение В. И. Ленина было крупным, в размер дна тарелки, а по борту шла надпись – “Власть не дают – её берут с оружием в руках!”. Это был первый портрет Ленина в фарфоре. Директор завода П. А. Фрике был очень этому рад и возил в Москву”.

 

С. Чехонин также отдал дань “Лениниане”, и в 1920 году исполнил графический портрет В. И. Ленина, который затем в различных вариантах воспроизводился на блюдах и тарелках. В отличие от профильного, очень живого портрета-зарисовки Альтмана, чехонинское изображение вождя фронтально и исполнено в чёрном цвете, подчёркивающем его графичность. Вождь представлен эдаким страшным человеком, явно замышляющим что-то плохое. Ранний вариант этой тарелки обрамляет пурпурная лента с надписью “Пролетарии всех стран соединяйтесь!”, более поздние издания обходились обычным чёрно-белым лозунгом.

 

Охотно “занимались Лениным“ и другие художники – супрематисты И. Чашник (иллюстрация 12), Н. Суетин, А. Громов и многие другие художники ГФЗ. А после смерти Ленина завод выпустил целый ряд памятных изделий. В росписи большинства из них были использованы ранее написанные портреты вождя, в том числе и чехонинский, которые сопровождались соответствующими случаю надписями. Сказанное, в первую очередь, относится к тиражным образцам, поступавшим в продажу. Вместе с тем, многие художники создали и свои траурные композиции. В этом ряду выделяются своеобразные росписи А. Громова. Но особенной неординарностью художественного решения отличается тарелка С. Венгеровской “Летописец” с надписью на свитке “В лета 1924 года умер Ленин…”. Наполненный символикой сюжет легко просчитывается, придавая событию и самой личности Ленина историческое значение.

 
Источник: www.jamert.eu

Запись опубликована в рубрике Советский фарфор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.