Маркировка Фарфоровых Изделии

Маркировка как способ указания принадлежности изделия к конкретному производству стала использоваться в Европе вскоре после
создания крупных керамических мануфактур. Но еще задолго до этого.
например, на дельфтском фаянсе ХУП века воспроизводились восточные
(японские и китайские) марки. Кстати, с этих же марок начинали и
крупнейшие европейские фарфоровые фабрики — Мейсен и Вена.

Оригинальные марки впервые в Европе были введены на мейсенской
мануфактуре в 1723-24 годах. Вслед за этим начали маркировать свои
изделия и другие фабрики. Марки, как правило, были синими подглазур-
ными и размещались на дне изделия. Долгое время наличие или
отсутствие марки предоставлялось на усмотрение самих производителей
фарфора и лишь в последней трети ХVШ века в основных странах
изготовителях (Франция, Германия, Австрия) маркировка стала обяза-
тельной, причем, марки должны были регистрироваться в соответст-
вующих государственных службах.

По мере увеличения числа фарфоровых произволств в Европе и при-
знания очевидного лидерства, а, следовательно, и наибольшей ценности
изделий севрской, мейсенской‚ венской и некоторых других мануфак-
тур, на первый план стала выходить такая функция маркировки, как
защита от имитации и подделки. С этой целью. например, в ХПХ веке
Севр, Вена и Берлин ввели практику двойного маркирования: одна
марка — обычно синяя подглазурная — ставилась при изготовлении из-
делия, вторая — чаще всего красная — при его надглаэурном декориро-
вании.

Если говорить о содержании марок, то при всем их разнообразии
можно выделить следующие основные элементы: названия фабрик
или городов (местностей), где они расположены; фамилии, инициалы
или монограммы владельцев либо их высоких покровителей; геральди-

ческие мотивы — короны, гербы или части гербов; фигуры животных,
птиц, рыб; цветы или иные растения; корабли, якоря, другие морские
мотивы; замки и различные строения; религиозные или мифологические
мотивы; различного рода эмблемы и символы; геометрические фигуры.

Что касается самой технологии маркирования, то оно выполнялось с
использованием тех же основных процессов, которые применяются при
декорировании изделий (исключение составляют, пожалуй, лишь
рельефы, столь охотно непользуемые при украшении фарфоровой про-
дукцию.

1. Подглазурная роспись. Марка выполняется на поверхности из-
делия до покрытия его глазурью. В ХУШ и начале Х1Х века господ-
ствовал синий цвет, а в середине ХПХ века стал популярен зеленый.
Марки, написанные от руки, могут значительно изменяться от изделия к
изделию, в зависимости от манеры исполнителя, его настроения,
скорости исполнения. В идеале художник, копирующий марку, должен
схватить дух, в котором она выполнена, а не педантично копировать
линию за линией. В силу этого многие марки подвергаются метамор-
фозам при перерисовке в каждую новую монографию (энциклопедию`
статью) о фарфоре. Кроме того, некоторые авторы, срисовывая марки со
старинных фарфоровых изделий, не всегда учитывают отслоение и
истирание красочного слоя на марке, что тоже может привести к
ошибкам.

2. Надглазурная роспись. Марка выполняется поверх обожженной
глазури. Все, сказанное о разбросе в исполнении подглазурных марок,
относится и к надглазурным, тем более, что они не защищены слоем
глазури.

3. Переводная печать. Изображение гравируется на металлической
доске, а затем, с помощью специальной бумаги, переносится на изделие.
Печатные марки могут быть как под-, так и надглазурными. Естественно
разброс при воспроизведении марок в этом слущае значительно меньше,
чем при ручной росписи.

4. Вдавливание в массу. Марка вдавливается штампом в массу

необожженной глины. Впервые этот метод был применен в Франкентале
и Людсвигсбурге в 1753-54 гоцах; Четкость марки в значительной мере
зависит от величины давления, которое применял маркировщик. Подде-
лывать такие марки очень трудно.

5. Гравировка (процарапывание). Как и вдавленные в массу, эти
марки выполняются на мягкой необожженной глине, но не штампом, а
острым инструментом. Края возникающей бороздки могут быть
неровными, что затрудняет их воспроизведение.

Марки являются важным, а в ряде случаев и решающим фактором
при атрибуции изделий. К числу атрибутивных параметров принад-
лежат изображение, надпись или символ, содержащиеся в марке, ее цвет,
метод нанесения. Наиболее надежный, на первый взгляд, атрибутив-
ный признак — дата — может вводить в заблуждение, так как иногда
означает не год выпуска данного изделия, а год основания фабрики или
даже дату начала выпуска данной модели.

Рассматривая марку изделия и сопоставляя ее с информацией о том,
какие методы и краски применялись при маркировке изделий той или
иной фабрики, можно сделать предварительное заключение о принад-
лежности данного изделия к продукции конкретной фабрики и о
времени его изготовления. Однако, повторим, такое заключение в ряде
случаев может быть лишь предварительным. Во-первых, минимальные
различия между какими-то двумя рассматриваемыми марками — чуть
большая длина линии, чуть меньший угол закругления, дополнительная
точка и т. п. — могут означать лишь естественный для человеческой руки
разброс, а могут — принадлежность к разным периодам и даже фабрикам.
Во-вторых, новые владельцы и директора фабрик часто видоизменяли
основную фабричную марку, что может вести к ошибкам при последую-
щей атрибуции изделий. Наконец, на многих крупных мануфактурах
некоторые сервизы, например чайные, не изготавливались как единое
целое: чашки, блюдца и т.д. выпускались партиями, складировались и
могли „сниматься с полки“ через достаточно длительное время; в
результате на предметах из одного и того же сервиза могли оказаться разные марки, Эти и некоторые другие факторы не позволяют считать
марку гарантом стопроцентной надежности атрибуции. Подлинное же
распознавание изделия может быть лишь следствием совместного рас-
смотрения массы, формовки, глазури, декора и марки. Если к этому
добавить знание истории фабрики (когда были внедрены новые массы,
методы и стили декорирования, в какие периоды работал на фабрике тот
или иной известный художник либо скульптор), такая атрибуция позво-
лит сделать уверенное заключение о ценности данного предмета для
музея или коллекционера. Кроме того, это дает возможность надежно
выявлять копии и подделки. Известный отечественный искусствовед
А. Б. Салтыков рассматривает одиннадцать этапов последовательного
изучения фарфорового изделия для его гарантированной атрибуции.
Анализ марок занимает в этом перечне второе место.

Запись опубликована в рубрике Немецкий фарфор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.