Марки и Знаки

Марки Клостер-Фейльсдорфа XVIII века не отличаются особым
разнообразием. В основном это были инициалы CV (Closter Veilsdorf), чаще всего
B виде монограммы. Встречаются и раздельно написанные СV и изредка инициалы, разделенные гербовым щитком. Такие марки имеются на самых ранних из
вещей B эрмитажной коллекции: на чернильнице, подносике и полоскательнице. Марки этой мануфактуры почти всегда синие подглазурные.
Фигуры Клостер-Фейльсдорфа очень редко сопровождаются марками. Это объясняется тем, что оборот основания у фигур сплошной и не покрыт глазурью, которая могла бы защитить марку от выгорания при обжиге. В этом отношении характерна почти полностью выгоревшая марка на фигуре Меркурия из серии «Семь планет». На подножии рядом с маркой имеется врезанный знак О. Г., не поддающийся расшифровке.

Знаки мануфактуры Фейльсдорфа двоякого рода: написанные красками поверх
глазури и врезанные. Бесспорно, фейльсдорфскими являются врезанные знаки B виде дроби, которые изредка встречаются на фигурах (эрмитажные образцы пластики их не имеют), они воспроизведены в книге Грауля.
Благодаря этим редким фигурам, имеющим и марку, и поцобный знак, Граулю удалось установить принадлежность Фейльсдорфу и не имеющих марок фигур из серии «Итальянская комедия». В собрании Эрмитажа такого рода знак её- имеется на корзиночке; буква Е пока не расшифрована, знак Z означает цифру 2, ею определяется место в горне, а именно-средняя его часть, где, как считает Крамер”, обжигались фигуры (но, очевидно, это могли быть не только фигуры). Нижняя буква Р является инициалом одного из двух формовщиков-Пфренгера (Pfränger) или Плонне (Plonne), вероятнее, последнего, так как известно, что он формовал не только фигуры, но и другие предметы. На этой же корзиночке имеется буква N, нанесенная зеленой краской и являющаяся инициалом живописца, расписывавшего корзиночку. Но фамилия живописца, начинающаяся с буквы N, никем из исследователей не приводится.

Почти все фарфоровые мануфактуры Тюрингии стремились к имитации мейсен-
ских мечей, поскольку это облегчало сбыт продукции и сулило значительные выгоды.
Несмотря на многочисленные протесты, интерпелляции, которые вносились саксонским правительством, тюрингские мануфактуры старались любыми возможными способами обойти преграды.

В этом отношении не составляли исключения некоторые марки Клостер-Фейльсдорфа. Тяжелые условия сбыта вынуждали принца Евгения Идти на граничащую с подделкой имитацию мейсенской марки. Он рисовал эскизы различных вариантов V марок, стараясь приблизить их к мейсенским мечам; для этого буква V изображалась более остроугольной, а буква С, переплетающая ее, менее заметной, кроме того эту букву поворачивали так, чтобы она походила на перекладины мечей. Ha чашечках для кофе, отправляемых в Турцию, часто без стеснения ставили мейсенскую марку. По этому поводу принц Евгений говорил, что для турок не имеет значения происхождение чашечек, но главное, чтобы на них имелись мечи; очевидно, он надеялся при этом, что о подобной, откровенной фальсификации не станет известно на Мейсенской мануфактуре.

Не следует марку: пурпуром путать с аналогичным знаком фейльсдорфского
живописца Рошлау (Boschlau) B тех случаях, когда имеется лишь этот знак, а марка
Фейльсдорфа отсутствует. Примером этого может служить блюдце Фейльсдорфа, которое было ошибочно присоединено к чашке производства Рауэнштейна.
Чашка, хотя и не имеет марки, но по всем данным, бесспорно, является изделием
Рауэнштейна.

Запись опубликована в рубрике Клостер-Вейлсдорф (Kloster-Veilsdorf) фарфор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.