Мейсенская мануфактура из Саксонии

Эмблемы мейсенской мануфактуры разного возраста

Пожалуй, не буду начинать свой рассказ издалека, с VI века, когда в Китае начали делать фарфор, а возьму в качестве точки отсчёта XV век, когда ситуация была весьма интересна: Китай и Япония вовсю делали этот уникальный (во всяком случае, на то время) вид керамики и получали лишь с его продажи баснословные доходы, а Европа всячески пыталась подключиться и поделить с ними эту золотую жилу. Но, как бы не хотели европейцы, азиаты делиться рецептами не собирались, поэтому лучшие мастера Европы пытались создать фарфор сами, с нуля. Опыты длились очень долго и были абсолютно бесполезны, пока в Саксонии гениальный алхимик Бётгер и технолог Чернхауз не смогли-таки получить в XVIII веке самый что ни на есть настоящий фарфор. Это было таким прорывом, что сам король Польши и, по совместительству – курфюст Саксонии, лично оплачивал их опыты и труды. В 1708 году напарники окончательно вывели формулу фарфора и уже в 1713 выпустили первую партию фарфоровых изделий на собственной мануфактуре.


В своё время здесь поработало немало известных мастеров, благодаря изготовлению мейсенского фарфора прославившихся ещё больше: это и И. Кирхнер, и И. Кендлер, и М. Асье. А что же колокольчики? Фарфоровые колокольчики здесь начали делать через некоторое время после открытия фабрики. То были небольшие изделия высотой в 11 см и диаметром в 9 (стандартные, кстати, размеры, которые используются до сих пор). Всё это время модернизировались лишь ручка да вариант росписи (художники Мейсена всегда шли в ногу с модой, поэтому когда появлялся новый оригинальный узор – он непременно находил своё место на продукции фирмы, в том числе – и на колокольчиках). Например, в середине 18-го века на колокольчиках рисовались цветы, птицы и драконы, к его окончанию – уже полноценные жанровые сценки, а к началу 19-го века появились «немецкие» цветы, которые сразу же перешли на фарфоровые колокольчики, выпускавшиеся Мейсеном тогда.

meisen2
Эти колокольчики, кстати, выпускаются и продаются Мейсеном и поныне, в чём можно убедиться лично, зайдя на завод в «День открытых дверей» (да, есть такой день на фабрике). Колокольчики, правда, очень дорогие, поэтому собрать более-менее значимую коллекцию может только достаточно богатый коллекционер.

Но все те колокольчики, о которых было написано, применялись в сервировке стола, а помимо них в мейсенском ассортименте были действительно коллекционные колокольчики. Они выпускаются в намного меньших количествах, но куда более старательно и оригинально. Например, фарфоровые музыкальные колокольчики выпускаются для глокеншпиль (музыкальный инструмент, в котором используются колокола), более того – никто, кроме Мейсена, ими не занимается, что делает их по-настоящему уникальными.

На этих изделиях нередко стоят старые штампы мейсенской фабрики, но есть и предметы с современной эмблемой – два скрещённых меча.
И ещё один вид колокольчиков – это «ёлочные» колокольчики. Красивые  маленькие изделия, очень изысканно расписанные.

А теперь в следующих статьях – немного о других немецких производителях фарфора, каждого из которых нужно хотя бы знать.

 

Запись опубликована в рубрике (Meissen) Мейсен фарфор. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.