Мейсенский фарфор

Мейсенский фарфор — первый европейский фарфор из твердой пасты, который начал производиться с 1708 года Эренфридом Вальтером фон Чирнхаусом. После того, как он умер, Йохан Фридрих Беттгер, продолжила его работу и отправила фарфор на рынок. Производство фарфора в Мейсене, под Дрезденом, началось в 1710 и привлекло художников и ремесленников, а они были нужны для развития компании. Эмблема подписи была введена в 1720 году, чтобы защитить экземпляры Мейсена от копирования. Первая эмблема — это одна из самых старых существующих торговых марок. Фабрика Мейсена была первой лидирующей в Европе до 1756 года, пока не открылось множество других мануфактур.

 

Начало

 

Китайцы справились с производством фарфора задолго до того, как запад узнал о нем, и к семнадцатому веку восточный фарфор стал ценным экспортным товаром в китайской торговле. Главным образом, если Dutch East India Company, фарфор из Китая и Японии представлял богатство, важность и изящную, неизвестную красоту для Европы, то местные попытки произвести фарфор напоминали просто экспериименты. Например, «фарфор Медичи» был одной из первых попыток создать что-то стоящее, но эта попытка оказалась провальной.

 

В начале восемнадцатого века Йохан Фридрих Беттгер соврал, что исполнил мечту алхимиках, нашел способ создания золота из бесполезных материалов. Когда король Август II Польши услышал о нем, он держал его в заключении и просил его произвести золото. В течение многих лет Йохан Фридрих Беттгер был неудачен в этой работе. В то же время Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус, математик и ученый, экспериментировал с изготовлением стекла, пытаясь сделать также фарфор. Чирнхос контролировал Беттгера, и к 1707 Беттгер неохотно начал помогать в экспериментах Чирнхауса. Когда Чирнхаус внезапно умер, рецепт очевидно был передан Беттгеру, который в течение одной недели объявил Избирателю, что он мог бы сделать фарфор. Беттгер усовершенствовал формулу и с некоторыми голландскими коллегами, работающими в планеживописи плиток, подготовил почву для производства фарфора. В 1709 Избиратель основал первое Мейсенское предприятие, разместил лабораторию Беттджера в замке Альбрехтсбурга в Мейсене, и производство началось официально в 1710.

 

Ранняя работа

 

Первый тип фарфора, созданный Беттгером, представлял собой усовершенствованные и чрезвычайно твердые красные керамические изделиям, известные в Германии как «Böttgersteinzeug». Модели были получены из барочных серебряных форм и китайских керамических примеров. Производство Мейсеном твердой пасты белого фарфора, который мог быть застеклен и покрашен, попал на рынок только в 1713 году и начал пользоваться большим успехом.

 

Экспериментальные экземпляры Беттджера были действительно качественными, но вот с окраской этих изделий возникали большие проблемы. Первые успешные изделия были украшены золотым художественным оформлением. В это же время появилась первая гравировка на изделиях, которую создать было далеко не просто. Многокрасочная эмалируемая живопись была введена Йоханом Грегориусом Херолдтом в 1723 со все более и более широкой палитрой цветов, которые отметили начало классической эпохи Мейсенского фарфора. Его краски эмали — все еще актуальны для керамических красок сегодня. Первоначально картины часто подражали восточным образцам. Подпись underglaze «Мейсенский Синий» была введена Фридрихом Аугустом Кеттигом. Скоро появились пейзажи и сцены порта, животные, цветы, galante изысканные сцены и китайские вещи — причудливые вдохновленные китайцами художественные оформления — можно найти на Мейсенском фарфоре.

 

Вскоре начали изготовляться чайные сервизы и вазы с художественным оформлением. Картины в стиле Ватто были скопированы. Многие неукрашенные и неэмалированные экземпляры были проданы, чтобы в частные цеха(Hausmalerei), а после поступили в розничную продажу. Благодаря поддержке Мейсена Августом, на фабрике Мейсена стали работать лучшие живописцы всей Европы и многие другие мастера, которые были действительно профессионалами своего дела.

 

Известная торговая марка

 

Альбрехтсбург применялся для того, чтобы защитить тайны изготовления белого золота. Как дальнейшая предосторожность, очень немного рабочих знали специальную тайну (рецепт) того, как сделать фарфор, а некоторые только часть процесса. Таким образом, в течение нескольких лет, Мейсен сохранил свою монополию на производство фарфора твердой пасты в Европе. К 1717, однако, конкурирующее производство было построено в Вене, поскольку Сэмюэль Стелцель продал секретный рецепт, который включил использование каолина, также известного как фарфоровая глина. К 1760 приблизительно тридцать изготовителей фарфоров действовали в Европе, большинство из них, однако, производя фритту, изготовляли фарфор мягкой пасты.

 

Чтобы определить оригинальные Мейсенские продукты, Мейсен развил маркировки, которые первоначально были подрисованы, но были скоро запущены в синей глазури. Ранние маркировки, такие как AR (Август Рекс, монограмма Короля), K.P.M. (Königliche Porzellan-Manufaktur), M.P.M. (Meissener Porzellan-Manufaktur) и K.P.F. («Königliche Porzellan-Fabrik), были в конечном счете заменены эмблемой скрещенных мечей. Введенный в 1720 году, эта эмблема использовалась на всей Мейсеновской продукции. Благодаря этой самой эмблеме можно определить возраст экземпляра и его принадлежность мануфактуре Мейсена.

 

Немецкий роскошный часовщик Глэшутт Ориджинэл производит ограниченное количество часов с раскрашенными вручную Мейсенскими дисками фарфора, показывающими пересеченную эмблему мечей.

 

Artistic development

 

Август II обвинил первого Йохана Джэйкоба Ирминджера в том, что дизайн изделий не особо хорош. В 1720 Йохан Грегориус Херолдт стал директором и ввел яркие цвета, которые сделали Мейсенский фарфор известным. Следующий скульптор, Йохан Джэйкоб Кирхнер, был первым, кто смог сделать крупномасштабные статуи и статуэтки, особенно в стиле барокко. Его помощником был Йохан Йоахим Кендлер; в 1733 Кирхнер ушел в отставку, и Кендлер вступил во владения как главный «modelmaster». Он стал самым известным из Мейсенских скульпторов. Под его руководством Мейсен произвел серию маленьких статуэток, часто изображаемые сцены храбрости, которые были лучшими из всех изделий на то время. Его изображения больших животных в белом цвете, можно отнести к звездным часам европейского изготовления фарфора. Его работа привела к производству изящных статуэток в стиле рококо, который влиял на создание фарфора во всей Европе. Поддерживаемый помощниками как Йохан Фридрих Эберлайн и Питер Рейнек, он работал до своей смерти в 1775.

 

В 1756, во время Семилетней войны, прусские войска заняли Мейсен, дав Фридриху II Пруссии возможность переместить некоторых ремесленников, чтобы установить в Берлине Königliche Porzellan Manufaktur. С изменяющимися вкусами неоклассического периода и повышением фарфора Sèvres в 1760-х, Мейсен должен был нормализовать свое производство, и в перестройке с 1763, К.В.Е. Дитрих из Дрезденской Академии стал художественным руководителем, и Мишель-Виктор Акир из Франции стал modelmaster. Практика запечатления на изделиях цифры, которые обозначали некоторую информацию об экземплярах, началась в 1763. Новые экземпляры из неглазурованного фарфора, которые имели оттенок белого мрамора, выделили продукцию предприятия при графе Камилло Марколини с 1774.

 

В девятнадцатом веке Эрнст Аугуст Лойтериц модернизировал многие статуэтки рококо и переиздал их, создавая «Второе Рококо», характеризуемого деталями lacework, и рисовал цветы на изделиях; английские коллекционеры использовали термин фарфор Дрездена, чтобы описать их вид, особенно несколько жеманничающих и скромных статуэтки.

 

При Эрихе Хезеле, который стал главой отдела моделирования в 1903, старые стили восстановили и дали им иное толкование. Хезель также восстановил модели восемнадцатого века. Некоторая привлекательная работа в стиле Ар-нуво была произведена, но оплот Мейсена продолжал быть постоянным производством восстановленных моделей восемнадцатого века.

 

После 1933 артистическая свобода художников стала ограниченной землей Саксония в соответствии с современным процессом идеологической обработки в Германии. Были запрещены некоторые художники (т.е. Эрнст Барлах), кто способствовал прогрессивному Мейсену во время Веймарского периода.

 

После Второй мировой войны и при коммунистическом правлении, предприятие, которое всегда угождало богатым и состоятельным, испытало некоторые трудности, найти верный путь роста компании было сложно. Опасность состояла в том, что Мейсен станет фабрикой, просто производящей изделия для обычных людей. Только в 1969, когда Карл Петерман стал директором, Мейсен возвратился, чтобы сосредоточиться на его старых традициях, в это же время было разрешено более свободное художественное выражение.

 

Столовая посуда

 

Böttger заранее предвидел производство столовой посуды, и первые экземпляры были сделаны в 1720-х годах. Первые экземпляры были просты, но Kaendler скоро введел соответствующие художественные оформления. Kaendler также произвел 1745 «Новое Очертание» -экземпляр, стиль которого на то время был уникален.

 

Известная коллекция «Schwanenservice» была сделана в 1737-43, для директора предприятия, графа Хайнриха фон Брюля; В конечном счете было изготовлено более тысячи экземпляров с нумерацией в этой коллекции. В конце Второй мировой войны изделия «Schwanenservice» были разделены среди коллекционеров и музеев. Все же, с формами, все еще доступными, образец продолжает делаться сегодня.

 

«Blue Onion» былразработан Höroldt в 1739 году, и он имел «отттенки» китайской миски периода Канси. Широко популярный, образец был скопирован экстенсивно более чем шестьюдесятью компаниями; некоторые из тех конкурентов даже использовали слово Мейсен в качестве маркировки. Но образец стал настолько популярным и широко распространенным, что он стал настоящим общественном достоянием. И, логично предположить, что это достояние способствовало стремительному развитию компании и ее популяризации.

 

Сервизы «Court Dragon» и «Красный Дракон» — образцы столовой посуды, изорабащющих китайских драконов, обычно в глазурном, красном цвете с позолоченными деталями, выделенными вокруг оправы пластины и с медальоном в центре cavetto. Изделия этого сервиза использовалась в отступлении Kehlsteinhaus Гитлером.

 

Другие популярные образцы того времени и по сей день остаются актуальными, они все также производятся, но уже с некоторыми усовершенствованиями нашего времени, конечно же.

 

Право собственности

 

Вначале Мейсенское предприятие принадлежало Королю Саксонии; к 1830 оно официально стало принадлежать земле Саксонии. После Второй мировой войны большую часть изделий отправили в Советский Союз в качестве военных компенсаций. Однако уже к 1946, рабочие, использующие традиционные методы и печи, которые не были демонтированы, смогли возобновить производство. Компания стала советским Акционерным обществом в Германии. Почти все производство послали в Советский Союз, решающий шаг, который поддержал сообщество ремесленника. После учреждения Германской Демократической Республики компания была передана немецкой собственности в 1950 и стала компанией находившейся в собственности людей. Мейсенский Porzellan, оказалось, был одной из нескольких прибыльных компаний в экономно обеспокоенной восточногерманской системе, заработав очень необходимую иностранную валюту. После немецкого воссоединения в 1990, компания вернулась земле Саксония, которая является единственным владельцем. В то время как его продукты дорогие, высококачественная и художественная ценность делают Мейсенский фарфор очень желательным коллекционерами и знатоками.

 

Мейсенские коллекции

 

Редкость и небольшая востребованность Мейсенского фарфора означали, что первоначально изделия могли купить только богатые люди Европы. У Мейсена были клиенты из России, Франции, Англии и других европейских стран. Европейские богатые люди даже собирали целые коллекции из купленных изделий Мейсена, которые были доступны далеко не каждому жителю Европы. Многие из этих коллекций сегодня находятся в известнейших музеях мира.

 

Мейсенский горшок , изготовленный примерно в 1780 году, является свадебным подарком Королевы Елизаветы II.

 

Майсенская коллекция скульптур птиц и животных была сделана для Августа Сильного (1694/7-1733), Избиратель Саксонии и Король Польши, один из самых богатых монархов и самых важных покровителей искусства его возраста. Август решил установить коллекцю на верхнем этаже японского Дворца в Дрездене.

 

Задуманная в 1730, коллекция скульптур была предназначена, чтобы дополнить его существующий зверинец живых животных в Морицбурге и его коллекции чучел животных в Zwinger (оба поблизости в Дрездене). Эти три коллекции были предназначены, чтобы продемонстрировать культуру и вкус Избирателя (скульптуры фарфора), его власть (живые животные), и его научные знания (taxidermic коллекции). Скульптура, возможно, была основана на печати или экземпляре в одной из этих коллекций как зверинец короля, ‘папа Sarcoramphus’ не найден в Европе, но ограничен Южной Америкой и Центральной Америкой.

 

Стремление проекта Августа не может быть слишком подчеркнуто, но оно все еще остается беспрецедентным в истории керамики. Заказ на этих больших животных прибыл спустя только 20 лет после фонда Майсенской фабрики, первой европейской фабрики, чтобы преуспеть в изготовлении твердого фарфора китайского типа. Открытие Майсена, создание фарфора было прямым желанием Августа создать свою собственную коллекцию фарфоровых изделий. И иногда правитель совершал действительно безумные вещи. Например,  алхимик Дж. Ф. Беттджер был заключен в тюрьму для того, чтобы обнаружить формулу для этого «белого золота».

 

В 1730, когда проект был задуман, Майсен сделал небольшое количество крупных изделий, так такимел очень мало опыта в скульптурном производстве. Действительно, в это время никакие скульптуры фарфора в масштабе самых больших японских животных Дворца не были произведены нигде в мире.

 

Размер проекта также экстраординарен. Согласно списку 1734 целых 597 животных и птицы были спроектированы для дворца. В то время как в конечном счете это количество чисел не было точно определено, но, например, известно, что в Дрездене было 458 скульптур птиц и животных, причем не все из них были действительно огромными. Майсену пришлось потратить огромное количество ресурсов на создание того, что требовал Август.

 

Создание скульптуры

 

Была создана формула сочетания  фарфора и глазурь – она должна была способствовать созданию нового тела фарфора. Это тело нужно было для того, чтобы создать столь масштабные скульптуры больших животных. Необходимо было добиться, чтобы скульптура была твердой и крепкой, но и вес, соответственно, в таком случае тоже был немалым.

 

Фабрика экспериментировала много с формулой для животных (которая составляет изменения в поверхностном конце и цвете), и выгравированные числа на некоторых примерах указывают на используемый вариант. Несмотря на эти усилия, большинство скульптур достаточно быстро трескались, а все более крепкие начинали трескаться со временем.

 

Все японские животные Дворца были не похожи друг на друга. И вполнев возможно, что сам Август требовал того, чтобы структуры не были созданы по одной единой «обложке». Но добиться того, чтобы у каждого животного и птицы была своя, так скажем, поза скульптуры, было непросто. Тем не менее, коллекция получилась действительно разнообразной, в которой животные и птицы представлены в разных позах.

 

‘X’ отметка, выгравированная на основе скульптуры V&A, приписана Андреасу Схиферу, фабричному мастеру, который работал с глиной и создал немало форм фарфоровых статуэток.

 

Скульпторы

 

Фабричный моделлер Йохан Готтлиб Кирхнер был нанят, чтобы работать над японским проектом Дворца в 1730, и в следующем году Йохан Йоахим Кендлер был взят как помощник Кирхнера, чтобы предоставить модели животным в натуральную величину. Кендлер – одно из самых важных лиц в керамике 18-го века, и возможно самый великий моделлер фарфора его эры – позже смоделировал многие самые прекрасные Майсенские изделия, при этом установив соглашения, которые определили фарфорые экземпляры как скульптурный жанр. Большинство моделей для японских животных Дворца было изготовлено Кендлером, поскольку Кирхнер был уволен от Майсена в 1733. Некоторые самые ранние модели Кендлера были хороши лишь размером скульптуры, но Августа также беспокоило и их качество. А вот уже поздние его работы — чрезвычайно энергичные и натуралистические в плане моделирования.

 

Модель для этой птицы была создана в 1731, вскоре после того, как работа что они была сделана в сотрудничестве с Кирхнером, потому что в ней ярко проявлялся стиль второго мастера. Тем не менее, по этому поводу точной информации нет.

 

Август Сильный определил, что все животные должны были быть в естественных цветах, но осуществить подобную задачу было непросто. В результате эти большие скульптуры были окрашены Кристианом Рейноу, причем весьма неплохо. Мы знаем из истории Рейноу, что яркие цвета использовались, но они очень редко долго держались, экземпляры достаточно быстро теряли свой цвет, со временем вовсе полностью обесцвечивались. Лишь ярко-зеленый и красный цвет в скульптурах удалось сохранить. Цвета находятся главным образом на голове, шея и крыльях. Таким образом, далеко не все части животных были окрашены. Но, несмотря на это, правитель Август был доволен работой, ведь животные и птицы смотрелись естественно, даже учитывая тот факт, что в некоторых местах окраска очень сильно портила изделия.

 

Коллекция животных и птиц была раньше в Лонглите, Уилтшире, примерно с 1850-х. Позже коллекция было представлена четвертому Маркизу Бату.

Комментарии: