Мейсен: керамика и фарфор Беттгера

Саксонский правитель Фредерик Август I, более известный под именем Августа Сильного, положил начало формированию Дрезденской коллекции фарфора. Интерес Короля Польского и Литовского к фарфору был сильным еще с 1697 года. В те времена правителем были растрачены огромные денежные средства для приобретения предметов из фарфора для собственной коллекции. Однако подобные действия не всегда были одобрены королевским двором. С большим энтузиазмом Король скупал все, что касалось экзотики и Востока, особенно предметов из Китая, которые очень ценились и были модными во всех европейских королевских дворах. Помимо Августа страстью к коллекционированию обладали Луи-Анри Принц, София Шарлотта (супруга прусского Короля), Герцог Филипп Второй Орлеанский. Приблизительно к 1703 году София Шарлотта обставила фарфором кабинет Дворца Шарлоттенбурга, который превосходил по своему размеру, изяществу и качеству предметов все коллекции того периода.

В 1717 году с целью представления собственной коллекции японского и китайского фарфора, а также продукции мануфактуры Meissen, Август Сильный выкупил Голландский Дворец в Дрездене.

На момент назначения Августа Сильного саксонским Правителем (1694г), а затем и Королем польским (1697г), Саксония считалась наиболее развитым регионом в Германии. Тогда уже практически до конца преодолели последствия Тридцатилетней войны, и началась эпоха процветания производства и торговли. Существенную роль в эпоху барокко в европейских странах играл фарфор из Японии и Китая. Регулярная поставка товаров с Дальнего Востока, а также сведения о проживании в тех странах всегда восхищали жителей Европы. Фарфор давал возможность продемонстрировать значимость обладателя предметов, а также отличался преимуществами в практическом применении (медленно нагревается и не имеет привкуса). Именно благодаря этим свойствам фарфор стал незаменимым материалом для изготовления чайных и кофейных сервизов, а также сосудов, предназначенных под горячий шоколад. Те люди, которые были в силах позволить себе приобретение данного фарфора, всегда ценили его и имели понятие об утонченности и изыске вкуса, которыми отличались обладатели фарфора.

На протяжении двухсот лет в Италии, Англии и Франции безуспешно пытались раскрыть секрет фарфора с Востока. Несмотря на все попытки, в итоге получали материал, который достаточно отдаленно напоминал фарфор, и был больше приближен к стеклу. В изготовлении фарфора главной целью считается получение плотного и твердого материала на выходе.

В Европе керамика, которая прошла сильнейший обжиг и стала прозрачной, получила название твердого фарфора. В Китае фарфором называют любую керамическую продукцию, обработанную обжигом высокой температурой  и звенящую, когда по ней постукивают. Как показывает практика, разница между этими понятиями не большая, так как всякая достаточно звонкая посуда по китайским меркам будет полупрозрачной.

Проводить опыты по разработке фарфора стал Иоганн Фридрих Беттгер. Его старания привели к тому, что к 1708 году он создал красный фарфор, представляющий собой тонкую керамику. Осуществление попыток проводилось в Диппольдисвальде, который считался местностью, где с 1400 года наблюдали расцвет производства керамики. Уже тогда ее обжигали при температуре около 1300оС.

Керамика Беттгера получила свое отдельное название лишь в двадцатом веке. Вначале сырье получали из дрезденских окрестностей. Предположительно, смесь состояла из 2/3 части болюса и 1/3 части глины. С целью придания интенсивности оттенку красно-коричневого цвета добавляли оксид железа природного происхождения. По окончании обжига при высочайшей температуре получали плотную керамику, начиная от светлого до темного коричневого оттенка. Большая твердость материала, который прошел стадию обжига, давала возможность обращения с ним так же, как и со стеклом. Это означает, что его можно было резать, полировать и гранить. Данные способы обработки поверхности и характерный оттенок материала спровоцировали то, что его стали приравнивать к полудрагоценным камнями, которые здесь же и добывались. Он получил название яшмового фарфора.

Однако открытие настоящего фарфора еще только предстояло совершить. На то время никто еще не подозревал о такой науке, как химия, поэтому все сырье не определялось с точки зрения химической составляющей. Процесс изготовления фарфора документировали в записях миссионеров о своих путешествиях, однако эти отчеты не позволяли вывести технологию процесса производства.

Понятие принципа, который был основой процесса изготовления фарфора – необходимость обжига смеси разных видов почвы – появилось лишь после продолжительных экспериментов, основанных на имеющихся знаниях и опыте геологического и металлургического направления, а также алхимии. Принято считать, что создание белого фарфора происходило параллельно с опытами по изобретению красного фарфора, так как он появился буквально спустя два года после «rotes Porzellan».

Основную смесь («закладку») составляла половина каолина и не плавящегося белого оксида алюминия, а также четвертой части полевого шпата, служившего своеобразным плавнем, и четверть кварца. Практически до 1724 года использовали алебастр вместо полевого шпата. Фарфоровая смесь представляет собой вязкий материал, который нуждается в сушке после придания ему формы. Далее изделие проходит первый бисквитный обжиг при температуре 900оС, когда масса уплотняется, а затем и второй, который характеризуется тем, что фарфоровая масса становится стекловидной. В течение повторного обжига при 1450оС каолин обтекается плавнем, входящим в его поры. Результатом данного процесса становится сгущение каолина. Нанесение глазури (состав схож с фарфором) наносят перед повторным обжигом.

Хотелось бы заметить, что фарфор китайского производства, по мнению современных ученых, считается мягким, так как в его состав включается гораздо меньше каолина, чем в европейский твердый фарфор. Помимо этого, его обжиг происходит при более низких температурах, потому он не такой прочный.

Одновременно с Беттгером над изобретением твердого сорта европейского, а точнее немецкого фарфора работали ученые различного направления. В области керамики данный фарфор стал абсолютно новейшим продуктом. Благодаря Иоганну Кункелю, который был алхимиком, стеклодувом и химиком, Беттгер также постиг алхимию. Несмотря на свое мистическое и астрологическое происхождение, данная наука предоставила большой фундамент для экспериментов. Сегодня мы должны благодарить алхимию за то, что она открыла некоторые вещества, инструменты и способы, которые в наши дни успешно используются в химии и фармацевтике.

Немаловажную роль в жизни Беттгера и в том, что он занялся изучением фарфора, сыграл Эренфильд Вальтер фон Чирнгаус – ученый, отговоривший его от опытов по получению золота. С его помощью Беттгер стал проводить постоянные научные эксперименты. Чирнгаус оказал большое влияние на определение каолина как основного элемента в производстве фарфора, а также «заложил фундамент» в его изобретении.

На помощь Беттгеру был отправлен контролер горной промышленности, металлургический эксперт – Готфрид Пабст фон Огайн и пять помощников, отобранных им самим. Начиная с 1701 года, фон Огайн наблюдал за Беттгером и предоставлял необходимое оборудование, а также образцы горных пород и почвы.

В феврале 1682 года в городе Шлайц родился Иоганн Фридрих Беттгер, котрый в 1696 году стал учиться у фармацевта из Берлина Фридриха Цорна. В девятнадцатилетнем возрасте он стал ремесленником и провел в доме своего учителя эксперимент по превращению обычного металла в драгоценный. Данное событие спровоцировало в обществе переполох, поэтому Цорн заявил о нем Королю Пруссии Фридриху I и предоставил ему самородки Беттгера. Боясь, что станет известно о неспособности изобрести золото, Беттгер бежал, и 30 октября 1701 года оказался в городе Виттенберге. Буквально через двое суток Пруссия попросила Саксонию выдать ей Беттгера, однако успешное прошение Августу Сильному привело к тому, что Беттгер стал королевским пленником.

Примерно до 1704 года с небольшим успехом Беттгер продолжал совершать опыты под непрестанным контролем Михаэля Немица и фон Огайна. Личная встреча короля и мастера состоялась лишь в 1704 году, и в это же время он знакомится с Чирнгаузом  — человеком, ставшим для Беттгера другом, которого он чтил, как отца. Ведь, если бы не Чирнгауз, возможно, Беттгер не занялся бы фарфором.

Совместные опыты по немецкому фарфору они начали в 1705 году, в то время как мастер вел работу с горняками в Альбрехтсбурге. В 1706 году Чирнгауз и фон Огайн трудились в  разных лабораториях. Аспекты технологического изготовления керамики Беттгера более ясно были выведены к 1708 году. К данному периоду Король полностью осознал всю прибыльность производства фарфора с экономической точки зрения, в отличие от экспериментов по «изготовлению золота», которые не принесли результатов. В мае 1706 года мастера со своими помощниками перевезли на год в Замок Кенигштейн, чтобы они были под защитой от шведской армии, вторгшейся в страну. После изгнания шведов из страны в 1707 году Беттгер продолжил свои опыты по алхимии в Дрезденском замке. Данные опыты принесли свои положительные плоды: была улучшена красная керамика и прошли удачные эксперименты с твердым белым немецким фарфором.

Уже сейчас развитие процесса невозможно было остановить. К концу декабря 1707 года произвели первый обжиг белого фарфора, который прошел с большим успехом. В дальнейшем Беттгер постоянно находился под пристальным наблюдением военных. Первые записки мастера об удачном получении фарфоровых смесей приходятся на январь 1708 года. Уже 24 апреля того же года было получено распоряжение о строительстве Мануфактуры по производству фарфора в Дрездене. Первоначальные образцы, которые прошли обжиг летом 1708 года, не были глазурованными.

11 октября 1708 года Чирнгауз скончался, и его смерть сильно огорчила Короля и совершенно уничтожила Беттгера, который утратил единственного человека, верившего в его успех. Мастер стал работать на износ. Его печь горела беспрестанно и так жарко, что грозила поджечь город. Рискуя своим здоровьем, Король лично присутствовал при процедуре обжига, чтобы увидеть, как будут доставать первый фарфор.

Уже к марту 1709 года Беттгер разработал глазурь, однако первые предметы из фарфора, покрытые глазурью, были представлены на суд Короля лишь в 1710 году. Даже после разрешения техническим проблем по изготовлению фарфора мастер не был полностью удовлетворен, так как он желал придать изысканную форму белому и красному фарфору. Записи Беттгера от 1708 года свидетельствуют о том, что были наняты на работу гончар, резчик по стеклу, скульптор, серебряных и золотых дел мастера, шлифовщики, а также многочисленные художники, такие как Мартин Шнель, трудившийся с лаком при королевском дворе и на Мануфактуре.

Управлять Мануфактурой был назначен Иоганн Якоб Ирмингер – золотых дел мастер, работавший при дворе. Большинство дрезденских скульпторов были крайне заинтересованы новым сырьем и с удовольствием опробовали его со своей художественной точки зрения, и это доказывают многочисленные работы Пермосера, Кирхнера, Хеермана, Кудре.

В 1710 году в Лейпциге была организована пасхальная ярмарка, на которой представили посуду из «яшмового фарфора», а кроме нее, образцы белого фарфора без глазури и глазурованного. Начиная с 1710 года стали предпринимать попытки по декорированию фарфора подглазурной синей краской, однако лишь к 1719 году опыты увенчались успехом. Целью этих попыток было достижение сходства фарфора Meissen с китайским.

Днем рождения известнейшей Мануфактуры Meissen стало 6 июня 1710 года. Уже в 1713 году фарфор можно было купить в Лейпциге, а слава немецкого фарфора Meissen стала распространяться на весь мир.

Беттгер не бросал занятия по алхимии и в 1713 году в марте перед Королем он произвел «опыт перекрашивания», получив королек серебра и золота. Эти оба предмета выставлены и в наше время в Дрезденском Цвингере.

В 1713 году летом мастер сильно заболел и не смог поправиться, так как страдал симптомами интоксикации. Объяснение этому было в том, что Беттгер постоянно был занят с токсичным сырьем. Помимо этого, ему постоянно предстояло дышать угарными газами при работе с печью. Однако, несмотря на болезнь, мастер был рад долгожданному освобождению, которое ему подварил Король после тринадцатилетнего заключения, и переводу фарфоровой Мануфактуры на свое имя. В 1716 году его здоровье стремительно угасло, и 13 марта 1719 года он умер в Дрездене.

По приказу Короля Беттгерское поместье опечатали. На момент смерти Мастера Король находился в Варшаве. Некоторая документация Беттгера перешла во владение правителя, а оборудование и кое-какие бумаги перешли к Мельхиору Штайнбруку, который был зятем мастера и инспектором мануфактуры.

После того, как Беттгер скончался, была создана специальная комиссия, для проведения осмотра Мануфактуры Meissen с целью разработки успешной концепции по улучшению финансового состояния производства. Начиная с лета 1729 года, Мануфактура стала независимой в экономическом плане.

Фигуры из керамики и фарфора, произведенные Беттгером на первых этапах, являлись копированием китайских изделий.

В 1709 году Беттгером было обещано Королю применение некоторых видов огнеупорной эмали, однако решить данный вопрос было достаточно сложно. Требовалось отыскать корректную смесь фарфора и эмали и подобрать правильный обжиг. Первую маленькую чашу с синим подглазурным украшением представили на суд Короля Августа в 1717 году, а примерно к 1720 году посуда с подобным декорированием обжигалась уже практически без производственных потерь.

В записях от 1708 года упоминается о гранильщике и полировщике стекла, которые стали трудиться на Мануфактуре. Уже в 1710 году на Meissen работали восемь человек по полировке стекла. Богемские стеклорезы получали более низкую оплату за свой труд, поэтому большое количество посуды отвозили к ним для росписи. Подсобные работники Dresdner Niederlage несли ответственность за подгонку крышек и полировку изделий.

В ходе весенней ярмарки была разрекламирована продукция Беттгера из красной керамики, украшенная водостойким украшением из серебра, золота и эмали в стилистике изумительных лаковых японских работ. Данные предметы относят к особому типу керамики Мастера, так как они покрывались толстым слоем блестящей эмали коричневого либо темно-синего оттенка. Для производства подобной глазури применяли смеси с кобальтом и диоксидом марганца. Это покрытие использовали для керамики, подвергавшейся низкотемпературному обжигу, для того чтобы она была водостойкой. Кроме того, данная глазурь давала возможность применения разнообразных форм декорирования керамики для обжига высокой температурой. В подобном декорировании играла роль модная тенденция на китайское производство начала 18 века. Роспись на предметах Meissen напоминала лаковые работы Японии, которые в те времена широко импортировали в европейские страны. Форма сосудов наиболее часто походила на фаянсовую посуду, которая была основана на фарфоре с Востока и черном глазурованном покрытии.

Вплоть до 1715 года сосуды изготавливали с двойными стенками, чтобы внешние украшать резьбой. Якоб Ирмингер, который трудился на Мануфактуре с 1710 года, только перенял технологию изготовления  подобных сосудов у китайцев. Сам процесс выделывания узора и обжиг был неимоверно трудоемким, поэтому в итоге получались бракованные предметы. Именно по этой причине их производство прекратили после 1715 года.

Также выпускались столовые приборы из керамики Беттгера, которые в маленьком количестве смогли дойти до нашего времени.

По случаю ярмарки 1710 года выпустили рекламу сосудов из керамики Беттгера, которая была покрыта темной глазурью и надрезами. При помощи этих приемов отлично был виден красный цвет материала.

Характерные чайники Meissen, отличающиеся высоко поднятым носиком, появились ближе к 1730 году. До этого периода изготавливали чайники восточных образцов эпохи Мин, которые на сегодняшний взгляд больше похожи на вазы.

К 1715 году мейсенские мастера изготавливали невероятно тончайшую керамику в виде чаш для охлаждения. Начиная с мая 1710 года, стали выпускать керамику Беттгера с «угловыми гранями», напоминающими чешую виде ромбов. Для производства данной модели применяли широкий гранящий круг, который впервые был использован для работы с керамикой.

Еще одной разновидностью Беттгерской керамики был железный фарфор, который отличался окрасом своей поверхности. В 19 веке существовали предположения о том, что для изготовления предметов с блеском железного и графитового оттенка применяли глазурь с содержанием молибдена. Немного позже предметы серого цвета стали считать пробниками, получившими дефекты в ходе обжига. Эти мнения были основаны на докладе, полученном от Мейсенского инспектора Штайнбрука, описавшего изделия с покрытием серого оттенка, которое сошло после процесса полировки. Инспектор приписал это к недостаточному навыку в обжиге, однако отметил и привлекательность таких предметов, напоминающих природные камни.

Наикрасивейшие эффекты получали после полировки керамики, которая придавала невероятный блеск и цвет. При сравнении данного искусственного материала тончайшей керамики с драгоценными камнями ему дали название «яшмового фарфора».

Когда стало получаться выпускать фарфор Беттгера более высокого качества, модели данных предметов сначала испытывались, а затем изготавливались из керамики Беттгера. Предметы из этих двух материалов создавались практически одновременно. Так, дизайнер Беттгерской керамики Якоб Ирмингер украшал и фарфоровые сосуды. Эффекты, которые получали от этих разных материалов, были просто поразительными и отражали стилистику обработки предметов из золота и серебра той эпохи.

Штайнбрюк в отчете о состоянии дел на саксонских мануфактурах 1717 года отметил, что обжиг стал более серьезным и профессиональным потому, что все большее число предметов белого и коричневого фарфора выходят из печей без брака. Цвета до сих пор отсутствовали, однако изделия всегда были украшены изумительным декором, который напоминал опал и перламутр. Подобная глазурь  стала украшением в стилистике надглазурной росписи, поэтому изделия с таким декором – редкая и драгоценная вещь. Оттенки украшения сменяются от розового и малинового вплоть до бледного пурпурного, а сам декор слегка мутноват и покрыт пятнышками. Смесь изготавливалась самим художником, который и решал какая пропорция цветов ему нужна. Немного позже данный тип декора применялся для получения эффекта блеска. В 1720 году среди первых красок, применяемых для росписи фарфора Meissen, стала красная, железная и «Schwarzlot», а также черная эмаль, полученная вследствие добавления оксида железа.

Большинство предметов, изготовленных после 1712 года, были задекорированы позже. В то время еще не было эмалей для росписи фарфоровых изделий, поэтому применяли мастику – особую смолу, которую использовали при производстве лака. После добавления пигментов и растворителей в смолу, образовывалась краска, чем-то схожая с масляной. Такая краска не отличалась стойкостью, поэтому от подобной росписи остались лишь некоторые следы. Наиболее опытным художником по серебряным, золотым и эмалевым изделиям считался золотых дел мастер Георг Функе.

Эмали применяли для украшения стекла и ювелирных украшений задолго до того, как они стали использоваться для фарфора. На металл и стекло накладывали подсвеченный плавень, который сплавлялся с ними в ходе обжига, однако данная технология не дала нужного результата при украшении фарфора. Именно поэтому зачастую цвет получался тускловатым и не достаточно блестящим, а также не очень чистым и прозрачным, в отличие от более поздних красок Герольдта. Помимо эмалевой росписи на всю внутреннюю поверхность и накладные листья фарфоровых сосудов для пива и чая наносили серебро и золото. Еще одной разновидностью декора фарфоровых изделий стало нанесения узора в виде гирлянд на стенку сосуда. Металлический краситель после обжига становился долговечным. С течением времени в процессе окисления узоры из серебра почернели, а вот золотые остались в неизменном виде.

По мнению многих, первой скульптурой, которую создали из Беттгерской керамики, была фигура Короля Августа. Считается, что ее творением занимался  Johann Joachim Kretzschmar, который был придворным скульптором, прибывшим из Флоренции. Больше, чем за сорок лет им были созданы предметы, впечатляющие своей красотой и качеством. Этот мастер создал много фигур для Цвингера.

Приблизительно в 1711 году Пермозером был создан медальон из Беттгерской керамики, основанный на рельефе из слоновой кости. На нем был изображен Правитель Йоганн Георг Четвертый, который умер от оспы, а на его место был воздвигнут его брат Август Сильный. Существует предположение, что Пермозер также создал рельеф с головой Святого Петра.

В музеях сохранены копии римской скульптуры, изготовленной из керамики знаменитого Беттгера. Классические модели в основном производил Пауль Хеерман, создавший в 1700 году копии скульптур в Риме. В 1705 году он был назначен придворным скульптором Короля Августа, а также реставратором антикварной скульптуры. В мануфактурных архивах до сих пор имеется счет, который является подтверждением тому, что Хеерман трудился для Мейсен (Meissen).

Запись опубликована в рубрике (Meissen) Мейсен фарфор с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.