Мейсен (Meissen) фарфор

В конце 17-го века в Германии усиленно пытались создать настоящий твёрдый фарфор. В начале 18-го века (приблизительно 1708-1709 годы) эти опыты увенчались успехом – не в последнюю очередь благодаря тому, что они проводились по велению курфюрста Саксонии Августа Сильного.

Уже в 1710 году курфюрст основал фабрику в Мейсене (местечко близ Дрездена), на которой производился твёрдый фарфор невероятной твёрдости и тёмно-красных цветов.

Это – самые первые изделия мануфактуры, производившиеся всего лишь 8 лет, поэтому сейчас каждое мейсенское изделие тех лет высоко ценится среди коллекционеров. Большинство продукции фабрики копировало китайский стиль и стиль европейских стеклянных и серебряных изделий.
Первые мейсенские работы были не красного цвета, а цвета слоновой кости. Покрывался слоем глазури. Формы этого фарфора либо повторяли формы керамических изделий, либо были позаимствованы у китайцев. В большинстве случаев те изделия не украшались вообще.
В 1720-е – 1730-е годы самыми востребованными мастерами в Мейсене стали художники, из которых отдельно можно указать имя И.Г.Хёрольдта. Ему обязана своим появлением палитра очень ярких красок, с момента изобретения использовавшаяся в изделиях фирмы повсеместно, и уникальный, «китайский» стиль – сюжеты на китайские темы, нанесённые на щиты и пластины. Этот стиль выделялся розоватым цветом.
Изделия Мейсена отличаются белым, стеклистым корпусом, а раскрашивались они в белые и серые цвета, иногда – в очень чистый жёлтый цвет. Контуры при росписи резко выделялись, очёркивались. Самым распространённым мотивом узора на изделия была яркая, стилизованная роспись цвета «ми», взятая с Востока, также называемая «индийские цветы». С 1721 года на фабрике проходили опыты с синим цветом под слоем из глазури.

К 1730-м годам восточный стиль узоров был подвинут в сторону: «индийские цветы» были заменены на «европейские», более реалистичные. В 1740-е годы всё чаще стали брать французские источники как образец для узора, но тенденция к реалистичности всё усиливалась (особенно – при росписи цветами, ставшей менее принуждённой к 1750-м). Широко применялись сюжеты сражений.
В 1756 году Мейсен заняли прусские войска в ходе Семилетней войны. Производство возобновилось в 1763 году, но Мейсен так и не вернул себе былую известность. К концу 18 века изделия украшались преимущественно в стиле неоклассицизма (который, кстати, был позаимствован у Севра).
Самым известным мастером мейсенского фарфора был И.И.Кендлер. За свою долгую жизнь (1706-1775) он сделал свыше 900 различных моделей статуэток, а одной из лучших считают серию статуэток «Итальянская Комедия».

Запись опубликована в рубрике (Meissen) Мейсен фарфор с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.