Немецкие фарфоровые статуэки фабрики Мейсен (Meissen)

Немецкие фарфоровые статуэки фабрики Мейсен (Meissen)

Начиная с 1711г. главным художником фабрики по производству керамики назначили Якоба Ирмингера – придворного серебряных дел мастера, придумавшего формы для производства красной керамики Беттгера и фарфора. Первая керамическая форма Беттгера, которую выпускала мануфактура Meissen, имитировала чайники из того же материала, изготовленные в китайском уезде Исин и импортированные в Европу в большом количестве.

Благодаря талантливому труду Ирмингера на мануфактуре стали заниматься воспроизводством формы посуды из серебра, которую придумали мастера Нюрнберга и Аугсбурга. Некоторые красные керамические изделия декорировали гранатами и бриллиантами с золотой и серебряной оправой. Таким образом, вместо того, чтобы просто копировать китайское производство, была изобретена новинка.

Первый выпуск мейсенского фарфора был с примесью алебастра, а в глазурь добавлялся еще и каолин. Плотная консистенция покрытия обладала желтоватым оттенком, а на поверхности после обжига можно было заметить мелкие пузырьки. Поначалу для росписи использовали холодную позолоту, отличающуюся плохой стойкостью, а затем она была заменена на стойкую позолоту, которая закреплялась при обжиге. Способ ее нанесения, как и рецепт розового люстра, был открыт Беттгером.

Строжайшая секретность окружала образцы мейсенского фарфора с первого производства. Тайна состава глазури и фарфоровая формула была раскрыта лишь первому директору Михаэлю Немницу, врачу при дворе Бартоломею и доктору Немницу Вильгельму, причем каждый из них обладал знанием об одной части рецепта. Людям, трудящимся на мануфактуре поставили абсолютный запрет на общение с посторонними, и каждый из рабочих был ознакомлен лишь со своей частью работы.

Первый из служащих, который сбежал и унес секрет – помощник Беттгера, участвовавший в экспериментах, Самюэль Кемпе. Им было украдено некоторое количество красной керамики и вывезено в Пруссию. Там он открыл керамическую фабрику Plaue-en-Havel. Мастер обжига Самюэль Штольцель пользовался большим доверием у руководителей производства, которые знали секрет фарфора, однако  в 1719 г. он вместе с позолотчиком Кристофором Хангером сбежал в Вену, куда их переманил военный комиссар. Самюэль получил план Беттегерских печей от сводного брата и начал производить фарфор в Вене. Хангер смог изобрести надглазурную краску высокого качества и нанял на работу художника по направлению шинуазри Иоганна Грегориуса Герольдта. Таким образом, мейсенский фарфор отошел на второй план.

Август Сильный подослал своих шпионов в Вену, и они разыскали Штольцеля, предложив оставить его в живых при условии, что тот вернется работать в Мейсен. Перед тем как вернуться обратно, Штольцель разрушил все мастерские, уничтожил формы и выкрал краски Хангера. За ним  сбежал Иоганн Грегориус Герольдт. Палитру красок, включая кобальт разработал Давид Кехлер, а после его кончины некоторые секретные рецепты красок выкупил Герольдт, который стал их главным производителем  и декоратором. Уже к 1727 году Герольдтом было доведено до совершенства желтое покрытие. Приблизительно в этот же период при изготовлении массы специалисты перестали добавлять алебастр, заменив его полевым шпатом и кварцем, добытым в Зиберлене. Благодаря этим изменениям фарфор стал белее и идеально подходил под роспись в стиле Какиемон. Именно в этом направлении для Августа Сильного был выпущен сервиз с изображением желтого льва и красного дракона.

Еще с первых лет существования производства Мейсен, Иоганн Мельхиор Штайнбрюк (смотритель мануфактуры) понял, что настоящий фарфор должен был защищен от подделки. Таким образом, возник известный знак в виде скрещенных мечей, который клеймили на каждом предмете из фарфора. Так Штайнбрюк придумал коммерческую марку, которая продолжительный период времени беспрерывно использовалась в мире.

Скрещенные мечи синего цвета – эмблема майсенского фарфора с трехвековой историей, ставшая наиболее престижным логотипом у поклонников роскоши. Данная товарная метка наносилась на каждый предмет мануфактуры вручную с помощью кобальтовой краски под глазурью, начиная с 1722 года. Секрет обаяния майсенского фарфора заключен в возможности выражать роскошь каждого поколения, сохранив при этом индивидуальность стиля.

С уверенностью можно заявить, что только оригинальный фарфор Meissen сохранил свою ценность на протяжении всего времени, о чем свидетельствуют высокие цены, за которые он продается на мировых аукционах. На стоимость предметов оказывает влияние неповторимость стиля росписи фарфорового предмета, который всегда выпускался  в единственном экземпляре.

Какая еще марка, кроме Meissen способна предложить вам на выбор более 150000 фарфоровых предметов с уникальностью и трехсотлетней историей?

Даже в наше время ценителей фарфора не оставляют равнодушными современные коллекции Майсена, которые представляют наилучшие образцы стилей барокко, ампир, рококо и арт-деко.

Третьего февраля 1745 года, по окончании работы над «Шоколадницей» граф Алгаротти купил картину, чтобы поместить ее в княжеский дом Саксонии. На ней изображено, как служанка подносит горячий свежеприготовленный шоколад в чашке фарфора Meissen, а также воду в стакане, изготовленном из богемского стекла. Все это расположено было на японском лакированном подносе. Имя девушки, ставшей моделью для художника доподлинно неизвестно, однако имеются предположения, что ею была одна из служанок императрицы Австрии Марии Терезии. Также часто называется имя Анны Балтауф, которая была дочерью бедного рыцаря и служила при дворе горничной. Есть предположение, что именно там ее заметил и сразу влюбился принц фон Дитрихштейн, женившийся на ней и повергнувший в ужас всю аристократию. Наиболее романтическая версия гласит, что в один из зимних вечеров 1745 года принц зашел в одно из венских кафе, с целью испробовать новый напиток, о котором ходили необыкновенные слухи. Там он увидел девушку, а ее грация и красота тут же поразила сердце молодого человека, и он влюбился. На протяжении нескольких недель ежедневно он приходил в кафе, чтобы лицезреть Анну и познакомиться с ней поближе. В конце концов он предложил ей выйти замуж, несмотря на противостояние аристократии. Свадебным подарком был заказанный портрет невесты в том одеянии, в котором принц Дитрихштейн ее увидел впервые.

Традиционными заказчиками Майсенского фарфора были богатые семьи России и Европы, а также Екатерина Вторая, Юсуповы, Строгановы, Фаберже и царские особы Европы. Шедевральные работы Meissen являются частью коллекций именитых мировых музеев, включая Эрмитаж.

Немецкие фарфоровые статуэки Мейсен (Meissen) — Этот фарфор бесценен и сегодня, а многовековое наследие мануфактуры бережно хранится мастерами, которые могут выпускать большинство типов изделий, не уступающих оригиналу по качеству. Заметить разницу между старинными изделиями и современными практически невозможно. Так же как и триста лет назад, фарфор создают вручную. Краски, применяемые для росписи, смешиваются вручную по рецепту многовековой давности.

Согласно информации мануфактуры, во время создания фарфора Meissen используется до десяти тысяч разнообразных оттенков краски, а их рецепты хранятся под строжайшей секретностью. Майсенская фарфоровая мануфактура производит приблизительно 175000 предметов из фарфора.

В коллекции предметов мануфактуры Майсен находится около 200000 моделей фарфоровых изделий разного периода изготовления. В 18 веке при мануфактурах были созданы библиотеки, выписывающие книги в помощь живописцам и скульпторам. С середины XVIII века Meissen производила специальную закупку гравюр в Англии, Германии и Франции, которые впоследствии составили огромное собрание около тысячи листов.

Сегодня на мануфактуре производят фарфоровые сервизы (50%), фарфор художественный (25%), статуэтки (15%). В Германии производят около шестидесяти процентов майсенского фарфора, причем около сорока процентов уходит на экспорт. На мануфактуре задействовано 900 работников, в том числе скульпторы и художники (приблизительно половина).

Любое изделие фарфоровой мануфактуры хранит в себе тепло человеческих рук, поэтому всегда является шедевром, который изготавливается очень длительный период времени (одна статуэтка около 1,5 месяца).

Запись опубликована в рубрике (Meissen) Мейсен фарфор с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.