Немецкий фарфор из Германии

Германия
Немецкий фарфор с его своеобразной аурой теплоты – действительно непревзойдённое произведение искусства. Немецкие мастера при производстве фарфора всегда использовали лучшее сырьё, оборудование и мастеров, доступное им. Долгое время в разных точках Германии фарфористы неустанно совершенствовали рецепт фарфора, и результатом их трудов стало прославление немецкого фарфора как лучшего в мире.

Статуей там заинтересовались достаточно рано, и уже в 1735 году Мейсен начал производить небольшие фарфоровые статуэтки, а в 1736 году они уже были распространены настолько, что даже самый богато обставленный дом не мог считаться таковым, пока при его украшении не была использована хотя бы одна фарфоровая статуэтка (хотя обычно напоказ выставлялись целые коллекции фарфора).

Такие фигуры действительно очень быстро вошли в моду, поэтому иной раз целые производства переориентировались исключительно на выпуск данной продукции. Самые крупные, вроде берлинской и нимфенбургской мануфактур, конечно, не производили скульптуру в ущерб остальному ассортименту, но для этих целей производства расширялись основательно. Благодаря такому ажиотажу вокруг тогда ещё нового веяния моды искусство фарфоровой статуи быстро развивалось, и вскоре статуэтки начали производить не только как отдельные изделия, но и как украшения, например, для посуды. А ещё через небольшой срок статуэтки начали делать и на заказ: как правило, клиентами мануфактур, занимавшихся подобным видом торговли, были самые состоятельные люди, ведь стоило такое удовольствие огромных денег – но и результат получался уникальным, ведь подобных фигурок (как правило, экземпляры из оригинальных скульптурных серий) в розницу не продавали.  Отметим, что работы периода 1730-1760 годов выполнялись в стиле рококо и были наделены особенной пластикой и росписью, в нынешнем фарфоре недоступных.
В 18-м веке немецкий фарфор буквально наводнил рынок: тогда постоянно появлялись новые виды керамической продукции (выше) и немцы немедленно начинали выпуск аналогичного товара. В моду вошёл французский стиль и сатира: всё чаще на изделиях изображалась жизнь буржуазии, порой – чуть ли не в карикатурном стиле. Расписывался тот фарфор очень ярко, каждая деталь была раскрашена в своём собственном стиле, что делало всю работу в целом очень изящной. А ещё в мир фарфора тогда пришёл на тот момент новый неоклассический стиль.
Мейсен, Дрезден и некоторые другие немецкие фарфоровые заводы существуют настолько долго, что уже воссоздают собственную же продукцию по современным чертежам. Процесс этот крайне сложен и тут как раз нужно очень хорошее оборудование, способное на выходе дать исключительно белый и качественный фарфор. Потом специально обученные художники с ювелирной точностью декорируют заготовку сложным рисунком. Все эти ангелочки, балерины, аллегорические статуи из фарфора, придуманные не один век назад, но воссозданные сегодня, действительно переполнены духом старины. Немецкий фарфор несёт в себе вековую историческую ценность, он невероятно сложен и технологичен, но главное, чем он выгодно отличается от иностранной продукции – высочайшим качеством, достигнутым благодаря большому опыту мастеров, действительно знающих и чтущих своё ремесло.

Антикварный фарфор – вещь, достойная дифирамбов. Коснулся фарфора – можно считать, что прикоснулся к настоящему искусству, вроде музыки, поэзии или кинематографа. Фарфоровые изделия стали воплощением самой элегантности и колоритности.
А ведь когда-то европейский фарфор был изобретён всего двумя людьми – И. Бёттгером и Э. Чирнгаузом. Он был совсем не тем, чем является сейчас, но даже те, самые первые образцы были ничуть не хуже китайского фарфора. Совсем скоро, в 1710 году, они уже открыли собственную фарфоровую мануфактуру в Мейсене, ныне являющуюся самой первой и старой из европейских фабрик. Вот так некогда провинциальный городок стал известнее иных мегаполисов.
То обстоятельство, что мейсенский фарфоровый завод некоторое время являлся первым и единственным в своём роде, помогло Бёттгеру и Чирнгаузу получить в качестве постоянных клиентов королевских особ всех мастей из разных уголков Европы. Тогда и появилась легендарная фирменная эмблема Мейсена в виде двух скрещённых мечей и точкой между ними.
В 1734 году фарфор начали делать во Франции. Самой первой, севрской, фабрике покровительствовали сам король Людовик XV и его любовница мадам Помпадур. Этот фарфор выделяется своим оригинальным розоватым фоном, названным в честь покровительницы – «розовый помпадур». Севр поделил рынок сбыта фарфора с Мейсеном и ещё несколько лет они были монополистами.
Русский фарфор начинает свою историю в 1745 году, когда только была открыта первая в России фарфоровая фабрика, названная Императорский Фарфоровым заводом (ИФЗ). Наверное, за всё время больше никакой другой фарфоровой фабрике родное государство не уделяло столько внимания: оборудование было передовым, сырьё везли высочайшего качества, среди работников – множество лучших мастеров Европы, расписывался фарфор известными художниками того времени. В то время там и начали хранить тот фарфор, который ныне мы называем антиквариатом. В 1766 году свой завод открыл Ф. Гарднер. Он изготавливал довольно простой фарфор, немало взяв от мейсенского, в частности – цветочную роспись. 1814 год – фабрика Ф. Батенина. Его работы отличались частым применением позолоты, а в ассортименте были так называемые сервизы «Тет-а-тет» на две персоны. Фарфор Батенина нередко расписывался видами Петербурга. 1818 год – мануфактура князя Юсупова. Он долгое время находился на посту директора ИФЗ, а потом создал собственную небольшую мастерскую. Те изделия не продавались и лишь дарились – друзьям, знакомым, гостям князя. В росписи преобладали цветочные гирлянды и букеты. В 1832 году Т. Кузнецов создаёт Дулевский фарфоровый завод, старательно копируя европейский стиль, однако он был и свой – «агашечный» (легенда гласит, что некая Агафья расписывала посуду яркими красками, нанося их на поверхность изделий кончиком пальца). В конце 19-го века ему принадлежало уже несколько разных фабрик, и то время считается расцветом его мини-империи. Одна из самых известных компаний, сведения о которой распространились даже среди обычных людей, не увлекающихся коллекционированием фарфора. И, наконец, 1835 год отметился созданием фарфорового производства Корниловых. Их фарфор первоначально буквально пропитался батенинским стилем, но вскоре его потеснили рококо и восточный стиль. Фарфоровая миниатюра заняла особую позицию на рынке.

Люди и компании, чьи фамилий и названия были представлены выше – далеко не весь перечень фарфоровых производителей, существовавших в то время. Все вместе они изготовили очень много уникальных предметов из фарфора: те, что дожили до наших дней, стали раритетами – настоящей мечтой толкового коллекционера.
В 1922 году Российская Империя стала Советским Союзом. Принципы управления у них различались столь сильно, что новая власть стала действительно новой – волнений было много, но везде, во всех сферах примерно одинаковый вопрос: «Что же будет дальше?» Стоял такой вопрос и у коллекционеров, которые просто не знали, что случится с их любимыми производителями – закроются ли их фабрики или будут работать дальше? Им повезло: к тому моменту фарфор стал культурным достоянием России, поэтому фарфоровые заводы не просто продолжили работу, но и получили поддержку от нового управления. Тот переходный период отметился появлением новых форм и художественных стилей в российской пластике. Российский фарфор расписывался известнейшими художниками того времени: Малевич, Петров-Водкин, Кандинский – все они трудились над его декорированием.

 

Роспись нередко была агитационной, поэтому серп и молот вскоре были уже в каждом доме. В нашем интернет-магазине представлен раритетный фарфор, содержащий черты западноевропейского и российского керамического стиля.
Антикварный фарфор – это не только предмет гордости для коллекционера. Это – история, при том – очень изящная и яркая. И кто готов от такого отказаться? Нет, фарфор – это не только для показа в музеях и частных экспозициях: это – украшение, которое способно сделать солиднее обстановку любого дома, внося в неё лёгкие оттенки старины.

Запись опубликована в рубрике Немецкий фарфор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.