Немецкий фарфор копии и подделки

Как отличить  копии и подделки в немецком фарфоре?

Уже в 40 — 50-x годах XVIII века фарфор перестал быть
исключительно предметом роскоши, а приобрел еще две
новые функции: изделий повседневного пользования и
объекта коллекционирования. Чуть ли не каждый из
многочисленных европейских монархов считал необходимым
иметь собственное фарфоровое производство. Увеличился и
приток частных капиталов в эту сферу. Обладатели
фарфоровых секретов — арканисты, соблазненные
заманчивыми предложениями переходили с уже
сформировавшихся производств на вновь создающиеся.
Иными словами, возникли условия для конкуренции
фарфоровых фабрик.

Естественно, что в такой ситуации многие новые
фабриканты шли по пути подражания или даже полного
копирования форм и декора наиболее изаестных европейских
мануфактур с устойчивой репутацией, — например.
мейсенской и некоторых других. Это относится даже и к тем
фабрикам, которые, как например, франкентальская или
людвигсбургская, одновременно с подражанием Мейсену,
искали собственные художественные пути.

Однако для обеспечения успешного сбыта продукции
было недостаточно сделать свои изделия более или менее
похожими на привычные и желанные для покупателя образцы.
К тому времени крупнейшие мануфактуры уже маркировали
свою продукцию и покупатель, приобретая фарфоровый
сервиз либо скульптуру, готов был заплатить высокую цену,
если обнаруживал на них знакомые мейсенские мечи, венский
щит или севрские L. Поэтому многие производители фарфора
ставили эти и некоторые другие марки на свои изделия. Во
второй половине XVIII и в XIX веках рынок буквально заполонили изделия с марками знаменитых фабрик, что
привело к многочисленным разочарованиям среди
коллекционеров, число которых постоянно возрастало.
B этот период коллекционирование фарфора перестало быть
прерогативой монархов и знати и стало одним из любимым
занятий дворянства, купечества и нарождавшейся
интеллигенции. Более того, возникли целые производства,
специализировавшиеся на выпуске изделий,
воспроизводящих форму и декор ведущих европейских
мануфактур, а таюке их маркировку.

Таким образом, марка не является гарантом подлинности
изделия и при атрибуции должна рассматриваться совместно
с остальными технологическими и художественными
особенностями данного образца.

Разумеется, речь в этом разделе идет именно о
подделках, а не о стремлении многих фабрик воспроизводить
стилевые особенности, манеру росписи, а в некоторых
случаях и конкретные узоры, разработанные крупнейшими
мануфактурами. Ведь даже в привилегии, полученной
фабрикой в Венсенне от короля B 1745 году, говорилось об
изготовлении фарфора “в саксонской манере». В этом случае,
конечно, имеется в виду лишь взаимное влияние.

Изделия, клеймленные марками знаменитых
мануфактур, но не являющиеся их подлинной готовой
продукцией, можно условно разделить на несколько основных
групп:

1. Действительно изготовленные в Мейсене, Севре, Вене
и др., но расписанные вне этих фабрик.

Впервые такая ситуация возникла в начальный период
деятельности Мейсена, когда фабрика, не располагая
собственными квалифицированными художниками, отдавала
белые изделия для подглазурной росписи аугсбургским
мастерам, имевшим опыт в области обжига эмалей на стекле
и металлах. И хотя Хёрольд в 40 — 50-х годах отказался от их услуг, не расписанный, но уже маркированный фарфор еще
долгое время попадал к ним. При этом качество росписи
колебалось от превосходной до беспомощной, подрывая в
последнем случае репутацию Мейсена.

В 70-х — 80-х годах XVIII века белые изделия из Мейсена
вновь начали передаваться на декорирование вне
мануфактуры — например, Ляйхнеру из Гааги, который после
росписи клеймил их своей маркой.

2. Изделия. изготовленные с использованием форм,
купленных у известной фабрики. Покупка форм была
общепринятой практикой, поэтому и примеров можно
привести множество. Известно, в частности, что после
закрытия в конце XVIII века фабрик в Хёхсте и Франкентале
их формы активно раскупались многими предприятиями,
причем иногда (например, в Дамме) эти формы
использовались для изготовления фаянса.

Во многих из этих случаев на вновь выпускаемых
изделиях ставились марки тех фабрик, у которых были
приобретены старые формы.

3. Изделия, на которых, наряду с собственной маркой
или в ее составе, имеется марка либо типичный символ или
мотив известной фабрики. Наиболее очевидным примером
такого «симбиоза” являются многочисленные марки
английских фабрик, содержащие мейсенские скрещенные
мечи. Вариантом этого случая может быть и такой, когда,
допустим, к тем же мечам добавляется название или буквы,
образуя как бы новую марку.

4. Многие немецкие фабрики (Клостер-Файльсдорф,
Фолькштедт‚ Валлендорф) проделывали со своими марками
графические преобразования, которые приближали их к все
тем же мейсенским мечам. Здесь был расчет на неискушенного покупателя
(особенно зарубежного), который, увидев знакомые перекрещивающиеся линии, не станет всматриваться в них более пристально.

5. Самую многочисленную группу составляют изделия,
изготовители которых, не мудрствуя лукаво, просто клеймили
свою продукцию марками прославленных мануфактур. В этом
случае фальсификаторы старались как можно точнее
воспроизвести знаменитую марку — ее очертания, цвет,
способ нанесения, даже место расположения марки на
изделии. Если при этом качество черепка и уровень декора
мало в чем уступали изделиям копируемой фабрики, то такая
продукция охотно раскупалась, а коллекционерам и даже
искусствоведам последующих лет непросто отличить ее от
несущих ту же марку изделий знаменитых мануфактур.

Атрибуция такого фарфора облегчается в случае явных
фальсификаций. Классическим примером фальсификации
этого типа являются проделки Ляйхнера из Гааги,
покупавшего дешевый фарфор в Турнее и ставившего на нем
надглазурную марку Мейсена, которая на подлинных изделиях
выполнялась подглазурно.

6. Несколько особняком стоит большая группа изделий, в
точности воспроизводящих по форме и декору чью-либо
продукцию, но честно маркированных клеймом фабрики-
изготовителя. Иными словами, налицо очевидное
заимствование, но без попытки обмануть покупателя.
Подобная практика не была чужда даже крупнейшим
мануфактурам: Мейсен периода Марколини копировал
образцы Севра и Веджвуда.

Находились, правда, ловкачи, которые покупали такие
копии, удаляли с них марку, а затем клеймили изделия маркой
той фабрики, чью форму и декор они воспроизводили.

7. В середине XIX — начале ХХ веков, в связи с
постоянным возрастанием интереса к старинному фарфору,
стали создаваться специализированные производства по

выпуску изделий, имитирующих лучшую посуду и скульптуру
XVlll и начала XIX веков.

Наиболее известным из них является фирма, основанная
в 1845 году в Париже Эдме Самсоном под названием
«Компания по изготовлению репродукций старинных работ из
музеев и частных коллекций» (B кругу коллекционеров ее
непочтительно называли “компанией подделок»). Компания
закупила около двадцати тысяч оригиналов изделий Мейсена,
Севра, Челси, Капо ди Монте, китайских и японских фабрик,
сделала по ним формы и стала выпускать копии. Эдме
Самсон и его сын Эмиль, возглавивший фирму в 1873 году,
изготовляли также имитации Франкенталя, Людвигсбурга,
Фюрстенберга, Вены, Дерби, Боу, Уорчестера, Шантильи.
Венеции, Копенгагена. На всех этих технически совершенных
изделиях ставились марки оригиналов (справедливости ради
следует отметить, что часто такая марка сопровождается
буквой S). Лишь в 1905 году компания зарегистрировала
собственные марки, в том числе для имитации мейсенских
изделий — эта марка имела вид трех скрещенных мечей/линий.
Марку оригинала Самсон ставил подглазурно, а свою — поверх
глазури, что позволяло при желании удалить ее.

Изделия Самсона настолько хороши в техническом и
художественном отношениях, что подчас сами становятся
предметами коллекционирования, хотя собирателям и
известно их истинное происхождение.

Изложенное краткое описание основных вариантов
использования марок знаменитых мануфактур другими
фабриками еще раз убеждает в необходимости рассмотрения
марки изделия совместно с его технологическими и
художественными особенностями и историей фабрики. При
этом следует иметь в виду, что, поскольку изготовление
подделок оказалось в XIX-XX веках весьма прибыльным,
появились квалифицированные специалисты, изучившие
формы, материалы, стили и методы декорирования, присущие

известным фабрикам в тот или иной период времени.
Некоторые подделки выполнены настолько тщательно, что
распознать их очень непросто. Однако, искусствоведы,
антиквары, работники музеев разработали ряд правил,
методик, рекомендаций, сформулированных в различных
западноевропейских литературных источниках, которые
можно свести к следующему:

1. Старайтесь иметь дело с антикварными фирмами с
установившейся репутацией.

2. При покупке желательно получить документ типа
накладной. В этом случае при наличии ошибки или обмана
есть возможность требовать назад свои деньги.

3. Желательно не ограничиваться коллекционированием
изделий одной фабрики. Располагая изделиями других
производителей фарфора, Вы можете судить о том, чем
вдохновлялась Ваша любимая фабрика в то или иное время
при создании своих форм и декора. Это же даст возможность
сравнить немаркированные или ложно маркированные копии с
оригиналами.

4. Следует всегда помнить о психологическом барьере,
стоящем перед художником, взявшимся за подделку изделия
знаменитой мануфактуры. Он не может полностью отделить
себя от своего времени. В его работе обязательно скажутся
какие-то черты, признаки, приметы той эпохи, в которой он
живет. Какой бы тщательной ни была подготовка к
фальсификации, всегда имеется вероятность мелких
промахов, вызванных этим психологическим барьером.

5. Слишком яркий, кричащий, мишурный вид изделия
является первым «сигналом опасности» имитации. При покупке
более тонко выполненных имитаций наилучшее (но тоже не
всегда безотказное) средство — поставить вновь купленное
изделие рядом с подлинным, если таковое уже есть в Вашей
коллекции.

6. Надо постараться ответить на вопрос: являются ли
цвет, плотность и прозрачность черепка, толщина и
консистенция глазури характерными для той страны. фабрики,
периода времени, к которым относят предлагаемое Вам
изделие.

7. Аналогичная группа вопросов может быть задана и в
отношении декора: свойственна ли данной фабрике в
рассматриваемое время именно такая палитра красок;
характерна ли такая, как на этом изделии, плотность
наложения красок на массу или глазурь; так ли выглядела на
оригинале поверхность красочного слоя.

8. Важно убедиться, что данная форма изделия и стиль
его декорирования были действительно приняты на фабрике
в рассматриваемое время.

Следует также проверить, возможны ли были в этот
период имеющиеся на предмете детали иконографии.

9. Художники XVIII — начала XIX веков рассматривали
белый черепок изделия как канву или лист бумаги, считая его
частью общей композиции. Позднейшие же фальсификаторы
боятся «пустот» и стремятся заполнить росписью едва ли не
любой участок поверхности.

10. Специалисты высокого класса могут различить
подделку по специфике поверхности изделия, вызванной
различиями в конструкции печи и в типе топлива.

11. Много полезной информации можно получить, изучая
характер поверхностных дефектов на изделии: царапин,
трещин, сколов.

Существовали ли в XVIII веке инструменты, которые
могли бы нанести такие повреждения? Не нанесены ли они
специально искусным фальсификатором? Соответствует ли
количество и тип этих дефектов возрасту и функции
предмета?

При этом следует иметь виду, что при пользовании
изделием наиболее вероятными местами повреждений

являются ручки, выпуклые поверхности. основания скульптур;
вазы обычно имеют царапины по своему максимальному
диаметру, т.е. там, где они соприкасаются со стеной или
другими предметами; на столовых изделиях часто бывают
царапины от ножей и вилок; возможны царапины на зеркале
тарелок за счет кольцевых поддонов других тарелок. которые
обычно ставятся в буфете друг на друга.

Царапины же могут служить и индикаторами позднейших
росписей; при рассмотрении в лупу отчетливо видны затеки
новой краски в старые царапины.

12. Если Вы покупаете отреставрированное изделие.
желательно иметь информацию об этом у фирмы-продавца. В
противном случае область реставрации можно обнаружить
постукиванием по изделию монетой или тупым краем ножа — в
месте соединения частей изделия звона не будет.
Свежеотреставрированные изделия можно обнаружить по
легкому запаху краски.

13. В ряде случаев реставрация не ограничивается
склеиванием разбитых или треснувших предметов либо
восстановлением отдельных небольших участков красочного
слоя. Эти изделия можно отличить от подлинных, сравнивая
массу и механическую обработку вновь изготовленных
рельефных деталей, а также нюансы тонкой обработки,
которой подвергается изделие перед нанесением
живописного слоя. Конечно, в этом случае термин ”подделка”
неуместен, однако цена такого изделия должна быть
существенно меньше, чем стоимость сохранившегося
подлинника XVIII века.

Запись опубликована в рубрике Немецкий фарфор с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.