О росписи фарфора

Первые цветочные росписи появились на востоке и использовались для декора предметов из фарфора. Позже эту технику начали применять в европейских мануфактурах, где полностью копировали восточные предметы и цветочную роспись, которая была нанесена на оригинальных фарфоровых предметах, так появился первый европейский фарфор. Позже в процессе росписи, европейские мастера начали добавлять свои композиции к оригиналам, благодаря чему на  европейском фарфоре стали появляться цветочные композиции «Индианский декор».

Этот декор существует поныне и все также популярен и востребован. Это все потому, что для нанесения «Индианского декора» используется более широкая палитра цветов и самые разнообразные композиции, в отличие от оригинального восточного.  Для этого декора используют композиции из пионов, хризантем, лотоса и граната.

В дальнейшем  художники Англии еще более разнообразили этот вид росписи, они стали использовать «ботанический декор». Так в 1740 г. начали появляться декоры из  собранных в самые разнообразные и оригинальные букеты садовые цветы, послужившие выработке основ для цветочной росписи. Букеты в композициях должны быть  не только симметричны с хорошо направленной линией, изображающей растения, но и должны быть скомпонованы мотивами манерной живописи.  Перед началом росписи, художник должен правильно составить букет, который он потом нанесет на фарфор. Правильно составленный букет – это 50% успеха, вторые 50% — это мастерство художника, только так появляются шедевры.

В мануфактуре Meissen при нанесении цветочных композиций  использовали S-образные линии, которые мало кому были заметны, но именно они помогали придавать симметрию букетам  хорошо направленными линиями. Так появилась фарфоровая «ботаника», которая выполняется в технике натурал , с исполнением точности деталей и всех тонкостей растений.

Fruits & Flowers (плоды и цветы) – это одно из направлений фарфоровой «ботаники», использующейся для декорирования фарфора. В его композициях используются овощи, фрукты, семена, которые разбросаны по предмету. Это направление «ботанической» росписи на фарфоре появилось на мануфактуре Meissen (Германия) в 1740г. В качестве образцов для росписи, художники использовали гравюры с изображением цветов и фруктов, поэтому позже такую роспись назвали «цветы гравюр на дереве». Тогда художники выполняли свою работу на совесть, но изображения у них получались скучными и не яркими, и только несколько десятилетий спустя появилась новая техника нанесения. Благодаря которой композиции приобрели более естественный вид, и появился такой мотив как «россыпи цветов».  Такой декор помогал художникам скрыть небольшие дефекты, появлявшиеся при изготовлении фарфора. Так позже окончательно была сформирована роспись получившая название «Пестрые немецкие цветы». Несмотря на то, что именно немцы придумали расписывать изделия из фарфора в «ботаническом стиле», англичане были и остаются первыми по выпуску фарфоровых предметов с этой росписью.

К концу 18 века уже окончательно сформировались две техники росписи фарфоровой  «ботаники»:

  1. Натуралистический тип

Здесь эскизы росписи выполняются с натуры, после чего начинается основная роспись предметов, на которые наносятся мотивы  цветов в натуральную величину, в естественных красках с подчеркиванием всех тонкостей деталей растений. Этот тип передает всю естественную красоту растений.

  1. Научный тип

Здесь эскизы росписи готовятся по  атласам ботаники, где каждый рисунок художника-ботаниста выгравирован. На таком рисунке видны все тонкости растения, которые потом переносятся на предмет и рядом наносится латинское название растения.

Научный тип подчеркивает больше научную сторону растения, нежели его естественную красоту.

По сравнению с Англией в России «ботанический» декор не прижился и фарфоровых изделий с этой росписью очень мало. Самым известным изделием, на котором присутствует ботаника – это «Гербовый сервиз» ИФЗ 1827г. Блюда из этого сервиза расписаны гербовыми орлами, а на десертных тарелках изображены самые разные плоды и ягоды. Также на фарфоровых изделиях, изготовленных в России, очень редко  изображался один цветок, в основном их было несколько или изображение сопровождалось надписью типа «Резеда – минутное блаженство» и такие надписи были возле каждого изображенного цветка. Надписи стали появляться после того как 1820-1830г. На фарфоровых заводах Сафронова и Новых придумали «русскую ботанику».

Еще один фаворит конца 18 века – Васильковый декор. Этот декор впервые был использован в 1770 г. во Франции при росписи фарфорового сервиза французской королевы. Считается, что именно жена Людовика XVI приказала расписать сервиз васильками, которые потом вошли в моду. Эти скромно рассыпанные на белом поле васильки, вызвали поистине ошеломляющий успех и даже составили конкуренцию знаменитому восточному фарфору. Но, этот декор был популярен не только в Европе, а также в России. Большинство изделий изготавливаемых на ИФЗ имели именно этот декор.  После такого успеха в Париже была открыта фарфоровая фабрика, носившая названия «Мануфактуры королевы».

Сделать копию известного сервиза французской королевы можно и сегодня на мануфактуре Herend или Мейсен, где очень хорошо копируют это изделие.

Запись опубликована в рубрике Немецкий фарфор с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.