О фарфоре и керамике (учебное пособие по идентификации и оценке)

Коллекционировать антикварный фарфор так, чтобы коллекция была максимально разнообразной и собиралась из оригиналов, полученных с минимальными затратами – дело очень сложное. Мне достаточно упомянуть, что лишь один факт наличия эмблемы какой-нибудь старинной немецкой эмблемы на изделии делает его порой в сотни раз дороже, чем точно такое же, но без эмблемы.

Об этом знают не только коллекционеры, но и нечистые на руку люди: они просто подделывают продукцию, например, Мейсена, ставят оригинальное клеймо и искусственно состаривают изделие, чтобы оно соответствовало периоду использования поставленной на него марки. Иная подделка настолько реалистично выглядит, всё в ней так точно соответствует, что она легко уходит с молотка за стоимость авто премиум-класса незадачливому коллекционеру.

Он, скорее всего, никогда и не узнает о том, что приобрёл реплику, однако любые попытки перепродать такой предмет настоящему ценителю закончатся крахом: с рук изделия обычно рискуют приобретать только профессионалы. Да и не несёт такая продукция никакой ценности, пусть даже она и будет просто пылиться в коллекции.
Чтобы не ошибиться при покупке антиквара – нужно хотя бы немного в нём разбираться. Если дело касается фарфора – нужно знать логотипы как можно большего количества разных компаний, а потом по ним определить дату изготовления, стиль изделия и даже, возможно, сделавшего его мастера.
Но сначала нужно хотя бы определить – фарфор перед вами или нет? Типы керамики различаются между собой, и различия эти столь весомые, что определение материала изделия – процесс очень простой.
В первую очередь проверяем требуемое изделие на прозрачность, подставив его под источник яркого света. Настоящий фарфор почти в любом случае будет прозрачным, другая керамика – нет.
Потом – цвет изделия под глазурью. Неглазурованный материал часто проступает в районах ободка или основания, но если и эти места покрыты глазурью – требуется найти какой-нибудь скол или трещину. По цвету этого материала и определяем вид керамики: если этот цвет – от жёлто-белого до тёмного коричневого – значит, «каменная» керамика. Белоснежный – кремовый  —  значит, фарфор. Всё просто.
А вот определить, мягкий фарфор или твёрдый – действительно проблема. Тут нужно полагаться на чувство осязания. Мы проводим по месту скола пальцем: если ощущаем, что поверхность – зернистая, значит предмет почти наверняка из мягкого фарфора. Ещё он кажется более тёплым (поднесите к лицу, чтобы определить наверняка: там кожа чувствительнее). Твёрдый же фарфор холоднее и сколы на нём обычно гладкие.
Глазурь – тоже отличная подсказка при определении изделия. Самая популярная – густая оловянная, характерна для фарфора из Лондона периода XVII века. Существует она и в голубом варианте; такая глазурь использовалась французскими мастерами.
А ещё глазурь образовывала неровную, словно апельсиновая корка, поверхность. Здесь нужно старательно искать зелёную или синюю глазурь, набившуюся в трещины.
По декору можно определить примерный временной отрезок, в который было изготовлено изделие.  Например, самая старая керамика украшалась путём вырезания определённых мотивов, новый фарфор же – в Технике передовой печати. Виды декора определяются на ощупь, а эмаль сверху глазури выпирает.
Реставрировался ли фарфор или нет, можно определить по звуку, получаемому при постукивании по предмету: новое изделие, не подвергавшееся восстановительным работам, звенит при лёгком постукивании, реставрированное же звучит очень глухо и довольно тихо. Главное — не перестараться (и уж точно не стучать по фарфоровым кружевам, если имеются).

Запись опубликована в рубрике Немецкий фарфор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.