Рококо

Вообще, книга была ориентирована именно на аристократов, однако инструкции, которые в ней также присутствовали, пригождались обычным краснодеревщикам. Они могли взять рисунок из книги и его скопировать, причем никто бы не обвинил их в плагиате, так как сам автор книги разрешил брать мотивы рисунков для создания своих работ.

У  Чиппендейла не было большой команды, которая работала с ним над книгой. Напротив, у него был всего лишь один единственный помощник – Граве Матиас Дарли, если не затрагивать, конечно, тех, кто уже помогал реализовать написанную работу: печать книги, ее оформление, тиражирование и тому подобное. Когда книга автора уже была опубликована и поступила в продажу, Чиппендейл был самым лучшим краснодеревщиком Лондона. В скором времени объем изготовляемой продукции от его имени сильно вырос. Все благодаря тому, что «номер один» перестал самостоятельно создавать что-то, он лишь командовал своими подчиненными, давал им советы и уроки. Всего в его команде было 40 отличных мастеров. Чиппендейл знал, где найти профессионалов своего дела, знал, как заработать большие деньги на своих работал. Его бизнес стремительно рос, в скором времени этот человек стал ведущим производителем мебели.

Успех Чиппендейла также помог многим мастерам выпускать свои книги образцов. В 1740 году особо востребованным стал стиль «шинузари», из-за чего мастер решил нарисовать несколько потрясающих изображений, связанных, прежде всего, с мотивами китайской продукции. В то время она была особенно популярна.

В скором времени такой стиль разлетелся по всей Европе, и он уже перестал казаться таким ярким, оригинальным как раньше. Не было тех экзотических деталей в шинарузи. Чиппендейл это понял и практически сразу же среагировал: начал проектировать мебель с концами в виде пагод, небольших колоколов, работал с резными мотивами. Мебель данного производителя была не только красивой, но и удобной, качественной, долговечной. На качество своих работ Чиппендейл уделял больше внимания, чем на внешний вид. Чаще всего для создания мебели мастер использовал неокрашенное темное полированное красное дерево в качестве материала. В работах производителя практически всегда присутствовали различные орнаменты. Он любил их вырезать, и у него это здорово получалось. Чиппендейл плотно сотрудничал с братьями Адамсами. Они у него закали достаточно много мебели, хотя сами были тоже талантливыми мастерами.

Как мы уже сказали, мастер работал с китайскими мотивами, и по сей день его работам, связанным с китайской продукцией, подражают. Если Чиппендейл брался за какой-то стиль и мотив, он доводил свою работу до совершенства. Именно поэтому его произведения остаются неповторимыми. Мебель в Америке в то время успешно развивалась как раз таки благодаря данному производителю, он оказал некоторое влияние даже в Германии. Умер Томас в 1778 году. У Чиппендейла было 11 детей, и один из его сыновей, тоже Томас, взялся за производство мебели и занимался этим бизнесом целых сорок лет. Сотрудничал его приемник с известным мастером Томасом Хэйгом. Вместе они добились больших успехов в сфере создания мебели.

Жан Оноре Фрагонар – это последний известный живописец, работавший в стиле «рококо». Он создавал великолепные пейзажи, портреты. Самое интересное в творчества Жана то, что он не преследовал модные тенденции, он просто создавал шедевры, не загоняя себя в какие-то определенные рамки. Родился Фрагонар на юге Франции, в прекрасном городке Грасса. Позже перебрался в Париж, где и узнал, что такое живопись. Его наставником был Жан-Батист-Симеон Шарден, а позже Буше.

Буше действительно серьезно повлиял на творчество мастера. Он всегда прислушивался к го советам, брал его сюжету и приемы. Можно сказать, Жан просто научился работать со стилем своего мастера, при этом никто его никогда не обвинял в копировании произведений, да и сам учитель был рад тому, что его ученик сумел достичь больших высот. Большинство произведений Батиста выполнены в стиле «рококо». Причем многие из них весьма хорошо сохранились до нашего времени. Сейчас их, конечно, на рынке антиквара не найдешь, а вот на крупных музейных выставках Европы вполне можно полюбоваться на его творчество. В Америке, кстати,  Шарден также известен и по сей день. Симеону был предоставлен доступ в огромный дом известного коллекционера Кроза. Именно там мастер проводил большую часть своего рабочего времени. Он много изучал картины, но после большинство картин были выкуплены Екатериной II для Эрмитажа, и Жан перестал посещать дом Кроза. В 1752 году Буше настаивает на то, чтобы его ученик принял участие в академическом конкурсе на Римскую премию. Фрагонар сразу же соглашается, и, как оказалось, не зря, он одерживает победу в этом конкурсе. Призом победы была поездка Рим, а также предварительное обучение в элитной школе покровительствуемых учеников. Директором этого заведения был Карл Ванло. Жан потратил 4 года на обучение в данной школе. Академия в Риме была форпостом французской академии за рубежом самой Франции. Многие мастера со времени Возрождения с разных стран ездили в Италию, дабы познать, что же на самом деле из себя представляет античное и ренессанское искусство.

Фрагонар сумел заняться итальянскими пейзажными рисунками благодаря двум людям: Гюберу Робберу и аббату Сен-Нону. Первого называли «живописцем руин», второй был меценатом и делетанта-гравером. Эти два человека для Фрагонара открыли новую страницу творчества, и он был по-настоящему вдохновлен.

Именно здесь Фрагонар открыл для себя новый «уголок» творчества. Ему удалось создать праздничные и яркие рисунки, которые до этого момента в его работах замечены не были. Для Фрагонара также важна стала поездка в Неаполь, поначалу он отказывался от такого путешествия, однако, позже все-таки решил поехать в этот город. И, как оказалось, не зря. Именно здесь ему удалось познакомиться с раскопками Помпеи. Во Францию он вернулся далеко не сразу. По пути Фрагонару удалось побывать во многих живописных провинциальных городах. И эти, так скажем, остановки, дали серьезный толчок для создания будущих шедевров. Больше всего мастеру понравилось в Венеции. Здесь его удивила живопись Тинторетто. Для него стиль исполнения этого художника был каким-то новшеством. Ведь неспроста позже Фрагонар создал несколько работ, которые были с большими оттенками к творчеству Тинторетто. Но больше всего Фрагонар вдохновлялся Тьеполо. Для него Тьеполо был настоящим идеалом. Всего Фрагонар путешествовал целых пять лет. И по истечению этих пяти лет наконец-то оказался дома – во Франции. Вернулся в Париж мастер вместе с Сен-Ноном. Во время путешествия они всегда были вместе.

В 1765 году Фрагонар выставил свою картину «Корез приносит себя в жертву, чтобы спасти Каллирою» на Королевский академический конкурс. И Фрагонар все же был принят в эту академию, причем без каких-либо раздумий. Удивляться этому не стоит, ведь живописец достаточно долго стремился к вступлению в Королевскую академию. Картина, которую он представил академии, была настоящим шедевром. Все критики буквально восхваляли это произведение. Академия была уверена, что это далеко не предел творчества живописца, что он создаст еще что-то потрясающее. После того, как умерли Карл Ванло и Жан-Батист Дезз, в академии не было действительно талантливых живописцев, поэтому все надежды возлагались именно на Фрагонара.

Картина, представленная на конкурсе Фрагонаром, практически сразу же была куплена для королевской мануфактуры гобеленов. Комиссия академии заявила живописцу, что хочет, чтобы он создал еще одну картину, которая произвела бы не меньшее впечатление. После такого прорыва в творчества живописца, ему начали приходить самые разные заказы, как от частных лиц, так и от крупных мануфактурных заводов. Уже во второй половине 60-ых годов Фрагонар взялся за эротические сюжеты, за фантастические портреты. Работал живописец и в галантном жанре. А позже начал создавать самые обычные для нашего времени портреты, для того времени они были неким новшеством.

На этом момент Фрагонар уже был на пике своего творческого успеха. За его достижения в академии живописцу дали квартиру и мастерскую в Лувре. А эти две недвижимости стоили в то время огромные деньги. Но вот Карла Ванло и Дезза живописец все же не превзошел. А вот Буше – вполне. Если раньше многие мануфактуры обращались к Буше, то сейчас все заказы достаются Фрагонару. Все дело в популярности живописца. О Фрагонаре говорили, его знали, именно поэтому ему и доверяли.

Нельзя не отметить отличные декоративные работы живописца. Больше всего известность заполучила серия из пяти огромным панно в вертикальном формате, которую чаще всего называют «Стадия любви». Заказ на эту серию картин подала мадам Дюбарри в 1660 году. На сегодняшний день серия картин находится в Нью-Йорке, причем она сохранилась в весьма хорошем состоянии. На этих произведениях были заметны черты зрелого стиля мастера. Пересечение резких красных пламенных тонов и жемчужных оттенков палитры Буше – это что-то новое. Благодаря такому пересечению в его работах появлялись светлые эффекты. Свет в буквально смысле «оживлял» поверхности, а самое главное, растворял их формы. В декоративной сфере Фрагонар все же с легкостью обошел Буше.

Нередко можно услышать, что творчество Фрагонара – это сплошное однообразие. Однако, это совсем не так. Если подробнее углубиться в его произведения, то можно понять, что они уникальные. Умение работать с декорами, чувствовать свет и цвет, грамотно передавать движения, создавать уникальные черты для своих произведений. Все это ему удавалось делать в абсолютно любых жанрах. В таком случае разве может идти речь о каком-то творческом однообразии? Конечно же, нет.

В начале 70-ых годов начала назревать революция. Из-за нее академия перестала быть частной и присоединилась, так сказать, ко всему королевству. Какая-либо независимость уже практически полностью отсутствовала, хотя борьба за нее в Париже все же была. В Школе Академии святого Луки ситуация была не лучше: многие выставки, произведения были запрещены к массовому показу. А многие талантливые художники просто замкнулись.

Salon de la Correspondance – это место, которое сумело до 80-ых годов свободно существовать. Именно поэтому иногда здесь проходили выставки работ Фрагонара. Но в 1787 году королевство узнала о этих выставках, и они, как вы понимаете, навсегда превратились. Но творчества живописца продолжало существовать, он работал над новыми произведениями. Так, например, была создана огромная серия аллегорических картин, которые сразу же после их написания становятся популярными. Больше всего хочется отметить такие произведения, как «Фонтант любви», «Обет Амуру», «Призвание «Амура», «Пробуждение природы». Прекрасные картины, которые были связаны с праздничными украшениями города Парижа. Именно в 80ых годах Фрагонар в своих произведениях сумел объединить все стили, с которыми он работал до этого времени. Также эти работы были напрямую связаны с представлениям Жака-Луи Давида, который проявил себя во время революции.

Фрагонар добился больших успехов в искусстве также благодаря переплетению нескольких стилей. Но уже в 80-ых года это переплетение в его работах практически отсутствовало. Когда шла Великая французская революция, живописец работал над рисунками к роману Сервантеса Дон Кихота и басням Лафонтена. Наверное, именно из-за этой революции эти работы у Фрагонара получились весьма впечатляющими.

Некоторое время художник посвятил также миниатюрам. Персонажами этих миниатюр были головы детей, красивых девушек, женщин и так далее. Например, в 80-ом году ему удалось создать потрясающий портрет своей жены в огромной шляпе черного цвета. Сейчас эта работа находится в Копенгагене. Но за два года до этого, в 1788 году, Париж узнал, благодаря газетам, о гравюре с новой картиной живописца, которая получила название «Поцелуй украдкой». Эта картина практически сразу же завоевала популярность. Она считалась шедевром эрмитажного собрания, и, естественно, вызывала у зрителей невероятное восхищение. Была еще одна подобная картина у Фрагонара, она называлась «Контракт». Однако, непонятным образом она исчезла, и до сих пор неизвестно, что же  с ней на самом деле случилось. Это позднее творчество Фрагонара. Благодаря таким работам живописца сформировались еще два выдающихся художника: Луи-Леопольд Буаиль и Маргарит Жерар, с которой, кстати, работал сам Фрагонар.

Уже в 1794 году выдающийся художник стал членом Музейной комиссии. В то время это была крупная организация, владеющая огромной музейной коллекцией. Самое интересное, что эта коллекция формировалась из работ Лувра. Лувр стал музеем на год раньше, в 1793 году. Фрагонар проработал членом комиссии три года: с 1794 по 1797 году. Попал он туда благодаря члену Конвента Жак-Луи Давиду, который порекомендовал живописца как талантливого творческого человека. За три года Фрагонар проявил себя в Музейной комиссии исключительно с положительной стороны. После ухода из комиссии он двигался дальше по карьерной лестнице. Уделял много внимание в создание Лувра. С 1797 по 1980 году работал «контролером перевозок» в Версале. Перевозили в то время различные французские и зарубежные картины, которые стояли вполне приличные деньги. Но в 1800 году Фрагонар был уволен с этой должности, так как работы для него уже просто не было. Доживал последние годы живописец не самым лучшим образом. Он был трудолюбив, талантлив, но несмотря на все эти качества, занять ему себя было просто нечем. В 1806 году, 22 августа, Фрагонар скончался.

Запись опубликована в рубрике Антиквариат и Коллекционирование с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.