Севр, Париж

Основные поставщики фарфоровой продукции в 18-ом веке – Париж и Севр. В Париже, кстати, была не одна крупная мануфактура, а 15 более мелких, но вместе они представляли собой крупнейшего производителя фарфора чуть ли не во всей тогдашней Европе. Оба города примечательны своим фарфором: Севр сначала делал мягкий кремовый фарфор со скромными украшениями, потом – ярко расписанный и украшенный. Париж же первое время занимался чёрно-белым фарфором, а к середине XIX века попросту начал копировать стиль Севра.

Основные отличия марки:

Первые севрские работы были шикарно расписаны: тонкими мазками на них наносились мотивы с картин Ватто и чем-то всё это напоминало работы Франсуа Буше. Бирюзовая роспись выступала в качестве фоновой, а если использовалась позолота, то очень густая: настолько, что складки её можно ощутить, если прикоснуться к поверхности.
Логотип – две «L», символизирующие время правления Людовика XV.
Чаще всего данные изделия декорировались узорами из цветов, но нередко мастера мануфактуры обращались к античности: они заливали изделие синим красителем и позолотой, а потом покрывали элементами декора вроде различных завитков и фарфоровых голов.
Шедевры фарфора Севра периода 18-го века из Эрмитажа.

Время повального увлечения русского народа французской культурой и искусством давно уже прошло, однако разнообразные коллекции могут вернуть нас к тем временам. Например, пусть это будет даже коллекция всем известного Эрмитажа. Он примечателен тем, что в нём – одно из самых лучших в мире собраний фарфора из Франции, выпущенного в 18-19 вв., и весьма почтенное место там отведено фарфору Севра периода 18-го века (высший расцвет предприятия). Севрские изделия, находящиеся в Эрмитаже, демонстрируют развитие французских традиций творчества и декорирования.

В 1745 году была основана ещё одна легендарная фарфоровая фабрика, венсеннская. В то время она находилась в синдикате под управлением Орри де Фюльви. Орри смог получить все необходимые привилегии, более того – он заручился финансовой помощью самого короля Людовика XV, в 1753 году ставшего пайщиком компании.  В 1756 году этот завод перевезли в Севр, а в 1759-ом Людовик XV решает стать единственным владельцем производства: он рассчитал остальных пайщиков и отныне был ответственен за все финансы компании. Фаворитки Людовика – мадам де Помпадур и мадам Дюбарри – стали покровительницами производства, а в честь первой даже впоследствии назван один из популярных севрских цветов – «розовый Помпадур». Здесь работало немало отличных художников и скульпторов, способных прекрасно работать и с привычным фарфором, покрытым глазурью, и с бисквитом, мягким фарфором, при виде которого немедленно навевались статуи античного стиля.

Бисквитные скульптуры были настоящими произведениями искусства, поэтому именно они считаются верхом мастерства севрских рабочих. Популярнейшим вариантом украшения севрских работ был цветочный декор. Самый старый фарфор в коллекции – царское имущество, и первая вещь из таких – это подарок Людовика XV Елизавете. Позднее, в 1957 году маркизом Л’Опиталем, отправившимся в Россию в качестве французского посла, на царский двор было привезено множество севрских изделий.

Следующее обновление царской коллекции сервизов произошло в 1779 году, когда «Сервиз с камеями», заказанный самой царицей в 1777 году специально в подарок князю Потёмкину, наконец приехал в Петербург. Данный сервиз пролежал в Таврическом дворце до 1872 году, после чего был перевезён в Зимний дворец.
В 1782 году Павел Петрович и Мария Фёдоровна посетили Францию, из которой назад привезли шикарно украшенную вазу Башелье, считающуюся одни из действительно уникальных творений Севра.
В 1750-х годах Севр прославился своими уникальными цветными фонами, наносившимися на мягкий фарфор. Формами и декором сервиз напоминает стиль Людовика: плавные черты, позолота, ажурные орнаменты.
Венсеннский фарфор середины 18-го века своим декором похож на что-то китайское: тёмно-синий цвет фона, фантастические птицы золотого цвета. Технологическое развитие в конце 18-го века позволило фабричным мастерам создать новые эффекты на чёрном фоне твёрдого фарфора. Теперь вместе с золотом изделия иногда украшались платиной, вставшей на замену тускневшего серебра, что делало их ещё более дорогими и исключительными.
Одно из главных достижений севрской мануфактуры – производство фарфора с превосходными цветными фонами. Они использовали неудобный для формирования и обжига мягкий фарфор, однако именно он позволял получить такие цвета при росписи, которые были просто недостижимы для твёрдого.  Толстый слой красок смешивался с глазурью, начинал своеобразно блестеть.
Венсеннская сахарница из Эрмитажа – одна из первых работ мануфактуры, выполненная в жёлтом цвете. Вообще, жёлтый цвет – один из самых тяжёлых цветов при работе, жёлтых работ весьма мало – и почти все они расписаны миниатюрами. В 1752 году начали изготавливаться изделия не просто жёлтого цвета, а ещё и расписанные цветами и птицами, чуть позже – синим красителем.

 

Сплетённые LL, датировка «gg», мягкий фарфор.

Неизвестно, зачем, но Мария-Антуанетта в своё время тоже обращалась к севрским мастерам. Возможно, новый сервиз планировался для украшения её личных апартаментов. Так или иначе, в 1784 году он уже был готов, а Людовик XVI подарил его Густаву III, королю Швеции. Тогда завод начал делать точно такой же сервиз для королевы. Он был сделан чуть позже, но в том же, 1784, году; первый сервиз был готов в январе, второй – в августе. Оба сервиза давно уже разошлись по миру и теперь частями лежат в музейных и частных собраниях. Впоследствии непримечательные васильки стали чуть ли не королевским символом, поскольку по требованиям Марии были использованы в целых трёх сервизах, заказанных ею, но они были не единственными цветами, которыми украшался фарфор из этого сервиза: помимо них широко применялись розы, анютины глазки, а крышка украшена плодами артишока, покрытыми позолотой.
Ваза в форме гондолы – одно из уникальных Севрских изделий, сделанное в самом начале работы фабрики. Наполнялось лепестками и цветами, часть из которых перед наполнением сосуда выдерживалась не один год.
Декор, обрамлённый орнаментом из позолоты и копирующий формы вазы, роспись – полихромная, стиль Буше.

Высокая крышка составлена из 4-х сегментов, по форме напоминающих грушу и декорированных расписными цветами – розами, гвоздиками, нарциссами.
Ваза в форме луковичной грядки (название пошло от четырёх цветочных альвеол) расписана синей краской на дне (не столько элемент декора, сколько попытка скрыть трещину, полученную в результате изготовления).  Эти вазы были созданы в очень маленьком объёме и почти всегда являлись подарочными.

Бисквит

В 1749 году на заводе появляется новая, доселе неизвестная европейцам технология изготовления фарфоровой статуи из бисквита, не глазурованного и не расписанного.
Статуэтки детей скоро стали любимой севрской темой, прославили мануфактуру и породили множество подражателей. Это не те дети, которые в аллегорической манере изображали то времена года, то искусство или науку. Теперь это – люди: крохотные крестьяне, музыканты, садовники, ремесленники.

Жан-Жак Башелье заново изобрёл фарфор: его идеей была отправка фарфора на обжиг сразу, без глазурования. С этой задумки начинается история знаменитого бисквита Севра, чуть шероховатого и нежного, не растерявшего своей славы и сейчас.

Большая часть парижского фарфора не была снабжена эмблемами: лишь на некоторые из них ставились две сплетённые LL – попытка подделать клеймо Севра. Оно, кстати, подделывалось чаще всего.

Запись опубликована в рубрике Севрский фарфор с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.