Серебрение. FRAGET (Фраже). E.P.N.S. ALPACCA

Начинающие инвесторы из-за наивности зачастую приобретают массив серебра, даже не подозревая, что купили посеребренный металл. А все из-за приманивающего числа «84». Такое серебро стоит больших денег, почему бы не купить сейчас его по невероятно низкой цене? А потому, что никто «84» пробу продавать дешево не будет, если только это не подделка. Но если вы начинающий коллекционер, то наверняка вам ни цифра 84, ни 100, 120, 150, 13, 20 и так далее ни о чем не говорит. А означают эти цифры то, сколько грамм серебра было затрачено при производстве того или иного изделия.

Подобное нововведение в антикварный мир ворвалось в 1850 году. Именно в этот год появились первые экземпляры, на которых были указаны эти «таинственные цифры». Примерно в это же время начали зарождаться и первые подделки, а почему бы и нет? Тогда не было каких-то современных технологий, которые бы могли вывести мошенников на чистую воду.

 

В середине девятнадцатого века начали производиться посеребренные столовые приборы. Производство началось в Германии, но не особо эффективным оно было по тем причина, что электроэнергия была ограничена, а тратить его приходилось действительно много. Также с электрическим током были проблемы – он не выдерживал должной нагрузки, из-за часто производственные процессы просто останавливались.

Проводилось немало полезных экспериментов исследователями. И вот их результаты. Экспериментаторы взяли одну небольшую ванну и поместили в нее двенадцать столовых ложек и двенадцать вилок. И, конечно же, взяли чистое серебро – ровно девяносто грамм. После осаждения серебра получилось так, что на испытуемых предметах полностью закрепилось серебро. Но работа эта была трудоемкой, поэтому такие приборы изначально стоили совсем недешево. Был замечен еще один факт – на дюжине ложек чуть больше остается серебра, чем часть используемых девяносто грамм. Это объясняется тем, что у ложки поверхность больше, чем у вилки. Так как была использована гальваническая ванная, процесс не занял относительно много времени, но если бы ванна была несколько большее, процесс металлизации происходил бы гораздо дольше.

А что же будет, если использовать не двенадцать столовых предметов в паре, а больше?

1. Металлизация была бы гораздо толще в том случае, если предметы были более-менее близки к серебряным адонам;
2. У частей, которые дальше всего находятся от адона, не было бы должной металлизации. Другими словами, одна часть была бы полностью покрыта серебром, а другая лишь частично.

И вот, после проведенного эксперимента в Германии начали производить экземпляры именно по таким стандартам, то есть 12+12 на 90 грамм серебра. С этого момента на предметах и начала указываться цифра «90», которая как раз таки говорила о том, сколько грамм драгоценного металла было задействовано в создании предмета. Предметы с «90» были не самыми дешевыми, к более бюджетным экземплярам стоит отнести пробы «40» и «20». А вообще, есть и 60. На пробе «20», конечно, металлизация была очень тонкой. И это было даже внешне заметно.

После того, как процесс металлизации был окончательно изучен, «в ход пустили» не только ложки и вилки, но и другие столовые предметы, такие как ручные ножи, небольшие ложки и многое другое. Причем серебряный слой у них совсем не отличался от первых испытуемых столовых приборов. Так как процесс этот ничем не отличался от изначального, клеймо решили не менять, а оставить такое же, то есть «90». С приходом новых методов процесс занимал гораздо меньше времени и позволял увеличить количество производимых экземпляров. Но даже несмотря на это, клеймо не менялось, потому что толщина металлизации тоже оставалось прежней.

Но с приходом современных технологий серебряные столовые приборы перестали быть роскошью, приобрести их мог каждый среднестатистический житель. И тут-то этот житель начал задаваться вопросом: а сколько же в экземплярах на самом деле серебра? Изготовители пошли навстречу покупателям, поэтому начали выпускать еще одну марку, благодаря которой покупатель знал, сколько веса серебра в том или ином приборе. Этот способ, кстати, позволил увеличить свою прибыль многим компаниям.

Экземпляры, производимые в дюжинах, неважно какие столовые предметы, всегда клеймятся весом серебра. Вес драгоценного металла зависел от размера прибора. Допустим, вилки и ложки клеймились «45» числом, более маленькие примеры «30» число. Мы клоним к тому, что толщина металлизации не была разной у разных предметов. Просто наносилась она в различном количестве из-за размера экземпляра. То есть, используя меньшее количество серебра, например, для мелкого предмета, можно было добиться той же металлизации, которая также свойственная столовой ложке.

Экземпляры, выставленные на продажу в частном или парном виде, также носили клейма, но наносилось клеймо только на один экземпляр.

Да, возможно, сейчас вам процесс не понятен, поэтому объясним все на примере.

Допустим, у вас в руках столовая ложка, клейменная число «90» и «30». В итоге, можно сделать вывод, что около четырех грамм серебра использовали в процессе металлизации на данный предмет. Еще возьмем в пример такой столовый прибор, как сахарный совочек. Если он клеймен числами «90» и «2», то получается, примерно два грамма серебра было задействовано в металлизации. То же самое со всеми остальными столовыми приборами, неважно, какой их размер. Как мы уже сказали, процент металлизации никак не сказывается на размере.

Такая система маркировки зародилась в Германии. И довольно быстро она разошлась по всем другим европейским странам, подарив многим изготовителями серебряных изделий успех.

Плакирование серебра

Есть такое серебро, которое можно назвать «почти серебром». Не путайте данный материал с процесс серебрения. Такие экземпляры покрываются небольшими листами серебра. То есть, как таковой металлизации не происходит.

Раньше внутрь подставок, ножек каких-то предметов и других каких-либо оснований, изготовленных из листьев серебра, заливали многие сплавы. А нужно это делать было для хорошей устойчивости и во избежание появления дефектов. Однако, наивный покупатель может подумать, что здесь вовсе не сплав олова или свинца, а настоящее серебро, он может позже разочаровать и предъявить претензии к изготовителю. И изготовители поняли, что клеймить подобные предметы нужно обязательно. Если сравнить сплав различных смесей с количество серебра, потраченного на экземпляр, то примерно 90% здесь будет сплава и 10% чистого серебра.
Мы хотели бы также рассказать еще о плакировании. Что это такое? Благодаря плакированию создается термомеханическое покрытие. То есть, на предметы наносится металлический лист, проволка, трубы. Процесс сложно описываемый, да и вряд ли он вам пригодится. С помощью плакирования изготовители научились соединяться листы меди с листами серебра. И уже после плакирования им удавалось создавать створки медальонов, шкатулок и других подобных предметов. Еще один важный момент – на внешней стороне всегда было именно серебро, а вот на внутренней медь. В принципе, сделано так было исключительно в плане декора. Потому что серебро все-таки красивее меди.

Фраже FRAGET (1824 – 1939).

Фраже – это известная фабрика в Варшаве, занимающаяся изготовлением предметов из плакированного серебра и мельхиора. В одно время Фраже также занималась изготовление серебряной продукции.

Историй компании началась в далеком 1824 году. Изначально фабрика носила названия «Братья Фраже», потому что была основана двумя братьями. Однако, спустя три года после основания один бран Альфонс решил покинуть должность учредителя компании, поэтому остался один единственный владелец фабрики – Иосиф Фраже. Именно в этот момент компания и стала называться «FRAGET». Следующим владельцем стал сын Иосифа – Юлиан. В более чем десяти городах открылись фирменные магазины бренда. Мария — дочь Юлиана, заполучила в свою руки фирму после смерти своего отца

В 1919 году фабрика начала производить изделия из недрагоценных металлов. Помимо этого, занималась военными заказами в Варшаве. Причина такой резкой смены деятельности компании неизвестна.

E.P.N.S. – аббревиатура метода посеребрения

Опытные коллекционеры наверняка часто встречали на английской посуде такую аббревиатуру. А все началось в 1840 году. Именно в этот год производитель Elkington разработала способ электрохимического нанесения серебра на металл изделия. Сегодня, кстати, первые предметы, созданные такие образом, встретить можно очень редко, соответственно, цена на них высока. А вот подделки вас ждут на каждом шагу, псевдо клейма сейчас создаются быстро благодаря технологиям, но, конечно, их качество оставляет желать лучшего. Любой коллекционер мигом сможет отличить фальшивку от оригинала.

Нанесение фальшивых клейм прекратилось в 1896 году. Вышел закон, запрещающий подобную процедуру. С этого момента подобные предметы были обязаны носить клеймо EPNS. В расшифровке — ElectroPlated Nickel Silver. Метод гальванопокрытия был в то время как никогда актуален, поэтому этот закон был действительно нужен. С клеймом все понятно, вот только год выпуска подобных изделий неизвестен, определить его с точностью практически невозможно. Правда, есть изготовители, которые указывали дату. К таким фирмам можно отнести Elkington & Co. И на таких изготовителей коллекционеры обращают внимание больше всего. Конечно, опытный антикварщик может и без указанной даты приблизительно узнать дату изготовления того или иного изделия по его стилю, но о точности говорить нельзя.

В современной Индии, кстати, дабы уменьшить стоимость продукции, процесс производства немного изменился. То есть, экземпляры изготовляли из латуни и других легко доступных металлов, на которые в дальнейшем наносили никель, а на никель серебро. Микрон – это величина, обозначающая степень покрытия серебра. Если у изделия один микрон, то покрытие очень тонкое, а, значит, серебрение качественное. Технология EPNS не потеряла свою актуальность, и по сей день с ней работают современные изготовители.

Подводя итоги, хочется пояснить начинающим коллекционерам, что если у вас в руках экземпляр с данной аббревиатурой и клеймом одной из известных изготовителей, то, без каких-либо сомнений, данное изделие обладает высококачественным английским серебрением на никеле.

Есть еще популярная маркировка серебрения, но в наше время ее встретить удастся нечасто. ALPACCA, или же ALPACA. Это никелированный металл, который получил свое название ближе к концу девятнадцатого века.

Запись опубликована в рубрике Антиквариат и Коллекционирование с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.