Скульпторы-Художники статуэток Мейсен

Иоганн Фридрих Бёттгер

В период Бёттгера, основателя фабрики, изделия получались невероятно твёрдыми и непривычного, тёмно-красного, цвета. Материал странного цвета был назван Беттгеровской керамикой. Она производилась только до 1717 – 1718 годов (всего 8 лет с момента открытия фабрики), поэтому пользуется заслуженной популярностью у коллекционеров.


Основная масса фарфора тех лет была скопирована с китайских оригиналов и европейских изделий, но стеклянных и серебряных. Любимыми стилями мастеров фабрики, которым они подражали, были Йиксинг (китайский фарфор) и барокко (европейская продукция).
В те годы фабрика ещё не была сфокусирована только на фарфоре: помимо него она изготавливала каменную посуду. Самый первый фарфор Мейсена, изобретённый самим Бёттгером, был кремового цвета и покрывался толстым слоем глазури. Своими формами изделия из него были похожи на керамические изделия, либо эти формы просто брали от оригинального китайского фарфора. Декорировался фарфор тех лет рельефами, резьбой, полировкой и росписью драгоценными металлами, но большая часть тех изделий попросту не украшалась: фигурная пластика тогда ещё не имела эстетического значения.

 

Иоганн Грегор Хёрольд

В 1720-1730 гг. фабрика наконец перешла к росписи фарфора красками, а произошло это благодаря Й. Г. Хёрольду – лучшему художнику мейсенской мануфактуры. За годы своей работы на производстве он успел ввести целую палитру новых, ярких красок. Другая его заслуга – идея расписывать изделия сюжетами на китайские темы, цветами и сельскими пасторалями. Ещё он любил драконов, львов и экзотических птиц, и его любовь нередко выходила на изделия в виде рисунков. Отдельно стоит отметить потрясающие миниатюры, которые в Мейсене также наносились на изделия: миниатюры эти были необычайно высокого качества, и не было в этой области никого равного мейсенским мастерам.
Но роспись наносилась не так, чтобы один и тот же рисунок был сразу и на обычном кубке, и на гигантской вазе, предназначенной для короля. Если цветы можно было встретить на любом виде изделий мейсенской мануфактуры, то на изделия для королевского двора наносилась совсем другая роспись – более сложная технологически, но куда более красивая. Одним из видов такой росписи считались мотивы с картин А. Ватто и пейзажи (чаще всего – морских берегов). Продукция с такими рисунками в 1740-1765 гг. была доступна только королю и его приближённым, но в 1765 году это ограничение исчезло: теперь мейсенское изделие даже с самым сложным рисунком мог приобрести обычный человек.
Немало гравюр на меди было взято из королевской библиотеки, специально купленной для мейсенского производства (например, только в 1741 году г. Брюль приобрёл 230 медных дощечек с оттисками картин). Это позволяло мастерам получать новые идеи, которые Хёрольд переводил в художественные рамки в своём собственном стиле.

Й. Хёрольд управлял 30 художниками и 10 подмастерьями, специализировавшихся в области декора фарфоровых изделий. Оставшиеся работники рисовали рамки на панно или только покрывали изделие позолотой. На декор мейсенского фарфора до конца 1740-х годов оказывал влияние один стиль – шинуазри, но потом восточный стиль росписи почти полностью вытесняется европейским.
Этот период жизни фабрики известен именно тем, что мастера-керамисты, изготавливавшие рельефы, начали вытесняться художниками, которых на фабрике было немало. Известнейшими из них были сам Й. Хёрольд, И. К. Рипп, И. К. Горн и И. Эренфрид.
Идея привлечь к производству фарфора художников и попробовать сменить вид украшения изделий была очень успешна: именно большое количество отличных ходожников на предприятии и позволило пойти мануфактуре своим путём развития, сделавшим её одной из известнейших фарфоровых фабрик мира.

 

Иоганн Готлиб Кирхнер

В 1727 году на фабрику пришёл работать новый скульптор, И. Г. Кирхнер. Уже в 1730 году он становится мастером-модельером, а немного позже – получает заказ от самого Августа Сильного. Этим заказом было изготовление больших моделей животных и птиц из фарфора. По планам Августа, они должны были быть выставлены в Японском Дворце в Дрездене. Кирхнер принял заказ.
Этот проект стал самым амбициозным за всю жизнь мейсенской фабрики. В галерее дворца собирались разместить фигуры 296 млекопитающих и 297 птиц. И все их нужно было сделать из фарфора. Планировалось, что почти шесть сотен фарфоровых изваяний станут лишь украшением к комнате, в которой предполагалось выставить целую коллекцию мейсенских изделий.
Но грандиозный заказ Кирхнер так и не закончил по ряду причин. И, хоть он был отстранён от работы, он успел сделать не одну прекрасную скульптуру из фарфора. Среди этих скульптур: фигуры животных и птиц (хоть  и не запланированные 600 штук), бюст шута Фрёлиха, фигура Девы Марии и Святого Франциска. Помимо этого он создал несколько фарфоровых корпусов для часов и даже висячий фонтан весьма причудливой формы: раковина, которую держал атлант.

 

Иоганн Иоахим Кендлер

В 1731 году на мейсенскую фабрику прибыл скульптор И.И. Кендлер. С приходом этого человека область мейсенской скульптуры получила столь сильное развитие, что при описании периода, который он пробыл на фабрике, можно говорить лишь о ней.
После того, как этот человек пришёл на мануфактуру, он был обычным работником всего два года: в 1733 году И. Кирхнера – руководителя модельной мастерской – уволили, а его пост занял Кендлер. Для начала он решил всё-таки выполнить заказ почти на 600 статую животных и птиц для Японского Дворца, но не успел: Август Сильный умер, и его амбициозный план – вместе с ним. Но от своей идеи создавать скульптуры зверей Кендлер не отказался и всю последующую жизнь работал в этой области; его фигурки животных из фарфора имели огромный успех и использовались для украшения стола.

Кендлер работал не только над статуэтками животных, но все его работы были прекрасны. Он делал отличные фигурки актёров, танцовщиц, крестьян, охотников – даже сложные статуэтки, изображающие галантные сцены или сюжеты мифов. Он создал целый ряд популярных серий скульптур, многие из которых выбрались далеко за пределы родной Германии и до сих пор выпускаются на многих известных фарфоровых фабриках. Такими сериями можно считать персонажей итальянской комедии масок, «Четыре стихии», «Части света», «Времена года».

Также Иоганн Кендлер известен своими шикарными многопредметными сервизами. Их обладателями были одни из самых известных личностей того времени: г. Брюль имел в собственном распоряжении знаменитый «Лебединый сервиз», граф Сулковский и И. Гоцковски обладали собственными, неповторимыми наборами. Клиентом знаменитого скульптора была даже русская императрица Елизавета Петровна; её заказ, «Андреевский сервиз», сейчас  хранится в Эрмитаже. Сервиз назван в честь высшей российской награды того времени, и на каждом предмете из набора изображены косой Андреевский крест и российский герб —  двуглавый орёл.
Каждый из этих сервизов – идеальное сочетание отлично смоделированной формы с накладными украшениями. В состав самых больших сервизов входили, помимо самой посуды, ещё и скульптуры, не имевшие никакого назначения и служившие для украшения стола.

 

Иоганн Фридрих Эберлейн

В 1735 году на фабрику пришёл ещё один модельер — И. Ф. Эберлейн. Он работал вместе с Кендлером и участвовал в моделировании крупных статуй животных, где лично оформил несколько мифологических образов, изготовил большое количество малых скульптур и посуды. Именитый «Лебединый сервиз», владельцем которого являлся г. Брюль, был сделан при его участии.

 

Питер Рейнике

Второй отличный модельер мануфактуры и, наряду с Эберлейном, помощник Кендлера, Питер Рейнике провёл на фабрике четверть века: с 1743 по 1768 гг. Большинство его работ воспринималось как творения Кендлера. Это было связано именно с тем, что Питер являлся помощником мастера. Питер действительно очень много работал с известным скульптором: вместе они создавали целые серии фигурок из фарфора, персонажей «Итальянской комедии» (для г. Вейсенфельского), серии статуэток в восточном стиле «Народы Леванта», в составе которой фарфоровые фигурки турок, персов, негров, а ещё – серии статуэток торговцев, крестьян и т.д.

 

Фридрих Элиас Мейер  

Третим человек, считавшимся помощником Иоганна Кендлера, был Ф.Э. Мейер. Мейер известен своими статуэтками в нестандартных пропорциях, придававших фигурам восточных музыкантов и пышных пути (именно их предпочитал делать мастер) комичность и схожесть с персонажами шаржей и карикатур. Его фигурки, выполненные в рокайльном стиле, всегда выделялись среди других непривычно длинным телом и конечностями, из-за чего головы статуэток меньше, чем должны быть при таких пропорциях тела. Но, как бы то ни было, даже такие нестандартные изделия Майера были очень динамичны и элегантны, выглядели «живыми», а качество их было настолько высоким, что могло сравниться с качеством работ самого Кендлера, а Кендлер считался лучшим скульптором фабрики за всё время её работы. Но два известных мастера не смогли долго проработать вместе под крышей одного производства: из-за разногласий между Кендлером и Мейером, второй в 1761 году покинул Мейсен и перебрался работать на Берлинскую фарфоровую фабрику.

 

Мишель-Виктор Асье 

В 1764 году ряды модельеров Мейсена пополнились ещё одним мастером. Новым работником стал Мишель-Виктор Асье. Он вступил в должность модельера и очень далеко продвинулся в области моделирования за время своей работы.
Асье стал основным проводником классицизма и сентиментализма в мейсенском фарфоре; под его влиянием они даже смогли вытеснить рококо. Нужно сказать, что это был тот мейсенский модельер, который всё же смог превзойти Кендлера. Пусть и в одной области – в классицизме –, но он был лучше признанного мастера, создавал творения, непосильные для Иоганна. Кендлер, кстати, потом всё же догнал Асье: в преклонном возрасте он тоже создавал прекрасные изделия в непривычном для себя неоклассическом стиле. Модельеры не раз объединяли свои усилия при работе над очередным изделием: так, вместе они разработали целый ряд скульптур, героями которых являются дети – с тех пор подобные изделия стали неизменной частью ассортимента мейсенской мануфактуры. Немалый интерес представляет серия из 40 статуй, заказанных Екатериной II для прославления собственного царствования путём аллегории. Интересная серия была названа «Ораниенбаумской».

 

Иоганн Карл Шёнхейт

И.К. Шёнхейт начал свою работу на мейсенской фабрике в 11 лет (1741 год), а уже в 1747 году был самостоятельным мастером. Более 20 лет он работал под управлением Кендлера и Асье. В своё время Кендлер пытался повлиять на художественный стиль Шёнхейта, но не смог: Шёнхейт продолжил работу в своём стиле, но нередко обращался к творчеству Асье. Это повлекло создание Шенхейтом фарфоровых изделий в новом стиле — чем-то средним между рококо и классицизмом.

Запись опубликована в рубрике (Meissen) Мейсен фарфор с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.