Фабрика фарфора Веджвуд — Wedgwood

Вот уже почти 250 лет керамика британкой фабрики WedgWood считается эталонной. Фаянс оригинальной формы и фарфор – лучшие её образцы – признаны произведениями искусства. Ими украшены собрания известных музеев – в их списке числятся даже Эрмитаж и Петергоф. Эта керамика – предмет гордости богатых коллекционеров. В своё время клиентами фабрики были многие европейские королевские семьи и очень высокопоставленные особы.


«Веджвуд»– марка изделий из керамики (фаянс, фарфор), названная в честь известного английского мастера-керамиста и предпринимателя Джозайи Веджвуда. Родился Джозайи в 1730 году в семье керамиста Томаса Веджвуда. Родина мастера – Бёрслем, графство Стаффордшир – старейший английский центр керамического производства. Успехи мастера отразили совершенно новую ситуацию в исскустве Европы: в Англии рождается романтизм, а в Италии и Франции начинает продвигаться неоклассицизм. Как раз тогда благодаря Веджвуду из «грубого и незначительного производства» изготовление керамических изделий превратилось в «элегантное искусство» —  по крайней мере, так сказано в строках на его памятнике, расположенном на родине керамиста – в Стаффордшире.

Сам он художником не был, но у него были хорошая интуиция, большой опыт, обширные знания и чувство стиля. В 1752-1759 гг. он вместе с Томасом Уилдоном пытался найти способ усовершенствовать традиционный, типичный фаянс, а уже в 1759 году создал «Айви-Хауз» (Ivie-House). В 1765 году он получил настоящий королевский заказ: королева заказала у него чайный сервиз, который он изготовил из нового «фаянса цвета сливок», отличавшегося тонкостью и слегка желтоватым оттенком, названным «королевским».

В 1769 году основал мануфактуру «Этрурия» вместе с Томасом Бентли (1730-1780), человеком искушённым в вопросах античного искусства. Так начался новый этап его деятельности. Они создали невероятно прочную массу из фаянса со спёкшимся черепком, работы из которой можно было обрабатывать такими же способами, какими обрабатывают камень: полировка, шлифовка, разрезание им не вредили. Масса была доступна в семи цветах: серо-зелёный, тёмно-зелёный, жёлтый, белый, чёрный, синий, розовый. Сам Веджвуд прозвал её «яшмовой». В 1773 г. образовался термин «черная базальтовая» или просто «базальтовая мас­са». Ещё спустя некоторое время абсолютно все изделия Веджвуда начали называть «английской массой» или «англий­ской посудой».

Название сохранилось и поныне: как и тогда, им обобщают все изделия фабрики Веджвуда. В те годы как раз велись раскопки Геркуланума и Помпеи, поэтому в Италии приобрело большое распространение увлечение античностью. Тогда Веджвуд и Бентли решили применить свою фаянсовую массу, которая отлично подходила для имитации расписных ваз времён Древней Греции, которые в то время находились на территории Италии. Предполагали также, что эти вазы расписывались воском, в технике энкаустики, но ошибочно.

Вазы Веджвуда декорировали цветной глиной, и это тоже называлось энкаустической росписью, ведь всё должно было быть похоже на античные изделия. Свои старые работы из «фаянса цвета сливок» Веджвуд не забыл и ещё возвращался к тому фаянсу: например, в 1770 году по заказу Екатерины II из него был сделан «Хаск сервиз», а в 1770-1774 гг. — « Сервиз с зеле­ной лягушкой». В конце 1750-х Веджвуд работал с Т. Уилдоном, пытаясь воспроизвести античные камеи, изготовив их копии из фаянса. Тогда мастер был уже настолько известен, что даже богатейшие коллекционеры Англии предоставляли ему античные шедевры из своих коллекций, дабы Веджвуд мог снять с них слепки и повторить их в керамике.

В 1773 году Веджвудом был опубликован каталог из 285 гемм, которые могли быть предложены покупателям. Со временем каталог расширился до 2000 названий. Веджвуд брал заказы на исполнение оригинальных портретных камней и инталий-печатей. С 1773 г. «Этрурия» стала производить «восковой бисквит» для изготовления тончайших рельефов, напоминающих те самые античные камеи. Известнейшие  из них — белые на голубом фоне, «под камеи». Их использовали как декоративные вставки: для медальонов, при оформлении мебели, каминов. Этим изделиям мастера успешно подражали: во Франции изготавливали точно такие же рельефы в технике «пат сюр пат». Медальоны из фаянса крепили в оправу из стали с «алмазной» гранью, подобной сиянию драгоценных камней. Их матовая поверхность очень эффектно контрас­тировала со сверкающими «каменьями». Этого вида изделия – комессо — в конце XVIII века носились с собой как брелоки или закреплялись на пояс. Мода на комессо распространилась и в России. После смерти Т. Бентли в 1780 году на марке мануфактуры была лишь одна фамилия: Wedgwood. Благодаря примеру Р. Адама и его лепных медальонов фаянсы Веджвуда стали использовать в новой области – в архитектуре. Так, Ч. Камерон применил медальоны Джозайи Веджвуда при отделке интерьера в опочивальне Екатерины II. Рисунки и скульптурные модели были изготовлены английским рисовальщиком Дж. Флаксманом, ранее сотрудничавшим с «Этрурией». Помимо гравюр Флаксмана были использованы гравюры Р. Адама и А. Кауффманн, модной в том время художницы. Выпускала мануфактура и мелкие предметы: пуговицы, броши, серьги – причём, в огромных, индустриальных количествах.
Вершиной своего собственного мастерства сам Веджвуд считал копию знаменитой Портландской вазы. Оригинал был выполнен из двухслойного стекла, но керамист блестяще повторил его, использовав цветной фаянс. Своим мастерством известный керамист добился огромной славы. Его изделия породили обожание, подражание, но и отторжение. Если и не отторжение – то хотя бы критику, а критиками были люди порой весьма известные и очень уважаемые – не меньше самого мастера. Известно, что сам Й. В. Гёте (писатель и, по совместительству – знаток античности) относился к даже столь мастерским работам, как произведения Веджвуда, с большой иронией. Он не назвал имени, но и без этого ясно, что речь здесь – о Веджвуде: «Умные фабриканты и пред­приниматели взяли художников на жало­ванье и при помощи умелых механических воспроизведений завлекли плохо осведом­ленных любителей… Англичане собирают со всех стран огромные деньги своими со­временно-античными керамическими из­делиями, своим черно-красно-пестрым искусством; строго говоря, от них получа­ешь удовлетворения не больше, чем от лю­бого невинного фарфорового сосуда, от хо­роших бумажных обоев или от оригиналь­ных пряжек…

Все, что производится художником механически, никогда не имеет интереса ни для него самого, ни для дру­гих». Однако, столь дерзкую оценку можно объяснить тем, что поэт не признавал никаких форм прикладного искусства, но восторгался подлинной античностью. Это и помешало ему разглядеть оригинальность неоклассицизма, проглядывавшегося в работах Веджвуда. Но Веджвуд никогда не останавливался, и это было самой сильной его защитой от критиков разных мастей. Последние произведения «Этрурии» уже не были ничем связаны с античностью, в них не ощущалась имитация античного стиля – к тому времени стиль Веджвуда и его мастеров стал совершенно самобытным. Они всё так же ассоциировались с античностью, но не более: это были уже прекрасные примеры романтического искусства. В этом новом для фабрики стиле были изготовлены композиции в виде разрушенных зданий времён Античности, колонн, «руинированных» ваз. Их изделия и сейчас не ушли от истоков: они сохранили свой стиль, не потеряли привлекательности и не потеряли популярности: как изделия фабрики назывались просто «веджвуд», так и называются поныне.

Фабрика Веджвуд – работает и в наши дни. Но «фабрика» — это теперь просто закрепившаяся часть названия компании. Сегодняшний Веджвуд – это целая империя: это давно не одна фабрика, а восемь заводов, 5,5 тысяч работников и 60% экспортируемой продукции. Это товар на любые вкусы и кошельки. Сейчас самая популярная продукция компании — «костяной фарфор». Его изобрели ещё в начале XIX века. Изготавливается такой фарфор на основе трех составляющих — фарфорового камня, глины и пыли из костей животных. За счёт включения кальция (содержится в костяной пыли) в состав смеси достигается поразительная белизна и прочность: так, если взять другого, не менее знаменитого «англичанина» — Rolls-Royce Phantom весом в 2,7 тонны и поставить его на кофейную чашечку из костяного фарфора, то материал, как это ни странно, выдержит поразительную нагрузку.

 

Запись опубликована в рубрике Фарфор (Wedgwood) Веджвуд с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.