Фабрики князя Чарторыйского

Основана в 1784 году Чарторыйским Ю. в Корце Волынской губернии.Выпускались фарфоровые (с 1790г.) и фаянсовые (до 1807г.) изделия.

Историческая справка: Клеменс Чарторыйский путешествуя по Европе заинтересовался фарфоровыми фабриками Саксонии и загорелся открыть подобное производство у себя в имении . В те времена фарфор ценился на вес золота, иметь собственную фарфоровую мануфактуру стремился и польський король Станислав Август. Заручившись поддержкой короля, состоявший с ним в родстве Ю.Чарторыйский, пригласил экспертов из Мэйсена исследовать богатые залежи керамических глин на своих землях в Волынской губернии.

Когда они подтвердили пригодность белой глины для производства фарфора, Ю.Чарторыйский с большим воодушевлением стал организовывать мануфактуру. Князь Юзеф Климент Чарторыйский заложил в 1784 году фабрику фаянса в Корце на Волыни, которая уже с 1790 года производила фарфор. Известно, что 17 ноября 1783 года был составлен контракт на 6 лет между будущей компанией, её представителя князя Чарторыйскогo, литовского стольника, из одной стороны и господином Франциском (Франтишек) Мезером, корецким директором фабрики фарфора с другой стороны. В контракте не было еще речи о продукции фарфора, а всего лишь фабрике фаянса. Из разных данных известно, что Чарторыйский замечательно оборудовал новую мануфактуру и не жалел средств на зарплату для своих директоров.

Благодаря усилиям фарфористов братьев Мезеров, выходцев из Франции, осевших в ХVIII в. в Польше, создание фарфора на польских (ныне украинских) землях впервые увенчалась успехом. Оба были хорошо образованы и имели соответствующий опыт, поэтому не приходилось сомневаться в их успехе. Уже в 1790 году, Франциск Мезер начал продуцировать фарфор на корецкой фабрике. Первые образцы фарфора были представлены королю Станиславу Августу, который одарил его перстнем со своей монограммной, а сейм дал ему титул польского дворянина. Франтишеку и Михаилу Мезерам принадлежит большая роль в становлении фарфорового производства в Польше и в Украине: они разработали рецептуру фарфора из местного сырья, усовершенствовали качество фарфоровой массы, наладили производство. Со временем Михаил Мезер приступил к организации новой мануфактуры и в Барановке. Директором живописного цеха с 1790-х гг. был художник-миниатюрист Казимир Собинский, исполнявший наиболее ответственные заказы. Например, роспись императорского кофейного сервиза на 12 персон с миниатюрными портретами императрицы Екатерины II. Екатерине настолько понравилась эта работа, что она наградила живописца, а Ф.Мезеру подарила золотую табакерку со своим миниатюрным портретом. Собинский получал 15 червоных злотых ежемесячно, кроме того имел дом с отоплением, освещением и сторожем, что на те времена представляло очень высокую зарплату. Под его руководством находились художники поляки и украинцы: Грегор Хомецкий, Антон Гаевский и Блюман, Ян Тарковский, Пётр Сухозанитов, Павел Гусевик, Пётр Завадский, Максим Лацимирский. Собинский оставался директором цеха росписи до пожара фабрики в 1797 году, после чего перевёлся обучать детей воеводы рисованию миниатюр. Слава корецкого фарфора быстро распространилась за границы Польши, поэтому Казначейская Комиссия Республики также содействовала развитию фабрики, уменьшая вывозную пошлину и освобождая транспорт от ревизии на складах. Около 1793 года, во время наивысшего расцвета фабрики, число станков достигало 86, а сидящих за точильными станками достигало 1000. В живописном цехе работало 73 работника. Эти данные демонстрируют темп развития и объём продукции. В наилучшее время фабрики выпускалось около 20 000 штук изделий ежемесячно, и главные склады были в Бердичеве и Варшаве. Производство было быстро налажено и уже в 1795 г. продукцию поставляли в Российскую империю.

Ранний период деятельности завода считается наиболее цельным и продуктивным. Фарфор начального периода продукции был чаще всего толстым, непрозрачным, крепким и твердым, однако за короткое время качество корецкого фарфора достигло надлежащего уровня. Многие исследователи отмечали, что по качеству и красоте росписи Корецкий фарфор не уступал саксонскому и был лучше венского. Внешне он более тяготел к западному стилю в фарфоре, нежели к российскому. Живопись была миниатюрной, мягкой по тону, что характеризовало эпоху Станислава. В ней преобладали растительные мотивы. Более ранние — часто стилизованные, более поздние — обычно натуралистичные, часто мелочные. Любимым орнаментом были редко разбросаны голубые цветочки (незабудки, васильки) на белом фоне. После третьего раздела Польши, в 1795 году Франциск Мезер оставил корецкую фабрику и перебрался в иминие Замойскийх в Томашове и там основал новую фабрику, а его место в Корце занял Михаил, который однако с большим трудом справлялся с большим количеством работы. Ночью с 1 на 2 января 1797 года, из-за беспечности охмелевших рабочих, которые отмечали новогодние праздники, большой пожар уничтожил огромные запасы материалов, печи для обжига фарфора и фаянса, два клада готовых изделий, а также живописный цех с целым запасом самых прекрасных саксонских, французских и китайских образцов, станки, формы и оборудование. В деятельности предприятия последовал перерыв до 1800 г.

Чарторыйский долго не решался восстановить фабрику (в это время он отсутствовал в Корце), и само восстановление было очень трудным. Потеряв желание участвовать в этом, Михаил Мезер перебрался в Барановку, где в 1803 году основал собственную фабрику. Фабрика в Корце была отстроена около 1800 года. Приглашенный на неё из Севра на должность директора, француз Шарль Меро вложил достаточно много средств в модернизацию фабрики и привлек к работе группу специалистов из переживавшей расцвет мануфактуры в Севре. Финансовые неурядицы вызывали недовольство акционеров и вероятно было причиной освобождения Меро с должности директора фабрики в 1807 году. Прежде чем это однако произошло, он смог убедить князя Чарторыйского построить фаянсовый завод в Городнице, благодаря почему фабрика в Корце могла сосредоточиться на продукции фарфора. Финансовые неурядицы вызывали недовольство акционеров и вероятно было причиной освобождения Меро с должности директора фабрики в 1807 году. Прежде чем это однако произошло, он смог убедить князя Чарторыйского построить фаянсовый завод в Городнице, благодаря почему фабрика в Корце могла сосредоточиться на продукции фарфора.

Его заменил другой француз — Петион, а более ранние инвестиции уже стали приносить позитивные результаты. Были быстро выплачены задолженности и фабрика стала приносить ожидаемые доходы. Стиль изделий, производимых, не изменился и все это время было очевидно влияние французских образцов. В 1810 году умирает основатель корецкой мануфактуры — князь Юзеф Климент Чарторыйский. Вначале это не отразилось на деятельности процветающей фабрики. Петион оказался хорошим управляющим (работал вплоть до 1828 года, следовательно свыше 20 лет). Но всё же именно смерть Ю.Чарторыйского считается переломным рубежом в деятельности мануфактуры. После уже никто не смог возродить былую славу корецкого фарфора. Мануфактура перешла к его дочери, которая чтобы погасить долги фабрики продала свои права на дочернее предприятие Корца — фаянсовую фабрику в Городнице. Период правления французов характеризовался высокое техническим качеством изделий, а также богатством декоративных мотивов. Производят изысканные предметы и элегантные — столовые сервизы класса люкс, кофейные комплекты, жандирьерки, корзины, чернильницы, подсвечники, а также аптекарские сосуды. В декоративном убранстве доминировали цветочные и фруктовые мотивы, а также видовые миниатюры на вазах. После этого периода процветания для фабрики наступили худшие времена. Хотя фабрика и принимала участие в мануфактурных выставках (1829, 1831 гг.), больше не получала былых похвал. Качество изделий очень ухудшилось, а военные действия Ноябрьского Восстания повлекли перерывы в производстве продукции. В конце деятельности мануфактуры (1832 г.) продавались только залежи не реализованной продукции. Фабрика в Корце была безвозвратно закрыта в 1832 году.

Клейма:

Завод князя Чарторыйского. 1800-1880 гг. Находился в м. Городница Волынской губернии. Производились изделия из фаянса в стиле Вейджвуда, а с 1856 г. — фарфор.

 

Встречается марка латинским алфавитом: Horodnica.

Запись опубликована в рубрике Советский фарфор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.