Фарфоровая мануфактура Севрии

Мануфактуру Севрии можно сравнить с Мейсеновским фарфором. Обе они сыграли значительную роль в развитии фарфора как со стороны качества продукции, так и со стороны живописи. Поэтому пропустить Севрские художества мы просто не можем.

Все началось в далеком 1738 году. Именно тогда успешный дворянин из Франции по имени д’Орри де Фюльви собрал нескольких бывших работников крупной фабрики, которые были уволены по той или иной причине, и в старом на то время королевском замке Венсенн, находившемся неподалеку от Парижа, решил создать собственную фарфоровую мануфактуру. Как оказалось, он не прогадал, идея действительно начала приносить хорошую прибыль. Уже в 1745 году на его заводе мечтали работать самые лучшие художники и дизайнеры. Улучшал ситуацию тот факт, что король сам финансово помогал развитию мануфактуры, из-за чего она и началась называться «Королевская фарфоровая мануфактура». Также благодаря королю появилась оригинальная марка – две скрещенные буквы L. Выпускаться фарфор с такой маркой начал в 1740 году.

Поначалу фарфор Венсеннского периода нельзя была назвать уникальным. Скорее, это была некая пародия на Восток  Мейсен. В скором времени все же мастера нашли свой уникальный стиль, который и стал главной особенностью этого фарфора. Что же в то время выпускалось? А производилось достаточно много товаров. В первую очередь, сервизы, состоящие из чашек, чайников, блюдец и тому подобное. Позже начали выпускать вазы, оправы из часов. Но что больше всего заинтересовало народ, так это скульптуры из неглазурованного фарфора. На тот момент это было действительно новшество, и люди хотели такие скульптуры. Форма и декорирование напоминали модный на то время стиль «рококо». Этот стиль был востребован.

В 1756 серьезные изменения произошли на фабрике: завод был переведен в Севр. Это был действительно важный шаг, и он был нужен заводу. Уже в 1759 году фабрика стала Королевской собственностью, и начала поставлять фарфоровые изделия исключительно версальском Двору. Естественно, теперь фарфор попадал в руки важных людей, и его качество должно было быть соответствующим. Мастера это прекрасно понимали, поэтому как качество, так и производительность значительно улучшилась. Также фарфор перестал быть некой пародией на Мейсена и стиль «рококо». Наконец-то появился собственный, абсолютно уникальный и изящный стиль. В 1757 году на фабрике начал работать известный скульптор Этьен Фальконе. Если ранее на заводе выпускались изделия исключительно из мягкого фарфора, то в 1759 году началось производство также твердого фарфора. Выпускаемые изделия, в принципе, не изменились. Все также чашки, вазы, чайницы, сервизы и тому подобное.

В середине 70-ых годов появились в мануфактуре новые «фишки» декорирования. И нововведения серьезно повлияли на развитие мануфактуры. Например, орнамент «yeux de perdrix», который состояли из разноцветных точек, создающих круг, был настоящим престижем. Здесь дело в тонкости декорирования. Несмотря на всю ее простоту, художники смогли сдержать изящность и стиль. Благодаря сочетанию нескольких цветов, декорирования получилось действительно чудесным. Так было с миниатюрами. Тогда вообще миниатюры были популярны.  Их темами служили галантные сцены, красивые виды гаваней, какие-то военные сюжеты, даже простые пейзажи.

В 1770 году стиль «рококо» канул в прошлое, а за место него пришел стиль Людовика XVI.

Скульптура в то время по праву процветала. Особой популярностью обладала бисквитная скульптура. Как раз так в этот период начали создавать потрясающие эротические фигуры. Лучшими мастерами были Фальконе, Клодион, Буазо. Именно они творили нечто невообразимое на то время. Роспись на фигурах тогда была в стиле Буше. Да и вообще, сюжеты его картин часто копировались различными скульпторами.

Тем не менее, особых сдвигов не было. Можно сказать, было затишье. Но позже все-таки мануфактура сумела подняться с колен. Ведь в центре внимания оказался двор Наполеона. Он был действительно шикарен. Теперь на фабрике начали выпускаться изделия, которые были буквально полностью покрыты позолотой. Была портретная сюжетная роспись, скульптурные детали. В общем, все новое. Зародился некий торжественный и праздничный стиль в мануфактуре. Позже этот стиль был назван «Стиль Империи». О фарфоровых столах даже только никто не слышал, пока именно в этот временной период они не начали выпускаться. Многие мастера копировали картины именитых художников, в изготовлении фарфора начали использовать бронзу. Изменений было более чем достаточно.

Но вместе с падением Наполеона, пали и мотивы, которые так или иначе были связаны с его «царствованием». Но техническая часть производства и художественная, никак не изменилась. Как только наступило царствование Луи Филлипа, модным стал мещанский бидермайер. Вообще, чем больше было изменений в мире, тем больше было изменений и в мануфактуре. Например, как только появилась Третья Республика, в моду вошел модерн.

Александр Броньяр внес львиную долю положительных изменений в севрскую мануфактуру 18 века. После него его «пост» занял Эбельмен, Роббер, Лот, Текк. Во второй половине 18 века было множество талантливых художников и мастеров, чьи достижения в мануфактуре многие помнят по сей день.

После началась франко-прусская война, которая не могла не повлиять на дальнейшее развитие мануфактуры. Поэтому мануфактура оказалась недалеко от Сен-Клу. В 1876 году здесь начали массово впускать и твердый, и мягкий фарфор. Появились новые талантливые художники, такие как Карьер Беллез. Китайские стили обрели популярность. Уже ближе к концу 19 века появился Копенгаген, и это появление серьезно отразилось на дальнейших планах мануфактуры.

Как мы уже сказали, самой главной маркой Севра были именно две буквы L, которые «смотрели друг на друга». Но это не всегда. Например, иногда рядом с маркой, или прямо на ней рисовали буквенную датировку изделий.

Запись опубликована в рубрике Севрский фарфор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.