Фарфоровые статуэтки из Германии

Как известно, китайцы, открывшие секрет производства фарфор ещё в 100-200 годах до нашей эры, тщательно сохраняли его в тайне, и это у них получилось: фарфор в других странах делали не по китайским рецептам, а по собственным, выведенным отечественными учёными. Первый такой фарфор (после японского) появился лишь в 17-м веке в Германии. Статуэтки, разумеется, начали производить ещё позже.


Самая первая немецкая фарфоровая статуя начала изготавливаться в Мейсене в начале 18-го века. Заказчиком выступал курфюрст Саксонии Август Сильный, по совместительству – спонсор предприятия, поэтому работа пошла быстро и легко. Мейсенские статуэтки быстро совершенствовались, а вслед за Мейсеном и другие европейские фабрики начали налаживать рынок сбыта именно фарфоровой статуи: тогда на подобные изделия среди богачей была просто повальная мода, поэтому не было таких случаев, когда хорошее изделие подолгу пылилось на складе изготовителя – покупали быстро, да и не производил статуэтки никто для розничной продажи: львиная доля изделий создавалась на заказ. Именно благодаря великолепным статуэткам прославились Дрезден и Севр; сейчас они, конечно, заняли уже почти все сегменты фарфорового рынка, но когда-то они жили только на продажах статуэток.
Разумеется, наблюдая за невероятным успехом ведущих фарфоровых мануфактур, люди пытались создать свои фабрики и поделить этот лакомый кусок, но вскоре этих производителей стало слишком много: тысячи фабрик делают чуть ли не идентичные статуэтки, но количество потенциальных покупателей почти не увеличивается. Это ведёт к всеобщему снижению цен на фарфоровую продукцию, благодаря чему фарфор отныне стал доступен так называемому «среднему классу». Подделок, кстати, тоже было огромное количество – и это ещё больше снизило цены на оригинальный фарфор.
К 20-му столетию статуэтки стали предметами не только коллекционирования, но и декора. Высококачественные работы считаются произведениями искусства. Почти весь рынок сбыта заняла продукция фабрик Веджвуд и Даултон, несколько менее популярными были изделия немецкой фирмы Югендштиль (однако в немецко-говорящих районах Европы они были чуть ли не единственными, которые покупали люди). В 1950-х годах все идеи, казалось бы, исчерпали себя, новых найти не удавалось. Немало заводов тогда закрылось по причине постоянного роста затрат на производство фарфора и такого же постоянного уменьшения прибыли, но вскоре новоприбывшая испанская фирма «LLADRO» представила свои работы.

Эти остеклённые фарфоровые статуэтки стоили весьма умеренно, но качество их было очень высоким. Таким образом, до конца века ведущим игроком среди производителей фарфоровой пластики стал именно «LLADRO».

Кстати, вслед за повышением количества фарфоровых мануфактур и, как следствие – снижения цены на фарфор, был запущен обратный процесс: когда по причине нехватки заказов на продукцию многие производства закрывались, цена на фарфоровые изделия снова поползла вверх. На качественную продукцию – особенно быстро, поскольку тогда страдали не только новички, но и ветераны фарфорового ремесла, что влекло спад общего качества керамики.

Ещё фарфор продавался ограниченными партиями: лишь этот очевидный (любой товар выпускается в ограниченных количествах, вопрос – насколько большим будет тираж до снятия изделия с производства) факт сильно играл на цене продукции не в пользу покупателя, а ведь продукция, продающаяся после смерти создателя, моментально взлетала в цене (особенно – если он был очень известен при жизни). И, пожалуй, окончательным фактом, многократно увеличивающим стоимость предмета, является его принадлежность к определённой теме и\или эпохе: к примеру, если взять фарфоровую статуэтку китайского производства, изображающую китайскую женщину например, 12-го века, если само изделие будет расписано и «одето» в стиле того самого 12-го века и, если статуэтка будет создана именно в 12-м веке – такое удачное совпадение эпохи, стиля да ещё и даты производства делает изделие в десятки, а то и сотни раз дороже, чем такая же фигурка, но производства 15-го века.
Таких смесей очень много, и за любую из них коллекционер, увлекающийся собиранием изделий конкретно этой эпохи, готов заплатить баснословные деньги. От всех этих правил, кстати, и пошли многомиллионные ценники на порой совершенно безвкусные картины неизвестных художников, но это уже немного другая история.
Теперь – немного информации для правильной покупки\продажи фарфора: при покупке любого фарфорового изделия старайтесь найти уникальные подписи и фирменные логотипы (обычно их ставят на донышке, но не всегда: будьте внимательны): если изделие не будет стоить требуемой продавцом суммы – сможете надавить на то, что «видите эту маленькую точку над эмблемой, это опознавательный знак марки  18-го века, а не 17-го, как вы говорите» (следовательно, можно поторговаться в вашу пользу), но не злоупотребляйте, а то продавец может и вовсе отказаться от сделки. Если вы не видите какого-то логотипа – это не значит, что его не было вообще: присмотритесь внимательнее – возможно, он почти стёрт или есть отколотый участок, на котором он, возможно, и находился. Вообще не разбираетесь в логотипах?

Сфотографируйте или по памяти найдите в книгах\Интернете (хотя, по большому счёту, лучше сначала подучить марки, а потом уже пытаться скупать\продавать фарфор: совсем без опыта и знаний вам тут делать нечего). Лучше, конечно, книги, являющиеся отличным, проверенным источником, в котором по одному штампу можно узнать даже год производства изделия и имя мастера; информация в интернете легко переделывается, и порой один текст в течение пары дней заменяется на полностью противоположный по смыслу.
Очень старые, раритетные изделия лучше сначала отнести к специалисту-оценщику, дабы не продешевить при продаже. Возможно, изделие в ваших руках – старинное сокровище: если так, и оценщик вдруг захочет у вас его купить – значит, оценка не объективна и сделана только для дешёвой покупки невероятно ценного экземпляра. Тогда лучше навестить коллекционера, только покупающего фарфор: как правило, такие люди обычно называют справедливую цену. В любом случае, вам нужно иметь глубокие познания, немало удачи и хорошие связи, чтобы сполна получить с продажи статуэтки, которую вы приобрели за небольшую сумму. Но даже это не важно для настоящего коллекционера: ему всё равно, кто создал нужное для него изделие, когда оно было создано и где – важно, что ему это в любом случае интересно, а это нельзя поместить ни на какой ценник.

Запись опубликована в рубрике Немецкий фарфор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.