Фарфоровые статуэтки Мейсен (Meissen)

Мейсенская мануфактура (Meissen porcelain Manufactory)

Мейсенская мануфактура, пожалуй, заслуживает звание колыбели европейского производства фарфора. Крупнейший керамический центр, фабрика-легенда, Мейсен на века определил развитие европейского фарфора.

Это относится как к технологии получения фарфора, так и к способам декорирования.


Основателем мейсенской мануфактуры является немецкий алхимик, Иоганн Фридрих Бёттгер. Свои опыты он проводил в замке Альбрехтсбург, где пытался исследовать пробы грунта, в том числе – каолина.

Его опыты быстро увенчались успехом: в 1707 году он получил первую фарфоровую массу, а уже в 1709 году смог сделать своё первое изделие из каменной массы красного цвета. За этими опытами последовал указ самого короля в 1710 году, когда и было открыто самое первое в Европе производство Фарфора.
Работу мануфактуры из Мейсена обычно делят на несколько периодов.

Первый из них (так называемый «период Бёттгера») начался с основания фабрики и закончился одновременно со смертью Бёттгера. Примечателен тем, что из фарфора первого периода делали только посуду и только для напитков: кубки, чаши, бокалы. Выпускались, правда, ещё табакерки и мелкая галантерея, но им не придаётся особое значение. Декорирование этих самых первый изделий было весьма скудным: шлифовка, полировка, рельефы да покрытие золотом и серебром.

Изделия, расписанные красками, выглядели не так шикарно, как те, что были расписаны драгоценными металлами. В росписи преобладали, как правило, китайские сюжеты и различные ситуации – как самые привычные, жизненные, так и постановочные.
Бёттгер не стоял на месте, поэтому уже в 1713 году он смог получить настоящий твёрдый фарфор (кремового оттенка и с толстым черепком), а уже в 1715 году – белый и тонкий.

Но Бёттгер был уже не молод, поэтому вскоре – в 1720 году – он умер. Второй период работы мейсенской фабрики длился с 1720 по 1733 год. Новой главой производства стал художник И.Г.  Хёрольд, ранее работавший в Вене у дю Пакье. Этот период принято называть «живописным», поскольку уже устоявшийся на фабрике принцип «лучшие украшения – золото и серебро» был уничтожен.

Хёрольд обновил палитру красок мануфактуры, благодаря чему она пополнилась большим количеством новых, прекрасных цветов. Характер росписи оставался неизменным: всё те же китайские сюжеты и бытовые сцены, но теперь они выполнялись куда виртуознее благодаря использованию красок, а не рельефов. Ассортимент самих изделий также расширился: теперь фабрика могла предложить не только кубки и чаши, но и целые столовые сервизы. Даже огромные декоративные вазы (для короля и приближённых) теперь производились в Мейсене.

Характер росписи становится разнообразнее:  восточный стиль смещается, но заменяется миниатюрами с изображениями сельских пасторалей, королевской жизни, сцен охоты, воинов-всадников и пейзажей. Стоит отметить, что среди художников, рисующих миниатюры, не было мастера искуснее мейсенского.

Третий период длился с 1733 по 1756 год и отмечен как «скульптурный». Он полностью связан с работой мастера-скульптурщика И.И. Кендлера. Совсем недавно, под управлением И. Хёрольда, изделия мануфактуры перестали украшать рельефами и перешли к росписи красками на гладких поверхностях, а теперь всё вернулось назад: И. Кендлер лучшим украшением считал барельеф.
У Кендлера немало заслуг как в «чистой» скульптуре, так и в области формования и декорирования посуды. Он разработал целый ряд скульптурных серий, многие из них стали эталонными и стали производиться не только на других немецких мануфактурах, но и на иностранных производствах.
Самыми знаменитыми работами Кендера являются прекрасные многопредметные сервизы, состоящие из скульптурно смоделированных изделий. Кендлер стал основоположником того самого стиля Мейсена, который знаем мы – грациозного и жизнерадостного.

Четвёртый период (1756 – 1774 гг.) – это те годы, когда уровень мейсенского фарфора начал снижаться (что, казалось бы, невозможно). Рококо сменяется классицизмом, главным проводником которого является Мишель-Виктор Асье. Кендлер всё ещё ведёт работу с фарфором и успевает создать ещё не одну великолепную скульптуру, но в 1775 году он умирает. С его смертью мейсенская мануфактура теряет позицию абсолютного лидера в сфере производства фарфора.

Пятый период работы фабрики – последний. Длился он с 1774 по 1814 годы, и его нельзя назвать иначе как упадком.
Качество фарфора было очень высоким, но художественный уровень изделий продолжал падать. Новый директор производства граф К. Марколини старался поддерживать репутацию своей фирмы, создавая эффектные скульптуры из фарфора, но после его смерти в 1814 году изделия являлись просто копиями друг друга. Это был настоящий декаданс славы мейсенского фарфора, а главным его показателем служило то, что легендарная мейсенская фабрика, никогда ни у кого ничего не заимствовавшая и служившая образцом, сама стала копировать изделия других производств.
В 20-м веке на производстве попытались провести художественный поиск, чтобы освоить стилевые особенности тех лет. Сторонником функционализма стал П. Бернер, главный художник фирмы в 1920-х годах. Он много экспериментировал с новыми видами росписи изделий и их формами, но в 1948 году управление фабрики решило отказаться от идеи модернизации стиля своих изделий. С тех пор и поныне на мейсенской мануфактуре выпускают только фарфор, основанный на идеях украшения 18-го века.

Запись опубликована в рубрике (Meissen) Мейсен фарфор с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.