Фарфор Вербилок

Первым частным заводом, который начал заниматься изготовлением фарфоровых изделий в России, стал «Фарфор вербилок». Основана фабрика в 19 веке, а известная она по всему миру. Находится завод в поселке Вербилки. За свою работу фабрика получила огромное количество премий и наград. «Фарфор вербилок» является почетным членом Гильдии поставщиков Кремля. Приносит поселку весьма хорошую прибыль.

Гарднеровский период

В 1766 году купец Франц Гарднер открыл свою фабрику. Как открыл, это было лишь официальное открытие, работать завод начала еще раньше, в 1754 году. В то время село Вербильцы принадлежало князю Николаю Урусову.

Гарнднер не спонтанно открыл свою фабрику. Поначалу он посетил множество городов России. А делал это для того, чтобы найти нужный сорт глины, без который невозможно производить фарфор. Искать ему долго не пришлось. В Малороссии ему удалось отыскать отличный сорт, и проблема с сырьем решилась сама собой. После Гарднер понял, что сможет организовать действительно качественное производство, поэтому пообещал, что будет создавать для всей Империи собственный фарфоровые посуды. И дал он это обещание не просто так, ему просто не хотелось платить импортную.  Помогали ему в организации производства его старший сын, а также профессор женевского Университета Франц Гаттенберг. Вообще в России он бывал очень редко, но здесь ему необходимо было перебираться в Петербург. Его пригласили на должность заведующего Императорской фарфоровой фабрикой.

С 1777 года по 1783 году на заводе изготовили четыре орденский сервиза по заказу императрицы Екатерины II. Владимирский, Георгиевский, Александровский и Андреевский – именно так назывались сервизы. А нужны они были императрицы как раз таки для приема в честь кавалеров данных орденов. Сразу после показа Екатерине II первого изготовленного сервиза Гарднер стал в глазах императрицы достойным изготовителем фарфора. Благодаря этому генерал-губернатор Москвы разрешил Гарднеру ставить на своих работах изображение герба столицы. Позже владелец фабрики сумел завоевать уважение и других важных лиц государства.

Гарднер работал изначально с мастерами саксонского Мейсена. Поэтому фарфор, без сомнений, был именно европейским. Хотелось бы отметить мастера Иоганна Миллера, который начал трудиться на Гарднера. До этого он работал на Императорском фарфоровом заводе, поэтому был действительно талантливым. Гарднер занимался изготовлением не только «эксклюзивных» фарфоровых изделий, предназначенных для «высших» лиц, но и самые обычные изделия, которые выпускались в огромном количестве. Причем такой фарфор был весьма востребован в государстве. В первую очередь, по той причине, что купить его мог абсолютно любой, стоили изделия недорого. Импортный саксонский фарфор, к сожалению, был по карману далеко не каждому. В 1771 году нужно было расширять производство, так как дело пошло в гору. Таким образом, если раньше работало на фабрике 70 человек, то теперь их стало около 150. Стоит отметить, что практически все работники были из Росси, лишь управляющий и художник прибыли на работу из заграницы.

После смерти Гарднера завод уже был один из самых крупных частных предприятий по изготовлению фарфоровых изделий в государстве. За фабрику взялись его наследники, владельцем его стал сын Гарднера Франц Францевич. Но и он в скором времени скончался, поэтому управляющим предприятия стала жена Гарднера – Сара Александровна. Но ничего об управлении такой крупной фабрикой она не знала, поэтому у нее большие трудности с таким наследством. После управляющим стали сыновья Сары – Александр и Петр Францевич. Они сумели «поднять на ноги» производство.

В 1833 году на заводе начали производить изделия из фаянса, а уже в 1840 году – из опака (это лучший сорт фаянса). Практически все заводы того времени в России старались стремиться к качеству продукции Гарднеровского фарфора.

В 1829 году завод получил первую награду – золотую медаль на Первой промышленной выставке. В 1855 году фабрика была удостоена благодарности императора. С этого момента на фарфор начали наноситься с разрешения изображения государственного двуглавого орла. Это было по праву высокое достижение для фабрики. Если на фарфоре было такое изображение, значит, изделие было действительно качественным. Знак качества. Другими словами. В 1865 году на гарднеровский фарфор было разрешено наносить государственный герб России. С в 1856 года мануфактура стала «Поставщиком Двора Его Императорского Величества». При всем это качество изготовляемой продукции росло.

Ближе к середине 1850-ых годов фабрика стала принадлежать двум братьям: Владимиру и Александру Петровичу, который были внуками Франца Гарднера. Ближе к началу 19 века завод перешел в руки супруги третьего брата – Павла. Елизавета Николаевна Гарднер не долго была управляющей, она решила продать фабрику из-за не умения ей управлять.

Если ранее завод постоянно развивался, то во второй половине 19 века качество значительно начало ухудшаться. Изделия будто изготавливали по одному и тому же шаблону, изображения брали с различных других картин. Никакой уникальной живописи, производством занимались исключительно для заработка денег, но вместе с ухудшениям качества, ушла и прибыль с фабрики. «Восточные» мотивы еще остались некой оригинальностью в мануфактуре. Праздничные росписи также были востребованы, они изготавливались по эскизам известных художников. Точной причины спада гарднеровской мануфактуры неизвестной по сей день. Но ходят слухи, что все это из-за плохих отношений с Англией. Отношения испортились после Крымской войны. Ну, и, естественно, никто так умело не мог управлять фабрикой, кроме самого Гарднера. Наследники все же «подпортили» производство, таким образом, подпортили и доходы, которые приносила фабрика.

В 1880 году создавалось х изделий на около 210 тысяч рублей, при количество рабочих 777 человек, что было не самым лучшим показателем, конечно же.

Кузнецовский период

К концу 19 века предприятия в Вербилках вновь начало набирать обороты. Матвей Кузнецов в 1892 году выкупил фабрику и начал активно заниматься ее развитием. И он действительно ее развивал, ведь не может же завод просто так попасть в «Товарищество производства фаянсовых и фарфоровых изделий». Доходы фабрики начали не быстро, но постепенно расти вместе с качеством изготовляемой продукции.

Но когда Кузнецов только купил фабрику, она практически была «при смерти». Купил он ее у Елизаветы Гарднер за 238 тысяч рублей. При всем этом заплатил за каждую заводскую модуль, образец, рисунок и форму по пятьсот рублей. Пусть фабрика переживала на тот момент не лучшие времена, но все же она когда-то была богата и известна по всему миру. Он купил кусочек неповторимой истории, а не просто завод, который будет приносить его доход. Нанял высококвалифицированных специалистов, купил дорогое и качественное оборудование и начал производство фарфора.

Как вы уже поняли, Кузнецов сумел увеличить производство. Он был не только хорошим управляющим, но и отличным предпринимателем. Ему не нужны были постоянные заказчики, люди из высшего общества, которые бы обращались к нему за работой. Вплоть до революции 1917 года на его фарфор наносилось клеймо Гарднера. У Кузнецова был точный прейскурант на свою продукцию, который частенько редактировался. Последний прейскурант вышел 1 марта 1917 года.

Ассортимент, в принципе, особо не изменился. Завод работал с той же «образцовой» гарднеровской коллекций. Она еще в 1860 году уже успешно развивалась. Вы только представьте, четыре тысячи номеров различных предметов из фаянса, при этом тут не нужно брать в счет статуэтки.  В чем заключались незначительные изменений? Кузнецов начал выпускать столовые и чайные сервизы, но предметы гарднеровской формы все равно оставались на первом месте. Заказчиками завода были и церкви. Церквям предоставлялись чаши, лампы, люстры и различные другие предметы. К празднику 100-летию победы в Бородинской битве Кузнецов выпустил чашки, тарелки, блюдца, вазы и тому подобное с изображениями Отечественной войны, произошедшей в 1812 году. Вообще, фабрика уделяла много внимания подобным праздникам. Опять же, к 300-летию дома Романовых также выпускалась продукция с тематическими изображениями. Это приносило неплохую прибыль заводу во время празднований. Не забывал завод и про анималистические скульптуры, они выпускались в огромном количестве.

Советский период

Прошла революция 1917 года, и завод был национализирован. Чуть позже получил название Дмитровский фарфоровый завод. В начале советского периода фабрика переживала не лучшее время. Когда шла Гражданская война производительность очень сильно замедлилась, да и после ее окончания особо большого ассортимента не было, зато была разруха.

Но власть понимала, что нужно страну поднимать с колен, поэтому было приложены все усилия для возобновления производства. В первую очередь, создавалась агитационный фарфор «За заем тракторизации». «Все в культпоход» и так далее. По кузнецовским образцам в это время все еще продолжали работать. Но после все же был сделан акцент на продукцию среднего качества. Так как денег на выпуск высококачественного фарфора просто не было.

В 1930 году особо востребованным стали чайные сервизы под названием «Искусство народов СССР». В этот же год на заводе начал свою работу скульптор С. М. Орлов. К наиболее известным его творениям можно отнести «Золотая рыбка», «Конек-горубнок» и «Клоун».

С 1937 году на фабрике была создана художественная лаборатория.

Когда началась Великая Отечественная война, завод прекратил свою работу. Однако, некоторые изделия все же создавались. Например, мастер А. Чечулина создала несколько интересных работы, Т. Деморей также поработала в гарднеровском стиле. Но, естественно, ни о каком массовом производстве и речи не шло. Это были лишь отдельные работы, некоторые из которых были посвящены как раз таки Великой Отечественной войне.

Награды

В 1937 году фабрика получила золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. В 1958 году завод получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Брюсселе, а в 1966 году – орден Трудового Красного Знамени. Предприятие в то время стремительно развивалось.

Что самое интересное, так это то, что завод будил весь поселок. Звенел громкий звонок, это означало, что рабочий деньг начался, когда звенел еще один звонок – значит, рабочий день подходил к концу. Но и иногда на обед тоже можно было услышать звонок. Когда началась Великая Отечественная война, такие сигналы сообщали поселку о воздушной тревоге.

Постсоветский период

В 1991 году работники фабрику выкупили, в результате чего появилось предприятие ЗАО «Фарфор Вербилов». В 1995 году было открыто еще одно предприятие «Промысли Вербилок». Именно оно должно было вновь начать создавать дореволюционный фарфор. А образцами такого фарфора был как раз таки гарднеровские изделия и кузнецовские. И фабрика действительно начала развиваться,  Бриллиантовая и Золотая звезда досталась именно этому завода, а это были зарубежные награды, которые получить удавалось фабрикам очень редко.

В 2006 году на предприятии трудилось уже более 350 сотрудников, двадцать из которых были художниками.

С 2007 года предприятие «Мануфактуры Гарднеръ» стала Почетным членом Гильдии поставщиков Кремля. Это означало то, что теперь на производимых фарфоровых изделиях можно было размещать соответствующий знак, который говорил покупателям о высоком качестве товара. Уже в 2008 году предприятие стало лауреатом Национальной премии «Стиль года».  Номинация  — «Самые стильные предметы интерьера».

 

В 2009 году Министр культуры РФ поблагодарил фабрику за развитие народных исторических художественных промыслов государства, позже предприятие получило благодарность от Российской Академии художеств за создание отечественного фарфора в лучших традициях прошлых лет. Действительно, этот фарфоровый завод стремился сохранять образ старинного фарфора.

Фабрика по сей день существует, находится она по-прежнему в России. При всем этом, нельзя сказать, что она не развивается.

В 2014 году на фабрику приехал заместитель представителя Правительства Московской области – Александр Ильницкий. А прибыл он на фабрику по той причине, что нужно было решать проблемы с производством, а в этот момент их было много. Во-первых, высокие налоги не позволяли расширять производство, крупные платежи за газ и электроэнергию отнимали огромную часть прибыль фабрики. Большая часть работников получают совсем крошечную зарплату, просто потому, что им нечем платить. Старое оборудование еле дышит, и требует больше материальных вложений. Другими словами, фабрика медленно, но верно погибала. Правительством было принято решение взять кредит для поднятия фабрики с колен.

Транспортная артерия завода

В 1935 году появилась железная дорога, которая верно проработала целых 60 лет, лишь в конце 1980 годов ее было принято закрыть, так как транспортировка на ней считалась уже не безопасной. Даже сегодня можно увидеть остатки от этой железной дороги, проезжая по автомобильном мосту на завод через реку Якоть.

Главная линия протягивалась на 14 километров. Дорога начиналась у завода, а заканчивалась в Бельском торфомассиве. Там и находилось село торфяников – Бельское. Как раз таки за счет торфа производство и не стояло на месте,  торф был основным топливом для фабрике. Дорога перестала функционировать примерно в начале 1960-ых годов, однако, точную дату, когда поезда прекратили ходить по железной дороге, назвать не получится.

Однако, ответвление, начинающееся со станции Вербилки, до сих пор функционирует. По этой железной дороге доставляется готовая продукция на станцию, а производственные материалы – на завод. Сегодня такой транспортировкой занимается тепловоз ТГК2. Всего их было 2, но в 2007 году один из них уже окончательно сломался и не подлежал ремонту. По сути, ТГК2 – это настоящая историческая ценность.

Для автомобилей существует несколько въездов на завод, все они работают по сей день.

Запись опубликована в рубрике Советский фарфор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.