Фарфор Германии

Познакомиться с историей фарфора Германии двадцатого века стоит каждому человеку, которого привлекают фарфоровые экземпляры. 20 век для немецкого фарфора начался достаточно удачно. И даже во второй половине века фарфор Германии стремительно развивался. Улучшалось как качество выпускаемой продукции, так и количество, поскольку число мануфактур росло – и большинство мануфактур занимались изготовлением действительно стоящей продукции. Некоторые компании, так сказать, работали «в тени» — им так и не удалось заполучить большую славу, хотя они ее вполне заслуживали. На небольших мануфактурах трудились настоящие профессионалы, но ввиду неизвестности бренда, о них так никто и не узнал. Что касаемо мало известных брендов, то их было много, начиная от «Leni Parbus», заканчивая «Bareuter». В общей сложности существовало около несколько десяткой подобных компаний.

Удивительно, но большая часть брендов, известных в двадцатом веке, до следующего века так и не добрались. Большинство компаний были закрыты в семидесятых годах, некоторые «дожили» и до девяностых. И тут появляется вопрос: «А что же произошло с немецким фарфором, что он умудрился потерять множество известных брендов?». Мы разберем несколько факторов, с помощью которых вы сможете ответить на этот вопрос.

 

Во-первых, на закрытии компания сказалась глобализация. То есть, компаниям стало невыгодно работать. Стоимость их продукции была высока, а другие страны могли предложить дешевые товары, пусть и не особо высокого качества, но покупателям важна была, в первую очередь, стоимость. Банкротство мануфактур, другими словами. Люди начали покупать товар из Китая – фарфор, к слову, в этой стране продавался очень дешево.

 

Во-вторых, геополитики и культурология. Говоря простым языком, люди перестали видеть разнообразие в фарфоровых изделиях. Мануфактурам не хватало креатива. То есть, большинство компаний начали изготовлять в одном и том же стиле изделия, которые и по росписи не особо отличались друг от друга. Лишь единицы выделялись своим креативом, за счет чего и по сей день процветают. В итоге, много мануфактур стало не нужно Германии. Зачем развивать ряд компаний, которые делают одно и то же, когда можно взять несколько мануфактур и продвигать их? Все равно продукции будет достаточно для покупателей – дефицит не настанет.

 

Западногерманским компаниям повезло меньше всего. О чем идет речь? Компании закрывались ввиду воссоединения двух Германий. Фирмы больше не были в состоянии сопротивляться рынку, в которой вошли еще многие фирмы из бывшего ГДР – конкуренция возросла до такого уровня, что ряд компаний даже не собирались бороться со своими так называемыми «противниками» и просто уходили с рынка. Помимо этого, у восточной Германии была поддержка в плане финансов. А вот «западу» совершенно никто не помогал. Здесь опять речь идет о банкротстве – нужна была финансовая поддержка, а ее никто не оказывал – компании себе в убыток работать не могли.

 

Давайте немного отойдем от такой печальной истории и окунемся в то время, когда с немецкими компаниями по изготовлению фарфора все было еще не столь плохо. Начнем с того, что лидирующими землями по производству изделий считались два пункта: Бавария и Тюрингии. Здесь изготавливалось примерно восемьдесят изделий из всех, которые были в немецком государстве. На остальных землях даже особо значимых мануфактур не существовало.

 

В начале двадцатого века немецкий фарфор двигался строго вверх. В области фарфора были задействовать гениальные художники. Компании стремились к тому, чтобы в их компании работали действительно мастера – и фирмы могли позволить себе наем таких мастеров, ведь спрос на изделия был огромен. Мануфактуры стремились развиваться в области дизайна, ведь чем оригинальнее продукция, тем большее количество покупателей обретет компания. А что нужно для прорывов в области дизайна? Лучшие специалисты, работающие в этом направлении! В разработку новых дизайнерских проектов компании вкладывали огромнейшие деньги, тем самым стремительно повышали свою популярность.

 

И вот те компании, которые стремились постоянно двигаться за модой, то есть, следить за тем, что нравится покупателям, что будет в дальнейшем им нравится, существуют по сей день. Естественно, не у всех мануфактур были возможности развиваться в области дизайна, но те компании, у которых такая возможность была, не упускали ее. Взять хоты б фабрику «Arzberg Porzellan GmbH». За счет чего она существует на сегодняшний день? За счет того, что следит за модой. Если на пике популярности простенькие фарфоровые изделия, то компания изготавливает такие экземпляры. Мода изменилась и теперь актуальна красочная роспись? Фирма начинает работать в данном направлении. К тому же, мануфактура нанимала самых грамотных мастеров в области дизайна, которые помогали компании развиваться. Невозможно следовать за модой в том случае, если нет человека в компании, способного внести креатив в изделия. Говоря простым языком, многим мануфактурам удалось дожить до нашего времени благодаря тому, что они вовемя сподхватились и начали приглашать к себе лучших мастеров. Конечно, растраты на специалистов были большими, но и продавалась продукция огромными партиями.

 

Мы ни в коем случае не говорим о том, что каждая компания гналась за модой. Допустим, существовали такие фабрики, которые не стремились к расширению. Они создавали изделия в традиционном стиле, спрос на них был пусть небольшой, но зато стабильный. Компании заняли самую нишу рынка, чтобы просто существовать и получить небольшой доход от производства – такая тактика была свойственна не многим фирмам. По большой части только на Востоке компании не прибегали к модным тенденциям. Дело в том, что классика в области фарфора всегда была и будет актуальна. Поэтому если нет бюджета у компании на какие-то прорывы в развитии, то почему за основу не взять классицизм? По такому принципу всегда работала немецкая компания «Henneberg Porzellan». К слову, спрос на традиционный немецкий фарфор в России на сегодняшний день большой, но не такой, каким был раньше, в двадцатом веке. В Баварии большинство фабрик не стремились работать в классическом стиле – они постоянно экспериментировали, создавали изделия в необычном стиле. И добивались своего успеха, конечно же.

 

Сегодня, кстати, есть компании в Германии, которые открылись примерно 10-20 лет назад. И самое удивительное то, что они всеми силами стремятся скопировать традиционный немецкий стиль. Но выходит ли у них это? Конечно же, нет. Дело в том, что не может «свежая» компании производить фарфор в старинном стиле, если ранее она с ним вообще не была знакома. Такой фарфор по большей части оказывается в России, но есть ли на него большой спрос? Относительно есть, но не столь огромный. В самой Германии на подобные изделия вообще не обращают никакого внимания. Просто покупатели видят всю несерьезность. Фирмы пытаются копировать стиль известнейших мануфактур, просуществовавших несколько столетий. А разве копии могут быть интересны массам?

 

Вторая мировая война крайне негативно сказалась на фарфоровой индустрии Германии. Но в дальнейшем немецкое государство приложило все усилия, чтобы как можно быстрее восстановить потери и начать продвигать мануфактуры. Практически после окончания войны фарфоровая индустрия вновь начала двигаться вверх, несмотря на все невзгоды в государстве.

Были ли значимые прорывы в области дизайна после того, как страшная война закончилась. Да, были, но всего один – начался прорыв в пятидесятых годах, а закончился в течение десятилетия. Дизайнерская революция серьезно повлияла на развитие фарфоровой индустрии. Но развитие-то останавливаться после революции не должна была. Должны были наступить новые какие-то прорывы, а их не произошло с шестидесятых годов. А что же тогда произошло? Многие мануфактуры решили вернуться к эклектики и историзму. Другими словами, раз нечего пробовать что-то новое, то почему бы не вернуться к старому, ведь и на нем можно прожить. Взять хотя бы произведение «Мадонна» — яркий показатель того, что у мануфактур не было идея для создания чего-то нового. Разве только сервизы «Rosenthal» можно отметить – у них действительно была необычная форма, ранее никогда не появлявшаяся на рынке. Также к примечательным изделиям того времени можно отнести «Rosita Hutschenreuther». Но, согласитесь, два каких-то нововведения – это ведь совсем мало для огромного количество мануфактур. Немецкий фарфор – это огромная история, которая, к сожалению, заканчивается слишком печально.

 

В этой статье мы не можем не отметить потрясающий дизайн «Zwiebelmunster», о котором в прошлом говорили постоянно. Двадцатый век буквально был перенасыщен таким дизайном. А почему бы и нет? Даже сам Мейсен прибегал к расцветке, а, как мы все с вами знаем, мейсеновская мануфактура легендарна. На нее поначалу и равнялись все остальные фирмы. Актуален ли дизайн на сегодняшний день? Безусловно, но все-таки частичку своей актуальности он потерял.

 

Наступили семидесятые года, которые и стали самыми печальными для немецкого фарфора. Вплоть до восьмидесятых годов компании активно закрывались. Некоторые, чтобы избежать полного провала, объединялись. Но давало ли объединение какой-то значимый успех немецкому фарфору? Этот вопрос очень сложный – в нем статистики содержится огромное количество. В целом, как таковой успех не пришел даже после слияния.

 

Объединение, конечно, благоприятно сказывалось на компаниях – из двух мелких фирм образовывались настоящие гиганты, способные двигаться! В качестве примера можно привести компании Hutschenreuter и Rosenthal, которые решили объединиться. И это объединение дало положительные результаты фарфоровому рынку. Целых десять лет компании активно продвигали свою продукцию, развивались, показывали рынку что-то новое и интересное. В 2010 году было принято решение продать компанию. Но она по-прежнему остается немецкой, так как покупатель нашелся из Восточной Германии. Вообще, другим странам свои мануфактуры Германия продавать никогда не собиралась. В то время страна и славилась своим фарфором. Зачем продавать то, что приносит огромные деньги и прославляет государство? Были такие ситуации, когда после разделения Германии крупные гиганты на фарфоровым рынке превращались в мелкие «пешки», которые не представляли никакой значимости. Вот как раз таки на такие компании очень быстро находились покупатели, да и продавали их тоже с большой активностью. Удавалось ли новым владельцам вернуть былую славу гигантам? В большинстве случаев такой план не проходил. Фарфоровой рынок строится таким образом, что, если одна фирма теряет свою актуальность, то для ее возвращения требуются огромные средства, которые зачастую не находились.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что не так уж и все хорошо с немецким фарфором, точнее, с его мануфактурами. История действительно огромна, но в этой истории очень много печальных и трудных моментов, которые некоторые издания откровенно игнорируют. Никто не спорит о том, что фарфор, изготовляемый в Германии – один из самых качественных на сегодняшний день, как и было в прошлые времена. Но сам факт того, что успех в двадцатом веке у Германии в плане фарфора не был особо значимым, по крайней мере во второй половине двадцатого века, игнорировать ни в коем случае нельзя.

 

Есть ли у нас возможность на сегодняшний день купить те изделия, изготовляемые в 20 веке? Конечно, есть. Правда, не стоит покупать все то, что попадет вам под руку. Далеко не все изделия качественные, а некоторые и вовсе изготовлялись просто ради того, чтобы компании не закрывались из-за банкротства. Поэтому если вы собираетесь приобретать немецкий фарфор того времени, то убедитесь в качестве своей покупки. Качественных изделий двадцатого века достаточно много.

Запись опубликована в рубрике Немецкий фарфор с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.