Фарфор Мейссен — Meissen

Мейсенским фарфором называются изделия самого первого фарфорового завода, расположенного в Европе. Мейсенский завод был заложен в 1710 году в маленькой провинции Мейсен (ныне – Майсен) И.Ф. Бёттгером при поддержке Э.В. Чирнхауза. Изначально Чирнхауз должен был контролировать деятельность Бёттгера, но впоследствии от контроля Чирнхауз перешёл к помощи Бёттгеру.

В разное время они по отдельности пытались открыть секрет китайского фарфора и изготовить европейский по его образцу, и если Бёттгер некоторое время был алхимиком, а только потом (в 1708 году) перешёл к экспериментам с фарфором, то Чирнхауз был учёным и его эксперименты простирались гораздо дальше Бёттгеровских. Собственно, изобретатель белого европейского фарфора – это Чирнхауз, однако после его смерти заслуга открытия этого вида фарфора была присвоена Бёттгером.

Самыми первыми изделиями из белого европейского фарфора (1710-1719 гг.) были самые обычные на вид сосуды самых обычных, «строгих» форм, сделанные из фарфора и каменной массы. Это —  самый первый период европейского фарфорового производства. Он носит название «бёттгеровский». Сразу за ним следовал «живописный» период: то были такие же сосуды по форме, но уже в росписи; здесь явно прослеживалось подражание китайскому фарфору.

Изделия из Мейсенского фарфора, как правило, выполнялись в стиле рококо. Этот стиль был присущ таким скульпторам, как Кендлер, Кирхнер, Эберлейн – и на их имена пришёлся золотой век Мейсенского фарфора. 1735-1763 гг. были настоящим скульптурным периодом – тогда из этого фарфора изготавливали всё, что только можно: вазы, столы, сервизы. Даже табакерки – и те фарфоровые.В 1770-х годах Мейсенский фарфор начал вбирать в себя черты классицизма, а затем – и академизма; в течение всего девятнадцатого столетия завод просто повторял свои же предыдущие работы. В ГДР мануфактура пребывала в поисках оригинальных образцов, но от повторения старого тоже не отказывалась. Сейчас продукция завода расходится на экспорт в 70 государств во всём мире, и каждая его работа вот уже 190 лет (с 1725 года) помечена эмблемой завода – синими мечами, нарисованными способом подглазурной росписи.

Знаменитые фарфоровые изделия мейсена:

У так называемого «мейсенского чайника» совершенно особенная форма, примечательная тем, что к изделиям из фарфора любых других стран она не имеет никакого отношения, поскольку прототипом послужил вообще не фарфор: это было серебро. Образцами при изготовлении того чайника были серебряные изделия мастеров Германии, выполненные в стиле барокко и расписанные цветными эмалями. Рисунок на чайнике – китайские стены, обрамлённые листьями.

Рисунки И.Г.Херольда из кодекса Шульца были выполнены в очень высоком качестве. Его работу можно узреть на мейсенской пиале, 1725 г.
3. Молочник 1723 года. Подарок Примани. На его стенке изображён герб, в качестве фонового рисунка – барочный картуш.
4. Кубок с крышкой был украшен картинами со сценами гавани. Чётко проглядывается тенденция к облегчению сюжета, который здесь выделен кружевными краями с позолотой и крышкой.
5. Супница 1740 года. Нанесены цветы, носящие ботаническое название Holzschnittblumen. Цветы срисованы с ботанических гравюр.
6. Группа небольших расписных фигурок, вылепленная Г.Фрицше в 1725 году. Показатель того, как немцы видят китайское.
7. Статуэтка Арлекина с кружкой пива, выполненная из фарфора. Образ Арлекина был взят из комедии дель Арте и вылеплен И.И.Кендлером в стиле барокко, 1733 г.
8. В 1741 г. Кендлером была создана группа Панталоне и Коломбина. «Донором» образов опять послужило произведении дель Арте.
9. Кофейная чашка и блюдце из набора «Лебединый Сервиз», 1737-1740 гг. Авторство принадлежит Кендлеру и Эберлайн. Небольшая часть из сервиза графа Брюля. Тематика, в основном, водная – ракушки, камыши, сама вода.
10. Фигурка Продавца карт. Работа 1745 года И.Кендлера, часть серии Крики Парижа. За образец взяты гравюры графа Келю, который, в свою очередь, выполнил их по рисункам Э.Бушардона. Очень много мелких компонентов, которые соединены раствором каолина.
11. Эта пара фигурок бродячих музыкантов выполнена Ф.Э.Мейером в 1750 году. Сильно заметен стиль рококо в работах, при том – очень качественных: к тому времени изделия могли создаваться с поразительной детализацией. Настолько выскокой, что тут видно даже, как одежды «развеваются» на ветру. В основании расположены очень своеобразно закрученные перья. Это – лишнее подчёркивание  стиля рококо.
12. Ёмкость для духов, 1750 год. Нетипичная для стиля рококо своей асимметрией форма. В своих сценах Мейсен воспроизводил картины Патера, Тенирса и Ватто. Высота работы —  14,5 см.
13. Пара ваз для эссенций 1755 года. Вылеплены Кендлером, стиль – рококо. Выделяется яркими завитками и своеобразным декором. Олицетворяют Землю и Воздух из гарнитура «Земных элементов». Высота работы -42 см.
14. Вазы 1750 года. Успешное сочетание C- и S-образных витков. Высота работ — 12 см.
15. Чашка и блюдечко со снежками. Работы 1745 года.
16. В этой группе скульптур приблизительно 1765 года прослеживается неоклассицизм, но и элементов рококо тоже достаточно.
17. Аллегорическая группа 1774 года «Любовное испытание». Работа М.В.Асье и И.К.Шонхейта. 18. Фигурка Купидона. М.В.Асье, Марколини,  1775 год. Выполнена в бледных цветах. Основание квадратной формы. Всё это вкупе с темой сделало фигурку вершиной строгости неоклассицизма.
19. Чашка для шоколада 1775 года авторства Марколини. В комплекте – крышечка и блюдечко. Украшена грифонами и сдвоенными гирляндами – пример классицизма в посуде.
20. Высокая парная ваза с крышкой. Работа была выполнена в 1820 году. Сделана в неоклассических формах, синий фон, но всё равно «китайское». Высота изделия — 54 см.
21. Столик из фарфора, работа 1853 года. Сделан в Мейсене, украшен фигурками птиц и цветов, вылепленных вручную. У Людвига II Баварского была целая комната с украшениям из Мейсена, сделанными в стиле рококо.
22. Работа И.И.Кендлера «Арлекин и Коломбина».
23. Ещё одна работа Кендлера «Продавец галантереи».

Запись опубликована в рубрике (Meissen) Мейсен фарфор с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.