Фарфор

ФАРФОР— 1) одна из разновидностей керамики 2)изделия из глины белого цвета с остеклованным черепком. Раскопки 1950—1963 годов, проводившиеся в китайском городе Аньяне, говорят о том, что в годы правления Хань (206 г. до н.э – 220 г.н.э) китайцы производили материал, получивший название прото-фарфор. То была начальная стадия эволюции фарфора,  Изделия из тонкого фарфора в привычном нам виде начали производиться в Китае спустя весьма продолжительный срок (400 лет), а именно – в 618-907 гг., в периоде правления Тан.

То, что фарфор долго был для Европы странным китайским материалом и изделия для него были большой редкостью, совсем не случайно. Чтобы производить фарфор, нужно педантично соблюдать три важных условия, которые тогда (да и сейчас тоже) в таком сочетании были присущи исключительно китайцам: абсолютная, чуть ли не стерильная, чистота и тщательное соблюдение технологии, огромный запас терпения и любовь к своему делу и к самому материалу. Основная состовляющая изделий из фарфора – белая глина, очищенная от железа (дабы цвет материала был именно белым, как и положено, а не зеленоватым или коричневатым) и органики (перегноя растений). Огромные залежи нужной глины располагались близ Пекина, в месте, называемом «Высокие холмы». Но и эту глину, как нельзя лучше подходящую для работы, мастера всё равно держали в глубоких ямах, не имеющих доступ к воздуху, по 20 лет и более. И только тогда, когда из глины выйдет вся органика, глину поднимали, высушивали, просеивали и добавляли полевой шпат и кварц.

Потом – обжиг. Температура обжига очень высокая, около 900 градусов по Цельсию. При столь сильном температурном воздействии кварц плавился, образовывая остеклованную массу, дававшую черепок: звонкий, слегка просвечивающий в особо тонких местах. С точки зрения технологии, фарфор – переходный материал, представлявший из себя сначала керамику, а потом ставший стеклом. Не покрытый глазурью фосфор зовётся «бисквитом», после покрытия глазурью он сверкает словно бриллиант.  Глазурь применяется не обычная, из свинца – неприемлемо быстро и легко плавится -, а прозрачная, основанная на полевом шпате.
Вторая часть секрета производства фарфора – это однородность фарфоровой массы и глазури. Каолина европейцы не имели, секрета не знали, но пытались подражать дорогому фарфору из Поднебесной. Чего только не применяли, чтобы получить вожделенный материал: квасцы, селитра, свинцовая глазурь – всё это применялось при попытках создать европейский фарфор. В 1470 году в Венеции вроде бы и открыли-таки секрет фарфора, но «вроде» осталось «вроде»: то было просто стекло, покрашенное в массе. И только в 1710-м году европейцам стал доступен свой настоящий фарфор: его открыл немец Й.Ф.Бёттгер. С этого момента и до 1750-х Й.Г.Хёрольдт проводил опыты, разрабатывая краски для рисования на фарфоре. В 1746 году секрет, некогда доступный только китайцам, дошёл и до России: технологию производства разработал Д.И.Виноградов.

Запись опубликована в рубрике Немецкий фарфор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.