Фолькштедт

Мануфактура Фолькштедта в княжестве Шварцбург-Рудольштадт основана в 1760 году одним из изобретателей фарфора Георгом-Генрихом Махелейдом. Первоначально мануфактура располагалась в Зитцендорфе, в 1762 году была переведена в Фолькштедт, близ Рудольштадта. Она достигла расцвета между 1767 и 1800 годами, когда находилась в аренде у предприимчивого эрфуртского купца Христиана Нонне.


В Фолькштедте некоторое время работал один из ведущих мастеров — скульптор и живописец по фарфору Франц Котта,незадолго перед тем покинувший Фейльсдорф и после непродолжительного пребывания в Гроссбрейтенбахе на длительное время обосновавшийся на Фолькштедтской мануфактуре.
Несмотря на несовершенство массы, которая в первые десятилетия была сероватой, впадающей в синеву, и глазури, недостаточно чистой, подчас рваной и пузырящейся, изделия Фолькштедта обладают определенными художественными достоинствами.Формы и мотивы рококо, господствовавшие здесь на протяжении весьма продолжительного времени, во многом определяли своеобразие изделий Фолькштедтской мануфактуры — обилие всевозможных лепных и рельфных украшений хорошо маскировало несовершенство материала.
В собрании Эрмитажа преобладает посуда, но имеющиеся отдельные фигуры все же дают некоторое представление об собенностях пластики Фолькштедта. Уникальные экземпляры больших фигур пленников свидетельствуют о высоком уровне изделий фолькштедтских скульпторов. Заслуживают внимания и произведения раннего периода, такие, как группа «Собаки и кабан», фигуры «Зима» и «Лето» из серии «Времена года».

Aelteste
Посуда, при всей необузданности форм и орнаментики фолькштедтского рококо, привлекает своеобразной изысканностью. Характерны в этом отношении миска и большие блюда производства первых лет, когда заимствованный в Мейсене мотив рельефного декора «Altbrandenstein» был еще свеж; позднее его применяли без меры и , как всякий шаблон, он стал навязчивым и скучным.
Интересен по своим контурам и несколько преувеличенным декоративным формам соусник с двумя рыльцами в виде стилизованных дельфиньих голов и с лепной цветочной гирляндой на крышке.
В росписях преобладают так называемые немецкие цветы, впервые появившиеся в Мейсене; позднее встречаются мелкие цветочные гирлянды в сочетании с цветным чешуйчатым узором. Кроме цветов для украшения изделий использовали пейзажи и фигурные композиции.
Формы и мотивы классицистическоготстиля не миновали в свое время и Фолькштедт, хотя внедрялись здесь довольно медленно. Черты нового стиля проявились не только в формах и характере декора, но также в тематике и мотивах росписей. Цилиндрические кофейники, чайники и чашки с прямоугольными ручками пришли на смену вычурным формам предшествующего периода.
В пластике этого времени чаще всего встречаются жанровые фигуры в современных костюмах, расписанных узорами, модными в тканях того времени; нередки мифологические и аллегорические фигуры — Аполлон, Диана, Урания.

Запись опубликована в рубрике Фарфор Фолькштедт-Рудольштадт (Aelteste Volkstedt) с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.