Хронология завода ГФЗ, ЛФЗ, ИФЗ

Всем известные фарфоровые фабрики как Государственный Фарфоровый Завод, или Ленинградский Фарфоровый Завод и нынче Императорский Фарфоровый Завод имеют долгую историю, о которой Вы сможете почитать в данной таблице.

1744 В Санкт-Петербурге при казённых кирпичных заводахучреждена Невская порцелиновая мануфактура.

5 ноября маркшейдер Д.И. Виноградов начинает налаживать производство фарфора.

1746 В конце года Виноградов получил пригодную для производства фарфоровую массу.
1765 16 марта Екатерина II подписала Положение о фарфоровом заводе, его штате и содержании.Чуть позднее завод получил титул Императорского.
1800 На ИФЗ работает 202 человека.
1838 9 октября был подписан документ об учреждении «полного собрания изделий» на заводе.
1844 Указ императора Николая I об открытии музея к 100-летию ИФЗ (т.н. «зала образцовых изделий»).
1860 19 января указом Александра II утверждено Положение об освобождении мастеровых ИФЗ от обязательного труда с правом перехода на работу по вольному найму.
1882 На ИФЗ числится 233 человека.
1912 На заводе происходит смена правления – увольняется управляющий заводом Н.Б. Вольф и ему на смену приходит Н.В. Струков.
1914 Работа ИФЗ перестраивается на производство фарфора для военных нужд, химической и электротехнической промышленности.На ИФЗ приходит также Н.Я. Данько.
1915 Состав завода увеличился до 424 человек.
1917 Управляющий Н.В. Струков покинул завод, которым начала управлять исполнительно-контрольная комиссия под председательством рабочего Леонтьева. Решенияпринимаются общими собраниями сотрудников.
1917 13 марта завод передаётся в ведение Министерства торговли и промышленности (горный департамент).В марте под императорской маркой НII под короной ставится зелёная подглазурная дата: 1917.

В мае вводится новая марка завода периода Временного правительства по рисунки И.Я Билибина: двуглавый орёл в пунктирном круге с датой: 1917.

Выбрано новое управление: директор завода профессор Н.Н. Пушнин, помощник по административной части П.А. Фрикен, помощник по технической части Н.Н. Качалов.

Художественное руководство осуществляли Р.Ф Вильде и В.В. Кузнецов, консультантом являлся К.А. Сомов.

Летом закрыты «белая палата» по выпуску лабораторной посуды и изоляторов и «стеклянный шатёр» – отделение завода по производству стеклянных изделий.

Заводской комитет завода организовал отряд Красной гвардии.

Музей завода эвакуирован в Петрозаводск.

1918 С конца 1917 до августа 1918 завод находился в ведении Народного комиссариата земледелия (горный департамент). Количество людей на заводе сократили с 550 до 290.Закрыт отдел оптического стекла.

С января по май используется марка по рисунку И.Я. Билибина – двуглавый орёл в круге (без даты), с июля вводится новая марка подглазурная кобальтом по рисунку А.Е. Караева – серп, молот, и часть шестерни.

Завод переводится в подчинение Наркомпроса, а «комиссаром» ИФЗ становится П.К. Ваулин. Вновь начинает работать «белая палата».

28 июня Императорский фарфоровый завод становится Государственным фарфоровым заводом.

Вновь открывается оптический отдел ГФЗ.

 

 

1918

19 августа ИЗО Наркомпроса назначает на завод С.В.Чехонина заведующим художественной частью.

В октябре музей фарфора ГФЗ возвращён из Петрозаводска. Осенью при ГФЗ открываются керамическая школа для подростков и профессиональные курсы для рабочих.

25 декабря в бывшем Училище Штиглица открылся «живописный отдел Государственного фарфорового и стеклянного заводов», оборудованный на 24 художника. Руководство художественной и хозяйственной частью поручено С.В. Чехонину, технической – К.И. Келлеру. С конца 1918 до 1920 завод исполняет военные заказы чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии.

В рамках Плана монументальной пропаганды на заводе в 1918 были выполнены бюсты К. Маркса и К. Либкнехта, портрет Н.И. Новикова, в 1919 году – барельеф «Декабристы».

К работе на заводе привлекаются М.М. Адамович, Н.И. Альтман, И.В. Алексеев, Л.Н. Гауш, А.Е. Карев, И.А. Пуни, П.В. Кузнецов, А.В. Щекотихина-Потоцкая, В.С. Щербаков и др.

1919 ГФЗ получает заказы от Компрода на изготовление мисок и чашек для общественных столовых, от ВСНХ на химическую посуду и изоляторы, от военного ведомства на оптическое стекло, от Комиссариата внешней торговли на серию скульптур «Народности России».Марку А.Е. Карева начинают исполнять по трафарету. Императорские марки по указанию Наркомпроса закрашивают ромбом или овалом.

1 августа Н.Я. Данько назначена руководителем скульптурной мастерской.

3 августа открывается выставка изделий ГФЗ, Национальной

Петергофской гранильной фабрики и Шатра смальт – 1-ая выставка изделий ГФЗ.

1920 

 

1920

Перестают закрашивать императорские марки, появляются личные знаки художников, инициалы и подписи.По предложению Музея революции в апреле ГФЗ выпускает серию посуды с портретами народовольцев. К испольнению этой работы привлечены С.В. Чехонин, З.В. Кобылецкая.

ГФЗ передан из ведомства отдела ИЗО в ведение Петроградского управления Академического центра научных и художественных учреждений РСФСР.

1 октября открылась розничная продажа изделий в магазине ГФЗ.

Учреждена должность комиссара завода, а директором- распорядителем ГФЗ назначен П.А. Фрикен.

В декабре завод получает заказ ЦИК на исполнение серии изделий для агитпоезда «Октябрьская революция».

По заказу ИЗО Наркомпроса ГФЗ выпустил 150 тарелок и блюд с надписью «Да здраствует VIII съезд Советов» (в т.ч. тарелки Р.Ф. Вильде, М.В. Лебедевой, З.В. Кобылецкой).

1921 В феврале ГФЗ исполняет 150 чашек и 250 тарелок с рисунком «Серп, молот и книга» и другими надписями и лозунгами.На ГФЗ выполнены две тарелки М.М. Адамовича с надписями на немецком и русском языках «Да здраствует III Интернационал», тарелки А.В. Щекотихиной-Потоцкой «3-й Интернационал и «Поющий Интернационал».

Создаётся серия изделий для аукциона в пользу голодающих Поволжья. 23 произведения помечены особой маркой: золотой серп, молот, часть шестерни, дата «1921» и надпись: «В пользу голодающих» (худ. С.В. Чехонин). Среди них – работы Р.Ф. Вильде, С.В. Чехонина, А.В. Щекотихиной- Потоцкой.

Для завода начали работать В.В. Кандинский и Н.Ф. Лапшин.

1922. 1 января завод перешёл на хозрасчёт.1 февраля Государственный фарфоровый и стеклянный заводы сняты с государственного (пайкового) снабжения. В июле открывается 2-я отчётная выставка новых работ. Выпущена серия изделий к 5-летию РКСМ по рисункам М.М. Адамовича и др.
1923. На ГФЗ открыта выставка «Русский фарфор от Елизаветы до наших дней. 1744-1922».1 марта в штат завода зачисляют Н.М. Суетина.

В апреле С.В. Чехонин переводится на Волоховскую фарфорово-фаянсовую фабрику «Коминтерн», где возглавляет художественную часть, но остаётся на должности постоянного художника-эксперта ГФЗ. Заведующим художественной частью ГФЗ становится Н.Н. Пунин.

ГФЗ получает на выставке в Ревеле (Эстонская торгово- промышленная палата) большую золотую медаль.

С ноября по декабрь в Стокгольме проходит выставка «Большевистский фарфор».

Отдел оптического стекла преобразовывается в самостоятельное предприятие – Лензос.

1924. Идёт сокращение штата завода. Уволены Н.М. Суетин и И.Г. Чашник.Завод выпускает серию изделий, посвящённых Ленину.
1925. ЛФЗ отправляет на Международную выставку декоративных искусств в Париже 281 номер (около 1000 изделий), продаёт фарфора на 14386 франков. Заводу присуждена большая золотая медаль.В сентябре С.В. Чехонина восстанавливают в должности заведующего художественной части завода.

В сентябре Государственный фарфоровый завод переименовывается в Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова (ЛФЗ).

С.В. Чехонин вводит технику печатного декора на фарфоре.

1927 Завод получает награды на III Международной выставке художественной промышленности и декоративных искусств в Монце-Милане.ЛФЗ исполняет серию изделий к 10-летию Октябрьской революции.

С.В. Чехонин покидает завод и в начале 1928 уезжает в Париж.

1931 Трест Росстеклофарфор создал на ЛФЗ первую художественно-производственную лабораторию для разработки художественных образцов продукции широкого потребления.
1932 В конце года Н.М. Суетин по направлению Ленинградского Союза художников становится главным художником ЛФЗ, а Н.Ф. Лапшин – консультантом по художественной части.
1936 На изделиях завода появляется новая марка – монограмма ЛФЗ (Ленингадский фарфоровый завод) по рисунку художника А.А. Яцкевича.
1990 Государственное предприятие «Ленинградский фарфоровый завод им. Ломоносова» становится арендным предприятием.
1993 Ленинградский фарфоровый завод им. Ломоносова переименован в Ломоносовский фарфоровый завод.
2001 В результате трёхстороннего соглашения между Министерством культуры РФ, Государственным Эрмитажем и ЛФЗ образовывается новый отдел Государственного Эрмитажа «Музей фарфорового завода».
2004 ЛФЗ получил официальный титул «Поставщик Кремля». К 1 июля на заводе работает 1591 человек.
2005 К конце года собранием акционеров ЛФЗ переименовывается в Императорский фарфоровый завод.

 
Источник: www.jamert.eu

Запись опубликована в рубрике Советский фарфор с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.